Сцена / Фестивали

Пушкинский фестиваль: Спаси и сохрани

08.02.2016 18:40|ПсковКомментариев: 7

Все же третий день Пушкинского театрального фестиваля в Пскове пока самый счастливый: псковичам и гостям фестиваля удалось посмотреть два самых сильных (на данный момент) спектакля фестивальной афиши. Хотя спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» по одноименной пьесе Михаила Хейфеца в исполнении артистов московского театра «Школа современной пьесы» начался с небольшого конфуза: установленных прямо на сцене Псковского драмтеатра стульев хватило не всем, и администраторы предложили приглашенным гостям занять места на балконе или в зале. «Мы не начнем спектакль, пока все зрители не сядут на сцене! Поставьте стулья, что за конфуз?» - обратился разгоряченный и раздосадованный худрук «Школы», автор спектакля Иосиф Райхельгауз к сотрудникам театра. Места в итоге нашлись всем. Неловкая пауза, впрочем, никак не испортила впечатление от самой постановки, которая оказалась потрясающей.

Не любить Пушкина нельзя

Импровизированная площадка для артистов расположилась прямо на сцене театра. Большая ниша - огромный ящик, гроб или песочница - доверху наполненная черным содержим, напоминающим то ли пепел, то ли золу, то ли землю, то ли песок. «Земля? Вроде земля», - как-бы отвечали на мой немой вопрос появившиеся на сцене молодые актрисы. «А светом Пушкин займется?» - недоумевали зашедшие в зал актеры.

«Спасти камер-юнкера Пушкина» - это история «маленького человека» из советских времен, который до смерти ненавидел Пушкина. «Ты что, Пушкина не любишь?» - фраза, которая буквально впилась ему в мозг с детского сада. Во время первой встречи с поэтом ему было всего пять лет. «Дурак. Откуда я знал, что не любить Пушкина нельзя?» - удивляется уже взрослый Михаил Питунин - главный герой постановки - в исполнении Александра Овчинникова.

Две линии повествования: заурядная жизнь этого самого Питунина, ничем не примечательная - детский сад, школа, техникум, армия, потом работа, перестройка и труба, как говорится, а вторая - жизнь и смерть великого поэта и попытка спасти его от неминуемой гибели. Повествование ведет сам Питунин и его друзья, близкие и не очень люди. Чем-то манера эта напоминает моноспектакли Евгения Гришковца: воспоминания из детства, юности, всем знакомые ситуации, фразы, которые каждый слышал не раз. «Ну почему Дантес не мог Пушкина еще раньше пристрелить, до того, как он эти сказки написал?» - ключевой вопрос всех школьников. «Да что вы за парни такие, даже Пушкина не читали...» - выкрикивает разочарованная барышня в ответ на навязчивые приставания главного героя.

И вот этот Миша Питунин, всей душой ненавидящий Пушкина, за которого ему всегда доставалось, внезапно встречает девушку, и вместе с ней они дурачатся - ищут пути спасения камер-юнкера. Как сделать так, чтобы великий гений остался жив? «Как можно было Пушкина спасти?.. Мне-то было по фиг, но ради поцелуя Леры (Татьяны Цирениной)...» - признается Питунин.

На сцене динамично разворачивается история советского мальчика и франта из XIX века. Мы узнаем факты из биографии великого поэта, не тиражированные в учебниках по литературе, актеры «Школы современной пьесы» открывают для нас его с другой, пусть и не самой лучшей, но самой живой стороны. «Ходок был «наше все». Секрет знал, что женщины любят ушами» - отмечает Миша Питунин, которому, кстати, стихи поэта тоже помогут добиться расположения противоположного пола.

Завершается история тем, что Питунин в конце концов повторяет судьбу ставшего ему почти родным Пушкина - в лихие 90-е ради квартиры его же старые приятели стреляют в него, а ему все кажется, что наконец-то у него получилось - прикрыл он все же своей грудью Пушкина и защитил его от роковой пули коварного Дантеса.

Прямо на сцене Мишу закапывают в этот черный пластиковый песок. Нет, не песочница это все же, могила. Причем, ни одного Питунина. Гаснет свет, и остается, непреднамеренно, конечно, светиться одна только табличка «Выход» над запасным выходом в большом зале Псковского драмтеатра. Есть ли он, тот самый выход? Для маленького человека и для великого гения? Все одно...

«Спасти камер-юнкера Пушкина» - это попытка показать нам поэта с другой стороны, избавить его от въедливых клише, назойливых учителей и экскурсоводов. Это попытка рассказать, каким он был на самом деле. Пусть не идеальным, порой даже отвратительным, но живым. Таким, каким мы его, к сожалению, не знаем. Кажется, с этой задачей Пушкинского театрального фестиваля артисты «Школы современной пьесы» справились на «отлично». Спасение удалось.

И Гоголя нельзя не любить

Это слово - «спасение», наверное, во многом применимо и к показанному вчера спектаклю «Никошенька. Петербургский дебют» молодого (петербургского, да) театра «ЦЕХЪ». Тот момент, когда мечтающий о литературном поприще мальчик из Полтавской губернии почти переступает через свою рукопись, почти поддается последнему соблазну большого города и, как кажется ему поначалу, большой жизни. Почти переступает, но... Но нет: «Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать», - это говорит уже не Никошенька, не студент 14 класса Николай Гоголь-Яновский, не автор романтической идиллии «Ганц Кюхельгартен», так беспощадно изруганной критикой. Это говорит уже проступивший в нем великий, мечтающий о великом. И отступает преследовавший его демон, ранее лишь почесывавшийся да вскрикивавший, если кому придется упомянуть имя божье.

Вот это путешествие, дорога к себе, настоящему, и является, на наш взгляд, содержанием истории, так великолепно рассказанной тремя молодыми петербургскими артистами. Они и начали буквально - от колеса, на котором Никошенька (Виктор Бугаков) пытается прикорнуть под грустную песню своей милой маменьки (Александра Мамкаева). Маменька убаюкивает, а Никошенька не спит. Да ему и не дает этот странный персонаж, которого так блестяще играет Андрей Чулков. Всю дорогу он будет у Никошеньки за плечом, корчась от той страстной молитвы, что шепчет мать. Он первым встретит мальчика в Петербурге и объяснит ему, что да как. А Никошенька такой чистый, глупый, восторженный, нежный! Он - такая легкая, такая лакомая добыча для врага рода человеческого. Стоит ошарашенный шумом и блеском столицы, дышит ею, платит, не глядя, за всю предлагаемую мишуру. И комично (но так естественно) лишается сознания, когда этот блестящий господин потянет из внутреннего кармана эротическую открытку.

У него в карманах-то много еще чего: и карты, и визитки значительных людей. И самого, брат, Пушкина, к которому Никошенька заявляется в неурочный час: спит еще барин, всю ночь глаз не сомкнул. «Работал?» - благоговеет мальчик. «Какое! В картишки всю ночь...» - отвечает ему всё тот же персонаж, прячущийся за дверью дома на Мойке. Путает, сбивает, лжет. И помогает сжечь несчастного «Ганца Кюхельгартена», разжигая костер - предвозвестник того самого, на котором, возможно, в другую февральскую ночь сгорел второй том великой поэмы.

Хотя в случае с «Ганцем», положим, Никошенька всё сделал уже сам: сам скупил весь тираж, сам сжег, сам отрекся... И на никчемную отупляющую службу поступил сам. И сам с нее ушел. И вот когда снова закутавшись в маменькин платок он спокойно и решительно раскладывает перед собой бумагу, вот тут-то Черт (назовем уже его своим именем) и отступится, вот тут-то и забеспокоится по-настоящему. Потому что та молитвенная преданность творчеству, которую демонстрирует вдруг этот смешной парнишка, оказывается для нечистого обстоятельством непреодолимой силы. Нет больше Никошеньки, дебют завершен. И этого немного жаль, но мы же знаем, кто рождается в этот момент! А больше-то всего жаль, что закончился спектакль, который, если честно, возвращает веру в молодую театральную Россию. Есть на кого оставлять — это нам убедительно доказал блестящий актерский ансамбль: ровный, точно подогнанный, крепкий, без всякого видимого напряжения справляющийся с материалом, который легким точно не назовешь.

А блестящая режиссерская работа Екатерины Ханжаровой, благодаря которой зритель так ясно увидел, ощутил и женственное тепло родного дома будущего петербургского дебютанта, и дорожную радость смешанную с тревогой, и морок великолепного и страшного Петербурга? В этом спектакле играет всё — от платяной щетки до того самого колеса, которое то ли доедет, случись, в Казань или Москву, то ли не доедет. До Пскова вот доехало.

Светлана Аванесова, Елена Ширяева, фото пресс-службы ТКД Псковской области

опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 217 человек
Сюжет: 23-й Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» Тюменского драмтеатра читатели ПЛН признали лучшим спектаклем XXIII Пушкинского театрального фестиваля Заметки о Пушкинском театральном фестивале Юрия Шора: Творческие силы России Книги гостей XXIII Пушкинского театрального фестиваля будут хранится в фонде Псковской областной научной библиотеки Пушкинский фестиваль: Предчувствие катастрофы. Наши дни Псковский драмтеатр публикует видеодневник шестого дня Пушкинского театрального фестиваля All you need is... правда: чем Тюменский драматический театр псковских женщин покорил В последний день Пушкинского театрального фестиваля зрители увидят три спектакля Григорий Козлов рассчитывает поставить спектакль с актерами Псковского драмтеатра в следующем году Видео-дневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День пятый Григорий Козлов не собирается быть нянькой при Александре Кладько Пушкинский фестиваль: Вечер пятый. С богом! Куклы из Гродненского театра представлены в псковской галерее «ЦЕХ» Три творческие встречи и два спектакля смогут посетить сегодня зрители Пушкинского театрального фестиваля Тюменский драмтеатр гордится своим участием в Пушкинском театральном фестивале Губернатор Андрей Турчак с супругой стали зрителями спектакля «Иван и черт» на малой сцене Псковского драмтеатра Пушкинский театральный фестиваль: «Лицедеи» теперь в деле Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 10 февраля Видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День третий Пушкинский фестиваль: Спаси и сохрани Вместе с актерами театра «Лицедеи» воспитанники театральной студии «Гвозди» в Пскове учились быть клоунами Встреча худрука Псковского драмтеатра Григория Козлова со зрителями, намеченная на 9 февраля, не состоится «Лицедеи» провели мастер-класс для участников псковской театральной студии «Я и Ты» Режиссер Иосиф Райхельгауз любит провоцировать зрителя В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове сегодня выступят «Лицедеи» Псковский драмтеатр ведет видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля Дополнительный показ «Пиковой дамы» состоится 10 февраля в 19.00 Пушкинский фестиваль: Городская легенда о простуженной душе и правдивые повести о душах страдающих Выставка «Сны Пушкина» открылась в галерее «Цех». ФОТОРЕПОРТАЖ Пушкинский театральный фестиваль: «Маленькие трагедии» в анатомическом театре Отменяется встреча с режиссером фильма «Дурак» Юрием Быковым В Пскове в 23-й раз стартует Пушкинский театральный фестиваль В преддверии начала Пушкинского театрального фестиваля в галерее «Цех» открылась инсталляция «Сны Пушкина» Два спектакля увидят в субботу зрители на XXIII Пушкинском фестивале В Псковском драмтеатре идут последние приготовления к открытию Пушкинского театрального фестиваля Доктор философских наук Юрий Шор сегодня прочитает лекцию о философии творчества в медиа-холле Псковского драмтеатра Спектакли «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «Никошенька» увидят псковичи сегодня Пушкинский театральный фестиваль стартует сегодня в Псковской области Художественная инсталляция «Сны Пушкина» откроется в галерее «Цех» Номинированный на «Оскар» мультфильм российского режиссера псковичи увидели дважды Завтра в Пскове откроется XXIII Пушкинский театральный фестиваль спектаклем «Маленькие трагедии» В рамках Пушкинского театрального фестиваля псковичи смогут услышать официальный голос Джонни Деппа Лекция-размышление о философии творчества пройдет в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля На бис» покажут в Пскове «Пиковую даму» Гродненского областного театра кукол Клоунскую интерпретацию известной сказки Шарля Перро покажут в Пскове «Лицедеи» Лекция Иосифа Райхельгауза начнет в Пскове цикл творческих встреч в рамках Пушкинского театрального фестиваля День памяти Пушкина в музее-заповеднике «Михайловское» отметят концертом Симфонического оркестра областной филармонии «Спасти камер-юнкера Пушкина» как попытка за повсеместными шаблонами и клише увидеть живого поэта Михаила Булгакова везет в Псков Большой Тюменский драмтеатр Чего не хватает современному театру, обсудят на Пушкинском фестивале в Пскове Спектакль, который привел бы в восторг Тима Бертона, откроет 5 февраля Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» - ностальгия по ушедшей духовности, высоким помыслам и чистым идеалам Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 9 февраля в рамках Пушкинского фестиваля Режиссер фильма «Дурак» и сериала «Метод» приедет на встречу с псковичами Легендарный спектакль «Евгений Онегин» Театра имени Вахтангова будет показан в рамках Пушкинского театрального фестиваля Александр Кладько о поисках сегодняшнего Пушкина, мистике и театральной моде «Подстрочник»: Александр Кладько о программе XXIII Пушкинского театрального фестиваля Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля обсудит возможность придания ему статуса конкурса Каждый спектакль XXIII Пушкинского театрального фестиваля найдет своего зрителя - Александр Кладько Молодежь Пскова привлекла внимание горожан к Пушкинскому театральному фестивалю флешмобом Псковичи смогут бесплатно посетить мастер-класс известного «лицедея» Александр Кладько выразил надежду, что его «Пять вечеров» в «приличном состоянии» Труппа Псковского драмтеатра надеется подготовить к следующему Пушкинскому фестивалю свой спектакль Дмитрий Месхиев не видит ничего страшного в том, что звезда скандального клипа группы «Ленинград» привлечет внимание к Пушкинскому фестивалю Бесплатные пригласительные и билеты со скидкой обещают зрителям организаторы Пушкинского театрального фестиваля Новые дарования открывает Пушкинский театральный фестиваль в 2016 году Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль немного изменился Ярким брендом Псковской области назвала Жанна Малышева Пушкинский театральный фестиваль Спектакль «Костя Треплев. Любовь и смерть» представит «Такой Театр» в рамках XXIII Пушкинского фестиваля Опубликована программа лекций и творческих встреч XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектакль о юности Гоголя покажут в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля «Повести Белкина» покажут на псковской сцене актеры Московского драмтеатра «Всадник CUPRUM» - петербургская легенда о любви Спектакль, получивший гран-при фестиваля «Молодые театры России», покажут на псковской сцене «Пять вечеров»: Старая любовь не ржавеет Режиссер Руслан Кудашов: Мы ложимся на землю, смотрим вверх и понимаем, что масштаб наших трагедий хоть и велик, но ничтожно мал Псковичам предлагают выиграть билет на спектакль «Пиковая дама» в театр кукол На спектакли Пушкинского театрального фестиваля заканчиваются билеты Опубликована программа XXIII Пушкинского фестиваля Открыта продажа билетов на спектакли XXIII Пушкинского театрального фестиваля «Дни Турбиных» покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале в Пскове Монодраму «Крейцерова соната» по мотивам повести Льва Толстого покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале «Пять вечеров» покажут на Пушкинском театральном фестивале дважды «Такой Театр» из Санкт-Петербурга покажет на псковской сцене оригинальную версию «Чайки» Чехова Санкт-Петербургский театр «Мастерская» представит на псковской сцене драму «Иван и черт» по Достоевскому Мистификацию «Пиковая дама» представит на псковской сцене Театр кукол из Гродно Театр «ЦЕХЪ» из Петербурга представит на псковской сцене драму «Никошенька» по письмам Гоголя Спектакль Иосифа Райхельгауза «Спасти камер-юнкера Пушкина» на псковской сцене покажут дважды В Пскове покажут кукольный спектакль от создателя «Дозоров» кинорежиссера Тимура Бекмамбетова Столичный театр Пушкина представит на псковской сцене «Повести Белкина» Знаменитый театр клоунов «Лицедеи» выступит в рамках программы XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектаклем-открытием XXIII Пушкинского театрального фестиваля станут «Маленькие трагедии» из Санкт-Петербурга
ПравилаКомментарии 7
08.02.2016 19:00
"Никошенька " действительно очень ладный и талантливый спектакль, спасибо режиссеру и актерам за это чудо!
2
Lady Kaka 08.02.2016 19:07
Какое, право, меткое название статье - СПАСИ и СОХРАНИ; СВЯТ-СВЯТ, короче!)
Да, не любить Александра Сергеевича НЕЛЬЗЯ; однако и смотреть то, что его наследия в последнее время делают, вовсе НЕВОЗМОЖНО.
2
08.02.2016 19:25
Сначала в наидепрессивнейшем регионе надо обеспечить биомассу хлебом, а потом уже устраивать зрелища, заодно облагораживая % $*омассу (превращая их в людей) и такиж же постановочников.

Не забуду спектакль в Пскове лет 10 назад, как Пушкин заглядывал под юбки дамам и дефилировал от одной к другой. Нет, это конечно, вне всякого сомнения лучше гомосятины (но, как говорится, подождите ещё: Дулин/Светлаков уже разъезжал по стране – по театрам! – со своими "пьсами"), А сейчас, слышал, и устраивают постельные оргии на сцене. Даже какой-то спектакль ("Банщик", что ли) запретили показывать...

Интересно было бы посмотреть на зрительский контингент такого непотребства...

Актёров всех на заводы и к станку!
1
08.02.2016 19:38
Не только актёров на заводы! И зрителей,которые идут на такой бред,да ещё смеются и аплодировать.
На лечение.
В богданово.
Можно-в платные платы.
Аналог происходящего на сцене.
0
08.02.2016 20:28
Очень хорошо написано - понятно и с участием. Спасибо! А что тут моськи тявкают - не обращайте внмания, моськам моськино.
13
08.02.2016 21:46
Моськи на всех сценах ,страдающие РУСОФОБИЕЙ-тявкают на Пушкина!
Оправдывая свою никчемность и мерзость.
0
09.02.2016 07:50
Всё с ног на голову. Есть зал и сцена, так нет, надо всё наоборот. Одни понты. Стыдно на старости лет играть в "новаторство". Жалко, убого, неумно. И нечего придумывать, что Пушкина заставляли любить.
0
Рейтинг@Mail.ru