Сцена / Фестивали

Пушкинский театральный фестиваль: «Маленькие трагедии» в анатомическом театре

06.02.2016 14:07|ПсковКомментариев: 10

Пожалуй, еще ни один Пушкинский театральный фестиваль в Пскове не открывался так просто и по-домашнему как начавшийся вчера двадцать третий: без чиновничьих речей о роли культуры и Пушкина в нашей жизни, без гордого пересказа многолетней фестивальной истории.

Вышел на сцену директор Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев и коротко сообщил зрителям, какое театральное многообразие ожидает их в течение ближайшей недели. Затем представил главного героя вечера – режиссера Руслана Кудашова, чей спектакль «Маленькие трагедии» и открывал фестиваль. А Руслан Кудашов – гость в Пскове не редкий, публика его знает, и он немножко знает псковскую публику. Возможно, поэтому режиссер тоже был краток: поблагодарил за то, что пришли, и извинился за возможный длинный антракт – сложные декорации требуют долгой сборки. Народ попросили не разбегаться (по крайней мере, по этой причине). Предупреждение оказалось излишним: публика никуда не делась, а после спектакля устроила артистам Петербургского ТЮЗа имени Брянцева стоячую овацию. Со всеми полагающимися «браво» и «режиссера!»

И это при том, что завершилось всё «Пиром во время чумы» - не самой сильной частью увиденных псковичами «Маленьких трагедий» от Руслана Кудашова. Режиссер добросовестно поставил все четыре, но казалось, что незримо присутствует еще одно пушкинское произведение – «Сцена из Фауста»: шум моря, песок и галька, разбросанные по сцене огромные (и просто большие) морские раковины, якорь… Но главное, конечно, человеческие кости и череп колоссального размера! И когда артисты, как аргонавты, выносят на плечах то ли утлый, то ли грузный (у Пушкина в «Арионе» всё же грузный) челн на этот пустынный берег, то, разглядывая их костюмы, вспоминаешь не стихотворение о единственном спасшемся певце, а как раз «Фауста». И про «мерзавцев сотни три», и про модную болезнь и про «всё утопить», конечно же. Но нет – из челна, который еще пригодится в финале как гроб, восстанет всё-таки певец. Режиссер назвал его Автором (Владимир Чернышов), хотя на самом деле это Пушкин. Только рыжий. Как Моцарт (Олег Сенченко), с которым они славно почудят после «Скупого рыцаря». Что не спасет Моцарта от смерти: чашу с ядом в руки Сальери (народный артист Валерий Дьченко) вложит сам Автор, чей портрет музыкальный гений носит буквально на груди – в виде принта на майке.

Моцарта, кстати, зритель узнает  сразу: лишь отзвучит «Ужасный век, ужасные сердца», и застучит в висках клубная музыка, так похожая на ритм сердца, как взгляд выхватывает из толпы на сцене хипстера в красных кедиках и узких штанишках. Он танцует самозабвенно, ничуть не заботясь, как выглядят со стороны эти прыжки и ужимки, но получается хорошо, очень хорошо! У артиста потрясающая пластика, но первая же мысль: значит, Сальери будет пожилым, в парике и камзоле. И таких моментально оправдывающихся ожиданий в спектакле много: то ли Псков видел уже столько «Маленьких трагедий», что любой ход кажется предсказуемым (а тут особенно мешали увиденные в прошлом году «трагедии» Петра Шерешевского , в этом году борющиеся за «Золотую маску» в трех номинациях), то ли режиссеры ловят одни и те же идеи, носящиеся в воздухе. И вообще, хорошо бы устроить отдельный фестиваль – только из трагедий! И вот тогда поглядим, поглядим… Но надо отдать должное Брянцевскому ТЮЗу: надолго отвлекаться (как говорили в пушкинские времена «развлекаться») он не дает.

Собственно, «цепляет» уже первая трагедия – «Скупой рыцарь», которую многие зрители наверняка считают скучной: велика радость смотреть на пьющего чужую кровь старика – ни тебе андалузских страстей, ни безумных злодейств, с которыми не совместим гений.  И, возможно, если бы не великолепный Барон (народный артист России Николай Иванов), та же участь постигла бы и «Скупого рыцаря» от Кудашова: порой, в постановках этой трагедии есть что-то разгонное, как будто подготавливающее публику к более интересным ей «Моцарту и Сальери» или «Каменному гостю». Но не в нашем случае. И дело не только в том, что Барон Николая Иванова настолько жовиален и силен, что любой Альбер перед ним просто тьфу. Нет, он любопытен еще и тем, как обосновывается его скупость, интересен акцентом, поставленным режиссером на миссию Барона. А миссия эта - прервать преступный путь золота, упокоить его в своих сундуках.

На сцене мы, правда, видим лишь один – в виде морской мины, и когда освобожденный сынок бежит к новой жизни, подобрав отцовские ключи, остается лишь догадываться, как там сейчас рванет. А ведь был, был момент, когда отец и сын, бросившиеся друг на друга в ярости, вдруг обнимаются! И падают в слезах, и Пушкин, то есть Автор развертывает (не над ними, а рядышком) карту звездного неба. А они смотрят в настоящее небо, показывают друг другу Орион (который в пушкинские времена был Арионом), Большую медведицу – как будто это действительно когда-то было в детстве Альбера, который только что прятался в скелете грудной клетки, и слышал, как клевещет на него отец... Так что карту Автор сворачивает быстро, предоставляя своим творениям завершить то, что суждено.

Тут отметим, что роль Автора в трагедиях Руслана Кудашова постоянно меняется: он то активно сотрудничает со своими персонажами как с равными – мы уже упоминали сцену, в которой он дурачится с Моцартом, разыгрывая Сальери. То поворачивает сюжет не в пользу любимца муз и своего любимца (уж гении-то  могут себе позволить солидарность).

И это абсолютно правильно: в конце концов, Моцарта в конкретном случае убил Пушкин, то есть Автор. Но вот он вообще уходит со сцены, предоставляя персонажам жить самостоятельно. И это тоже абсолютно правильно: художник, однажды придумавший своих героев, над их судьбой далее не властен, это убедительно доказывает нам двадцать три года Пушкинский фестиваль. А какая мука самому подчиняться? Логике повествования, провидению, неожиданной самостоятельности тех же героев! Смотришь, как на сцене «корежит» Автора, и вспоминаешь его же, то есть пушкинское: «Вообрази, какую шутку выкинула со мной Татьяна: замуж вышла»… И тут, понимаешь, делают, что хотят.

К слову, возможно потому, что спектакль игрался на незнакомой сцене и собирался буквально за сутки, иногда возникало ощущение, что в нем все тоже делают, что хотят. Или что могут. Как будто он подразболтался от дорожной тряски. Хотя всё чаще замечаемую во многих театрах разницу в классе между молодыми и зрелыми актерами (счет, разумеется, в пользу последних) на гастрольные проблемы не спишешь.

Но в этих «Маленьких трагедиях» есть, по крайней мере, две безупречные разновозрастные пары: Моцарт и Сальери и Дон Гуан (Радик Галиуллин) и Лепорелло (народный артист России Игорь Шибанов). Лепорелло, на наш взгляд, заслуживает отдельного признания: одетый, как будто он сбежал из рассказа О.Генри (впрочем, костюмы спектакля – это тоже отдельная история от их создателя – это Мария Лука), он самыми экономными средствами блестяще создает образ не слуги, а товарища, пусть и бесконечно уставшего от жизнелюбия своего Дона. Которого, кстати, убьет монах… Не статуя Командора, чью роль (во всех смыслах) играет скелет, части которого благополучно воссоединяются после антракта, а монах, бросающийся на Дон Гуана с ножом – по приговору Автора. Впрочем, Дон Гуан так и так обречен: кашель с кровью, который одолевает его уже на пороге дома Донны Анны, это же почти последняя стадия чумы… Царствие которой несколько неудачно славят в финале «Маленьких трагедий».

Но, как мы уже отметили, это никак не сказалось на овации, «браво» и «режиссера!». Будем считать, что двадцать третий Пушкинский театральный фестиваль в Пскове начался удачно.

Елена Ширяева

Фоторепортаж Андрея Кокшарова. Все фотографии.

опрос
Пора ли менять резину?
В опросе приняло участие 102 человека
Сюжет: 23-й Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» Тюменского драмтеатра читатели ПЛН признали лучшим спектаклем XXIII Пушкинского театрального фестиваля Заметки о Пушкинском театральном фестивале Юрия Шора: Творческие силы России Книги гостей XXIII Пушкинского театрального фестиваля будут хранится в фонде Псковской областной научной библиотеки Пушкинский фестиваль: Предчувствие катастрофы. Наши дни Псковский драмтеатр публикует видеодневник шестого дня Пушкинского театрального фестиваля All you need is... правда: чем Тюменский драматический театр псковских женщин покорил В последний день Пушкинского театрального фестиваля зрители увидят три спектакля Григорий Козлов рассчитывает поставить спектакль с актерами Псковского драмтеатра в следующем году Видео-дневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День пятый Григорий Козлов не собирается быть нянькой при Александре Кладько Пушкинский фестиваль: Вечер пятый. С богом! Куклы из Гродненского театра представлены в псковской галерее «ЦЕХ» Три творческие встречи и два спектакля смогут посетить сегодня зрители Пушкинского театрального фестиваля Тюменский драмтеатр гордится своим участием в Пушкинском театральном фестивале Губернатор Андрей Турчак с супругой стали зрителями спектакля «Иван и черт» на малой сцене Псковского драмтеатра Пушкинский театральный фестиваль: «Лицедеи» теперь в деле Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 10 февраля Видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День третий Пушкинский фестиваль: Спаси и сохрани Вместе с актерами театра «Лицедеи» воспитанники театральной студии «Гвозди» в Пскове учились быть клоунами Встреча худрука Псковского драмтеатра Григория Козлова со зрителями, намеченная на 9 февраля, не состоится «Лицедеи» провели мастер-класс для участников псковской театральной студии «Я и Ты» Режиссер Иосиф Райхельгауз любит провоцировать зрителя В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове сегодня выступят «Лицедеи» Псковский драмтеатр ведет видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля Дополнительный показ «Пиковой дамы» состоится 10 февраля в 19.00 Пушкинский фестиваль: Городская легенда о простуженной душе и правдивые повести о душах страдающих Выставка «Сны Пушкина» открылась в галерее «Цех». ФОТОРЕПОРТАЖ Пушкинский театральный фестиваль: «Маленькие трагедии» в анатомическом театре Отменяется встреча с режиссером фильма «Дурак» Юрием Быковым В Пскове в 23-й раз стартует Пушкинский театральный фестиваль В преддверии начала Пушкинского театрального фестиваля в галерее «Цех» открылась инсталляция «Сны Пушкина» Два спектакля увидят в субботу зрители на XXIII Пушкинском фестивале В Псковском драмтеатре идут последние приготовления к открытию Пушкинского театрального фестиваля Доктор философских наук Юрий Шор сегодня прочитает лекцию о философии творчества в медиа-холле Псковского драмтеатра Спектакли «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «Никошенька» увидят псковичи сегодня Пушкинский театральный фестиваль стартует сегодня в Псковской области Художественная инсталляция «Сны Пушкина» откроется в галерее «Цех» Номинированный на «Оскар» мультфильм российского режиссера псковичи увидели дважды Завтра в Пскове откроется XXIII Пушкинский театральный фестиваль спектаклем «Маленькие трагедии» В рамках Пушкинского театрального фестиваля псковичи смогут услышать официальный голос Джонни Деппа Лекция-размышление о философии творчества пройдет в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля На бис» покажут в Пскове «Пиковую даму» Гродненского областного театра кукол Клоунскую интерпретацию известной сказки Шарля Перро покажут в Пскове «Лицедеи» Лекция Иосифа Райхельгауза начнет в Пскове цикл творческих встреч в рамках Пушкинского театрального фестиваля День памяти Пушкина в музее-заповеднике «Михайловское» отметят концертом Симфонического оркестра областной филармонии «Спасти камер-юнкера Пушкина» как попытка за повсеместными шаблонами и клише увидеть живого поэта Михаила Булгакова везет в Псков Большой Тюменский драмтеатр Чего не хватает современному театру, обсудят на Пушкинском фестивале в Пскове Спектакль, который привел бы в восторг Тима Бертона, откроет 5 февраля Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» - ностальгия по ушедшей духовности, высоким помыслам и чистым идеалам Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 9 февраля в рамках Пушкинского фестиваля Режиссер фильма «Дурак» и сериала «Метод» приедет на встречу с псковичами Легендарный спектакль «Евгений Онегин» Театра имени Вахтангова будет показан в рамках Пушкинского театрального фестиваля Александр Кладько о поисках сегодняшнего Пушкина, мистике и театральной моде «Подстрочник»: Александр Кладько о программе XXIII Пушкинского театрального фестиваля Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля обсудит возможность придания ему статуса конкурса Каждый спектакль XXIII Пушкинского театрального фестиваля найдет своего зрителя - Александр Кладько Молодежь Пскова привлекла внимание горожан к Пушкинскому театральному фестивалю флешмобом Псковичи смогут бесплатно посетить мастер-класс известного «лицедея» Александр Кладько выразил надежду, что его «Пять вечеров» в «приличном состоянии» Труппа Псковского драмтеатра надеется подготовить к следующему Пушкинскому фестивалю свой спектакль Дмитрий Месхиев не видит ничего страшного в том, что звезда скандального клипа группы «Ленинград» привлечет внимание к Пушкинскому фестивалю Бесплатные пригласительные и билеты со скидкой обещают зрителям организаторы Пушкинского театрального фестиваля Новые дарования открывает Пушкинский театральный фестиваль в 2016 году Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль немного изменился Ярким брендом Псковской области назвала Жанна Малышева Пушкинский театральный фестиваль Спектакль «Костя Треплев. Любовь и смерть» представит «Такой Театр» в рамках XXIII Пушкинского фестиваля Опубликована программа лекций и творческих встреч XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектакль о юности Гоголя покажут в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля «Повести Белкина» покажут на псковской сцене актеры Московского драмтеатра «Всадник CUPRUM» - петербургская легенда о любви Спектакль, получивший гран-при фестиваля «Молодые театры России», покажут на псковской сцене «Пять вечеров»: Старая любовь не ржавеет Режиссер Руслан Кудашов: Мы ложимся на землю, смотрим вверх и понимаем, что масштаб наших трагедий хоть и велик, но ничтожно мал Псковичам предлагают выиграть билет на спектакль «Пиковая дама» в театр кукол На спектакли Пушкинского театрального фестиваля заканчиваются билеты Опубликована программа XXIII Пушкинского фестиваля Открыта продажа билетов на спектакли XXIII Пушкинского театрального фестиваля «Дни Турбиных» покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале в Пскове Монодраму «Крейцерова соната» по мотивам повести Льва Толстого покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале «Пять вечеров» покажут на Пушкинском театральном фестивале дважды «Такой Театр» из Санкт-Петербурга покажет на псковской сцене оригинальную версию «Чайки» Чехова Санкт-Петербургский театр «Мастерская» представит на псковской сцене драму «Иван и черт» по Достоевскому Мистификацию «Пиковая дама» представит на псковской сцене Театр кукол из Гродно Театр «ЦЕХЪ» из Петербурга представит на псковской сцене драму «Никошенька» по письмам Гоголя Спектакль Иосифа Райхельгауза «Спасти камер-юнкера Пушкина» на псковской сцене покажут дважды В Пскове покажут кукольный спектакль от создателя «Дозоров» кинорежиссера Тимура Бекмамбетова Столичный театр Пушкина представит на псковской сцене «Повести Белкина» Знаменитый театр клоунов «Лицедеи» выступит в рамках программы XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектаклем-открытием XXIII Пушкинского театрального фестиваля станут «Маленькие трагедии» из Санкт-Петербурга
ПравилаКомментарии 10
06.02.2016 15:38
Эти жуткие декорации в виде скелета вообще непонятно зачем нужны были.
3
адекватный человек 06.02.2016 15:50
в сумасшедшем доме сумасшедшая культура-браво !
0
06.02.2016 15:57
"Memento mori!",люди! ))) И меньше злитесь.
5
06.02.2016 16:23
Для настоящего ценителя не только творчества Пушкина,но и любящего самого Пушкина-зачастую именно открытие и закрытие играло важную роль.
А сейчас -организаторам НЕЧЕГО сказать.
И они забыли,что мы не ПРАЗДНУЕМ в зимнем фестивале.
Мы ВСПОМИНАЕМ и чтим Убитого поэта.
А нам -черепа и скелеты...
2
для15:57 06.02.2016 17:45
про мементо мори хорошо сказано в самом тексте "Маленьких трагедий", смысла в изготовлении скелета ТАКИХ именно размеров действительно не видно - на сцене и без него достаточно было всяких макабрических деталей. Ладно бы еще эти части скелета были как-то задействованы, а то ведь просто стояли на сцене. Эдакая непродуманная монументальность.
2
06.02.2016 19:10
Тошниловка какая!
1
06.02.2016 20:09
Жалкая попытка дотянуться до уровня Някрошуса. Не удалось,однако. Но имеет право быть.
0
07.02.2016 07:31
Ну, можно было более оригинально и скандально поступить, например сделать невероятных размеров фаллос. И привязать к этому даже больше смысла. А так обыкновенный, типа сценографический выпендреж. Конечно огромный респект бутафорам ТЮЗа - это настоящие молодцы и профессионалы. Что играть артистам после открытия занавеса, если стоит такая доминанта - череп? Занавес можно закрывать. Никакой артист не переиграет всех этих размеров. Художнику 2 балла за профнепригодность.
0
07.02.2016 23:55
А зачем вы вообще ходите на эти спектакли, если черепа и кости даже так раздражают? Надо полагать, чтобы было на что излить свой яд? Клубок змеиный. И ведь сидели аплодировали, сжав зубы.
3
08.02.2016 09:19
При чём здесь Пушкин?
Самовыражение режиссёра. Сейчас это в моде. Брэнд!
0
Рейтинг@Mail.ru