Спектакль «Никошенька. Петербургский дебют» творческого объединения «Цех свободных художников» будет показан в рамках XXIII Пушкинского фестиваля 7 февраля в 18:00, на малой сцене Псковского драмтеатра. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в театре, спектакль поставлен по письмам и произведениям Николая Гоголя.
Как отмечает «Петербургский театральный журнал», спектакль режиссера Екатерины Ханжаровой о юности Гоголя - прекрасный образец литературного театра с его непременной атрибутикой: ограниченное количество действующих лиц (всего трое: Никошенька, его мать и некий «петербургский франт»), минимализм в декорациях (верстовой столб, чемодан и деревянное колесо - символы жизненного пути вообще, и в частности Гоголя). «Каждый предмет многофункционален и многократно обыгрывается: колесо - это и знак дорог, по которым жизнь несет Никошеньку, и символ судьбы писателя, которая покатит его, неумолимо потащит за собой. Полосатый столб отмеряет версты судьбы Гоголя, символизирует его жизнь в пути и служит конечной точкой - знаком чиновничьего, холодного, не пригодного для оседлости Петербурга. Здесь гостят, куролесят, работают, достигают высот и ниспровергаются, но жить здесь после теплой, мягкой и ароматной родной Полтавской губернии невозможно. Чемодан - третий символ обреченного на дорогу и кочевую жизнь писателя», - отмечает в статье критики Виктория Аминова.
Персонаж Андрея Чулкова - петербургский франт - прекрасный образец существования в жанре литературного театра: он замыслен писателем (Виктор Бугаков) и воплощен актером причудливо и мозаично. Это собирательный, быстро трансформирующийся персонаж, с одной стороны, предельно бытовой - прохожий на Невском, сосед по квартире, приятель по перу, - но в то же время мистически единый во многих лицах, отмечает автор публикации. «Потому что для одуревшего от свободы, европейскости и соблазнов столицы Никошеньки все эти встреченные фигуры, принимавшие не очень-то искреннее и совсем не благотворное участие в его судьбе, в конце концов сливаются в одну демоническую фигуру. В некоего беса, который играет им, водит его по своему бесовскому усмотрению. Чулков виртуозно перепрыгивает из одного образа в другой и всегда как бы подмигивает зрителю, давая понять, что он все тот же черт, что попутал парня из Полтавской губернии, будущего великого писателя. Юный Гоголь в исполнении Виктора Бугакова непередаваемо трогателен и беззащитен, и в то же время - это бесспорно Гоголь. Он не «правильный хороший мальчик», он - мальчик на грани. Эта грань еще прелестного юношеского воодушевления уже грозит перейти в болезненность, но пока еще сохраняет очарование и юмор. В существовании актера есть что-то неуловимое для взгляда многоопытного критика: как работает замечательный характерный актер Андрей Чулков, нам понятно; что делает на сцене тонкая, акварельная актриса Александра Мамкаева - можно уследить; но как достигает такой убедительности Бугаков - неясно. Есть что-то надличностное и не имеющее отношения к профессии, а только к личности актера, что делает этого Гоголя - Гоголем. И хочется поверить в него, в то, что так все и было, что существовал этот возвышенный, нелепый, глубокий и уже чуточку сумасшедший юноша, который потом перерос (так понятно, отчего) в страшноватую и трагичнейшую фигуру русской литературы», - убеждена Виктория Аминова из «Петербургского театрального журнала».
Продолжительность - 1 час 50 минут без антракта. Для зрителей 12+. Заказ билетов на
сайте театра, телефон кассы: 72-80-22.