Актерский дневник ХХ Пушкинского фестиваля. День первый
«Господа Сенат, мы начинаем!..» - этим традиционным обращением патриарх и отец-основатель Псковского Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля, художественный руководитель Санкт-Петербургского Пушкинского театрального центра Владимир Рецептер открыл первое заседание творческой Лаборатории юбилейного XX фестиваля. Задуманный когда-то как форма подготовки к 200-летию Пушкина, фестиваль продолжает свое живое и живительное существование на псковской земле, самом пушкинском месте России. Сверить себя с Пушкиным, «опомниться» Пушкиным, вернуться к себе в Пушкине, - эти или близкие к ним мысли, так или иначе, стали лейтмотивом всех фестивалей, всех бурных дискуссий, всех сценических поисков участников фестиваля.
Афиши псковских фестивалей отмечены именами Олега Ефремова, Петра Фоменко, Юрия Любимова, Анатолия Васильева, Кирилла Лаврова, Татьяны Дорониной, Марка Розовского. В разное время в работе Лаборатории участвовали Станислав Рассадин, Валентин Непомнящий, другие выдающиеся исследователи, режиссеры, актеры, - всех не перечислишь. «Иных уж нет, а те далече…» Но вновь в работе фестиваля участвуют его завсегдатаи – главный научный сотрудник Пушкинского Дома в Петербурге Сергей Фомичев, профессор Новгородского университета писатель-пушкинист Вячеслав Кошелев, псковский писатель Валентин Курбатов. Все они, названные и не названные, были в разные времена главными действующими лицами многолетнего захватывающего спектакля по имени Пушкинский фестиваль. И все они говорили и говорят о том, что на фестивально-театральной карте страны псковский Пушкинский уникален благодаря не только имени первого Поэта России, но и благодатному творческому духу псковской земли.
Как-то Наталья Бржозовская, в то время первый помощник Владимира Рецептера в организации всех Пушкинских фестивалей, рассказала о попытке провести фестиваль в Москве, он тоже назывался Всероссийский Пушкинский:
- Несмотря на то, что программа была насыщена крупными именами, ведущими театрами, и тоже собиралась Лаборатория, ничего подобного там не случилось. Потому что первое слово в названии фестиваля - Псковский - очень многое определяет. Это место выбрано не случайно, мы постоянно слышим от участников фестиваля, что здесь, на этой земле, присутствует особый пушкинский дух, связанный с Поэтом. …И мы навсегда решили, что выносить этот фестиваль в другие места больше не будем. Мы бесконечно благодарны Пскову за то, что он смог сохранить Пушкинский театральный фестиваль.
- Мы в 20-й раз пытаемся осмыслить и помочь самим себе в медленном, но верном приближении к театру Пушкина, - продолжил Рецептер. - Это движение продолжится и после нас, потому что теперь уже ясно, что не только без Пушкина, но и без театра Пушкина России не обойтись!
К участникам творческой Лаборатории и всем собравшимся - а конференц-зал областной библиотеки с трудом вместил всех желающих - обратился и председатель комитета области по культуре Александр Голышев:
- Действительно, двадцать лет пролетели как один день. …Как невозможно представить Россию без Пушкина, так невозможно уже представить российское театральное пространство и тем более Псков без нашего фестиваля. Были у фестиваля и трудные времена, но мы их преодолевали, и во многом благодаря настойчивости и уверенности в будущем фестиваля его «рулевого» Владимира Эммануиловича Рецептера. …Сейчас область прикладывает титанические усилия по полной реконструкции и реставрации Народного дома им. Пушкина, нашего академического театра. И хочу вас заверить, что следующий XXIфестиваль обязательно начнет свою работу в обновленном, блистательном театральном здании!
С первым докладом - «Цельность замысла, или мои замечания о театре Пушкина» - выступил сам Владимир Рецептер, заметив вначале: «В сущности, этот мой доклад сочиняется двадцать лет».
Отправной точкой стало известное требование Пушкина к русскому театру - «истинность страстей и правдоподобие чувств». Говоря о статье Пушкина «Мои замечания об русском театре», написанной в 1820 г., Рецептер обратил внимание, что статья написана в период подготовки к «Борису Годунову», и следовательно, требования, предъявленные им русскому театру, автор обратил в первую очередь к себе. После завершения трагедии Пушкин прочел ее самому себе и, как известно, воскликнул: «…Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» Далее Рецептер, по сути, реконструировал этот моноспектакль - чтение «Годунова» самому себе, приложив к Пушкину-исполнителю те требования, которые он предъявлял актеру.
Далее докладчик провел параллель между актерским идеалом Пушкина и наставлениями бродячим актерам Гамлета в известной трагедии Шекспира, обнаружив их если не идентичность, то несомненную эстетическую и профессиональную близость. При этом Рецептер, многолетний исполнитель моноспектакля «Гамлет» (в свое время, лет сорок назад, театрального «хита» обеих столиц), играл трагедию в переводе Бориса Пастернака. Но теперь он предложил свой вариант перевода обращенного к актерам монолога Гамлета, и он действительно зазвучал как наставление театрального педагога-мастера актерам-ученикам.
Второй доклад представил директор музея-заповедника «Михайловское» Георгий Василевич, назвав его «Художественное пространство Пушкинского Заповедника». Да, можно отнестись к Михайловскому как к декорации, но попробуйте пройтись по заповеднику с томиком Пушкина, и вы увидите, как декорации оживают, наполняясь присутствием Поэта. Василевич, предложив каждому вспомнить первое свое посещение Михайловского, говорил о том, что именно человек дополняет пространство до его полноты, делает его довершённым, что не случайно Бог, создав Адама, именно человеку поручил дать имена животным, растениям и всему окружающему, что только творчество в полной мере уподобляет человека Творцу.
Торжественное открытие XX фестиваля состоялось вечером в Большом концертном зале областной филармонии, где свободных мест не было, кажется, ни одного. Фестиваль открыли Владимир Рецептер, Александр Голышев и председатель Псковского регионального отделения СТД, народный артист России Юрий Новохижин.
- Фестиваль уже доказал свою необходимость и способность стать долгожителем, - сказал Рецептер. - Подготовка к этому фестивалю оказалось одной из самых трудных. Для каких-то спектаклей не хватало именно такого зала, который сейчас на реконструкции, где-то не хватало денег, у кого-то здоровья. И кого-то из дорогих нам людей уже не дождаться. Т.е. их присутствие и впредь будет ощутимо, но, к сожалению, не осязаемо. Нет с нами гениального режиссера Петра Фоменко, выдающегося писателя Станислава Рассадина. Мы вспоминаем их сегодня благодарно и верно. Но и наш, ХХ фестиваль, как всегда, несмотря ни на что, состоялся.
Рецептер зачитал перед залом трогательное и эмоциональное приветствие фестивалю от Московского театра «Школа драматического искусства». Голышев огласил приветствие министра Культуры Владимира Мединского. Новохижин поблагодарил за поддержку театра губернатора Андрея Турчака, заметив при этом, что опыт театральной жизни в России говорит о том, что без непосредственного участия первого лица театральное дело в регионе бесперспективно.
Спектаклем открытия стала «Пиковая дама» Санкт-Петербургского драматического театра на Литейном в инсценировке, постановке и сценографии Игоря Ларина. Это первая его постановка в качестве главного режиссера известного питерского театра. Нам хорошо знакомо это имя. Когда-то, еще в 1986 году, по окончании ЛГИТМИК-а, он начинал в Псковском театре как актер, затем создал в Питере театры «Особняк» и «Монплезир», ставил спектакли по России и в Европе, неоднократно участвовал в Пушкинских фестивалях в Пскове, в том числе с моноспектаклем «Евгений Онегин. Рисунки на полях…»
Его «Пиковая дама», определенная им как «мистический анекдот», в чем-то ошеломляет, вызывает недоумение, но, как и все, что делает Ларин (а я видел его спектакли и в Питере, и на фестивале Достоевского в Старой Руссе), обладает необъяснимой притягательной силой. Интересно было бы поговорить о спектакле поподробнее, но теперь ограничусь впечатлением.
Это скорее некий драматический танец с двумя главными темами - Судьбы и Страсти. Танец вдруг обретших сценическую плоть и кровь сил, разрывающих человека на части. И человек, разрываемый страстями, меняет лики. Для этого и понадобились режиссеру три Графини, три Лизы… Мистика то и дело врывается в действо и берет верх. Так графини вдруг становятся почти колдуньями из «Макбета» или Мойрами, так кукла-карлик вдруг оказывается живой, но потом снова становится тряпичной куклой. Но вот «нечистая сила» схлынула, как в «Вие» Гоголя, и на столе остается завернутое в зеленое сукно тело Германа (или Германна, как у Пушкина), бывшего человека. До этого зеленое полотно буйствовало во всю сцену во время роковой игры героя. Зеленый - цвет игорного стола, цвет азарта… В финале сама Пиковая дама (есть и такой персонаж) сообщает пушкинским текстом: «Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»
Судя по первым содержательным докладам на Лаборатории и уже начавшейся заинтересованной дискуссии, по заполненному до отказа Большому залу филармонии на первом спектакле, начавшийся XX фестиваль обещает быть глубоким, интересным, неординарным.
Вик. Яковлев