Очередное, третье заседание творческой лаборатории ХХ Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля в Пскове и в Пушкинских Горах завершили сообщением «Пушкинские спектакли в музейном пространстве», которое сделал директор одного из крупнейших пушкинских музеев России и мира – Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) Сергей Некрасов.
Директор музея рассказал о наиболее удачных опытах разного рода театральных представлений в музее на Мойке, 12, на Даче Китаевой, в Царскосельском лицее, затронув очень важную и актуальную на сегодняшний день тему: тему взаимоотношений и, более того – взаимного тяготения музея и театра, которое широко наблюдается в нынешнее время. «Санкт-Петербург – город, диктующий пушкинское присутствие», – подчеркнул Сергей Некрасов, и отметил, что постижение творческого наследия поэта традиционно в северной столице идёт по трём направлениям: академическом, музейном, театральном. Не всё можно и нужно играть в музее, не всегда спектакль может влиться в интерьер музея, уточнил директор, да и музейные помещения трудно назвать идеально годными для театрального представления. Тем не менее, когда театр «попадает в тон» музею, и когда, например, спектакль, говорит о вопросах жизни и смерти, то его звучание, в доме на Мойке, прирастает особыми смыслами.
Как другого рода пример удачного опыта взаимодействия театра и музея Сергей Некрасов привёл «Песни западных славян» петербургского «Театра поколений», когда даже на родной, стационарной площадке спектакль, на его взгляд, звучал хуже, оставляя «ощущение некоторой несоразмерности накала страстей и пространства, где они разворачиваются». Совсем иначе спектакль – и с его пронзительными трагическими интонациями, и, в иные моменты, с некоторой иронией к пушкинским героям – зазвучал на открытом пространстве, во дворе дома на Мойке, 12. Напомним, что «Песни западных славян» петербургского «Театра поколений» псковский зритель видел на одном из фестивалей – тогда. Из-за малости сцены в Псковском драмтеатре его развернули тоже в музее – на сцене большого зала в научно-культурном центре музея-заповедника «Михайловское».
«Мемориальные интерьеры определяют очень многое, экспонаты становятся своего рода героями действа, зритель настроен особо, – подчеркнул Сергей Некрасов, – поэтому в музейном зале спектакль становится полнокровным театральным действием, с одной стороны, а с другой – высокой музейной акцией, куда более яркой и познавательной, нежели обычная экскурсия».