Дневник читателя 30.01.2015.
И ты пришла, необычайна,
меня приметила впотьмах,
и встала бархатная тайна
в твоих языческих глазах.
Владимир Набоков M.W.
В литературном пространстве есть имя - Марина Палей.
Строки Владимира Набокова можно отнести к творческой музе Марины Палей, писателя ею любимого, почитаемого.
Она родилась 1 февраля в Ленинграде (по ее собственному уточнению, в Ингерманландии). В своё время окончила государственную медицинскую академию им. И. И. Мечникова (бывший ЛГСМИ), работала врачом. В 1985 году поступила на отделение критики в Литературный институт им. А. М. Горького, которое окончила с отличием в 1991 году.
Личность Марины Палей притягательна своим поиском в творчестве, независимостью, неординарностью. Свою страну проживания (с 1995 года) – Нидерланды – Марина Палей ощущает буквами, они складываются в слова, образы, из которых Россия проступает то пунктиром, то драконом. Трагическое отношение к России явлено во всех ее текстах.
В 2010 г. за роман-притчу «Хор» писатель становится лауреатом литературной «Русской премии». Как ни парадоксально, здесь, как нигде, сильно проступило ее отторжение от России. Пороки, имманентно присущие российской цивилизации и российскому государству, побуждают Палей бежать из страны, рвать родовую пуповину. Но именно этот конфликт дает такую яркую прозу. Притягивает экзистенциальное объяснение жизни героев, - их чувства, мимолётные реакции более важны, чем события. «Человек сам себе до определенной степени страшный суд», - говорил Иосиф Бродский.
Почему в 60-е годы XXстолетия экзистенциализм так рвался в нашу страну? Именно потому, что в официальной литературе не хватало психологических страданий, духовных поисков отдельно взятого человека.
Об одиночестве сказала, как метафизическом ощущении: «Я мечтала, чтобы когда-нибудь — кто-нибудь помимо меня — открыл мою дверь своим собственным ключом». Это из романа «Дань саламандре». Но литературный герой имеет право прожить тему одиночества, ибо он живёт по своим законам, а не циркулярам идеологии государства. Сама «автор мрачных философских романов» (о «мрачности» можно поспорить) не любит давать интервью, живет «уединенно и отъединено».
Тяжесть общения с Родиной всплывает в ее текстах, где рвется боль за униженных и обездоленных, старых и больных, - тех, кто безжалостно выкинут властью. Как, например, доживающие свой век, одинокие старухи Евгеша и Аннушка из одноименной повести. Одной фразой – в этом и есть мастерство стиля! – является и общий советский тип, и человеческая судьба: «Аннушка жила на рупь в день… пятьдесят семь минус площадь, свет, газ, телефон, минус неизбежные, иногда непредсказуемые траты (горчичники – нитки – троллейбус – мыло – лампочка – носки – ах, ты, Господи, не напасешься!), но, что бы ни стряслось, Аннушка исправно измудрялась откладывать себе на похороны, и эта возможность дарила ей ни с чем не сравнимую радость».
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце... что же
Он будет без него? Тиран...
Классическая пушкинская цитата близка и созвучна зазеркальному творчеству Палей. В литературном зазеркалье удобно и понятно ее героям, погруженным в природу, любовь, слово. Литература – прекрасный обман, вмещающий трагедию Исхода, радость Обретения, смысл Возрождения, но Марине Палей мало одной литературы, отсюда – искусство дизайна, фотографии, где всё наполнено индивидуальностью стиля, где всегда происходит поиск темы.
Марина Палей неоднократно номинировалась на ведущие литературные национальные премии России. А роттердамский фестиваль Story International Festival - 1995 присвоил ей титул Russische Stijlprinses (Русская принцесса стиля).
«Премия не должна, не может, не имеет права быть единственным средством поддержки писателя. Особенно в России, в обществе фантасмагорического социального неравенства. В развитой состоявшейся стране он защищен как гражданин страны. Личностный опыт есть сырье «окружающей реальности», прошедшее сквозь индивидуальную аппаратуру глубинной переработки. Так Оруэлл буквально сжег себя физически, находясь в Англии, пропустив сквозь себя, на полную мощь, под напором, кошмары советского тоталитаризма». Так рассуждает Марина Палей, представляя Россию в контексте мировой цивилизации.
Нина Яковлева