Культура

Он хотел быть памятью народа…

11.12.2014 08:05|ПсковКомментариев: 17

Дневник читателя  11.12.2014.

Нравственное   начало   должно  стоять   выше,   чем  юридическое.

Справедливость - это соответствие с нравственным правом прежде,

чем  с юридическим.

                                   (Александр Солженицын «Как нам обустроить Россию»)

11 декабря - День рождения Александра Исаевича Солженицына. Сегодня ему 96.

В ноябре 1962 г.  журнал «Новый мир» печатает повесть «Один день Ивана Денисовича». В радости и надежде хрущевской оттепели Анна Ахматова написала:  «Ее обязан прочитать и выучить наизусть каждый гражданин из всех 200 млн. граждан Советского Союза».

Интеллигенция воодушевилась: казалось,  после «Ивана Денисовича» сталинское мракобесие заклеймили навечно, этого больше никогда не будет, не повторится, литературные критики заклинали: всё, всё тема закрыта, больше не надо. А цензоры идеологии опасались, что после Солженицына все начнут писать лагерную прозу. И тогда главный редактор «Нового мира» Александр Твардовский прибегнул к хитрости.  Александр Трифонович объяснил референту Хрущева Владимиру Лебедеву, какие доводы необходимо привести Никите Сергеевичу: «Художественный уровень этой вещи столь высок, что все остальное будет настолько ниже, что уже не будет речи о печатании». Спустя годы в дневнике А.Твардовского появится запись: «Я перечитал «Ивана Денисовича» и ахнул! Это же совершенно антисоветская вещь, где показано две страны – одна сидит в лагере, а другая ею управляет».

Повесть была  задумана еще в казахстанском лагере Экибастуза, у большинства персонажей имеются  реальные прототипы. В 1958 г. Александр Солженицын начинает писать «Архипелаг ГУЛАГ», но понимает, что полноценного труда не получится, - мало материала. И тогда рождается «Один день Ивана Денисовича». До сих пор непонятно, как же повесть дошла до читателя?.. Все партийные боссы, которые её читали, пропустили самое важное, - они не увидели главную тему Александра Исаевича  - Архипелаг ГУЛАГ. Но время славы оказалось ограниченным – три недели. Сам Солженицын надеялся на более долгий вздох. И вот уже активизировались партийно-литературные голоса, найдя себе сытное поле брани. Пройдет немного времени, и Никита Хрущев заявит о преемственности советских достижений, которые никому не позволено марать. После выступления Хрущева литературные прихвостни  поспешили назвать «Новый мир» «сточной канавой очернительства».

Людмила Сараскина: «… на этот манок, на этот огонь правды, на это полыхающее литературное знамя потянулись люди, которые хотели ему довериться, те самые зеки, которые поняли, что этому человеку можно рассказать о своей судьбе, о своем опыте, они стали приходить к нему тайно». 

«Один день Ивана Денисовича» - гуманитарный прорыв в идеологизированной советской литературе тех лет. Читатель прочитал о тех морально-нравственных, духовных проблемах своей жизни, о которых шептались на кухнях под журчание бегущей воды из крана. Здесь вольная жизнь показана ужаснее лагерной; здесь страшная история Беломорско-Балтийского канала, где люди работали за пайку хлеба; здесь безобразные хрущевские гонения на церковь (вот вера тысячелетий – им 25 лет лагерей – а они всё молятся, кто на восток, кто на запад, каждый по своему вероисповеданию); здесь скорбная история сидельцев тюрем и лагерей Советского Союза. Шухов говорит:

- А я за что сижу? За то, что в 41-м к войне не были готовы…

Писатель открыл нам живой русский язык, явив откровение солженицынского стиля.

Из телеинтервью театроведа Бориса Любимова: «Не столько лагерная правда меня потрясла. Его язык – это возврат к лучшим традициям. Здесь традиция «Максим Максимыча» Лермонтова, и «Записок охотника»  Тургенева. За «Иваном Денисовичем» стоит огромный писатель, который прокладывает тропку через послевоенную литературу в экспериментальную прозу 20-х годов и дальше – в великую классическую литературу и одновременно в будущее. За ним пошли писатели. «Новомирская» проза, на мой взгляд, большая «новомирская» литература началась с 62 года».

В 2008 году Людмила Сараскина за документальный роман «Александр Солженицын» получила второе место премии «Большая книга». В предисловии к своей книге она подчеркивает, что биографу не пристали «ни розовые очки, ни судейская мантия». Цель свою она видит в том, чтобы «осветить... возвышенным пониманием, а не пятнать низменными искажениями» жизнь и судьбу Солженицына. Людмила Сараскина абсолютно позитивна к своему герою. Антисолженицынская тема ею даже не рассматривалась. Сараскина не стремится рассуждать, является ли Солженицын великим писателем. Важно, что она рассматривает, анализирует, насколько тексты Солженицына и его авторская стратегия смогли изменить «строение и состав» русской словесности, изменить сознание миллионов его читателей. Что говорил Александр Исаевич, не всё, не всем и не всегда нравилось. Даже если забыть о намеренном перевирании и умышленном нежелании услышать и понять его слова. Он совершил то, что совершил.

Более того, совершил всё, что хотел совершить. Солженицын – фигура, вокруг которой всегда были зоны умолчания, недосказанности. Его предавали, убивали, дискредитировали словом и делом. Но сила духа, жизнь не по лжи помогли ему отстоять себя как человека и гражданина. Духовную катастрофу двадцатого века писатель-гражданин Александр Солженицын полностью разделил со своим народом. Герой Сараскиной призывает идти к миру «не мечем, а духом». Пожалуй, это евангельское выражение раскрывает морально-нравственные постулаты Солженицына. «Имя-крик, имя-скрежет, имя-протест. Ожог сознания» (Л. Сараскина)

На эхо российских перемен  Александр Исаевич откликнулся живо, заинтересованно. В сентябре 1990 г. в советской печати вышла статья «вермонтского затворника» -  «Как нам обустроить Россию». Уже первые строчки кричали о возможности катастрофы. «Часы коммунизма - свое отбили. Но бетонная постройка его еще не рухнула. И  как  бы  нам,  вместо  освобождения,  не  расплющиться  под его развалинами». Но мы, захваченные ветрами перемен, бежали прочь-прочь от его слов.

Правда, до боли стыдно было перед ним, когда его загикала-затопала Государственная Дума, - по-хамски, со всем пылом комсомольско-партийных вожаков.  Тогда-то и перешли Рубикон: сегодня стучат молоточки двадцатилетней давности.

«В_с_я  провинция,  в_с_е  просторы  Российского  Союза  вдобавок к сильному  самоуправлению  должны получить полную свободу  хозяйственного и  культурного дыхания. …Нормальная семья - у  нас почти перестает существовать.  А болезнь семьи  - это становая  болезнь  и для  государства.  Сегодня семья  - основное  звено  спасения  нашего  будущего.  Женщина - должна иметь возможность вернуться в семью для воспитания детей, таков должен  быть мужской заработок».

Он говорил – его поносили, над ним посмеивались, но проходило время, и являлись солженицынские смыслы. Через всю жизнь, с младых лет, он осознавал своё предназначение. Об этом, после долгих приватных бесед с Александром Исаевичем, скрупулезно и достоверно рассуждает Людмила Сараскина, восхищаясь как его самокритичностью, так и самодостаточностью.  Из интервью Людмилы Ивановны «Российской газете»: «В моем случае обилие материала было весьма непростой проблемой. К тому же биография Солженицына мне была интересна во всех ее пунктах, во всех точках времени, а не только в вершинные моменты, в периоды наибольшей его известности».

Александр Солженицын: «Я хотел быть памятью. Памятью народа, который постигла большая беда».

Нина Яковлева

опрос
Как оцениваете инфраструктуру для велосипедистов в Пскове?
В опросе приняло участие 139 человек
ПравилаКомментарии 17
11.12.2014 08:43
такие люди как он делали наше сегодня, а когда получили и увидели ужаснулись
2
11.12.2014 09:05
как нам обустроить россию... обустроили
0
11.12.2014 11:13
Солж - дутая фигура
7
житель 11.12.2014 11:40
Идиотам от природы! Какое отношение Александр Исаакович Солженицын имеет к сегодняшней власти? Не Солженицын А.И. виноват в том, что сами коммунисты, которые кстати и сейчас управляют страной уничтожили все здравое, что было наряду с той мерзостью, которую и показал великий русский писатель и гражданин!И запомните Вы, обиженные природой, что если примеры того, что было неприемлимым для свободных людей,я о рабах не говорю,- не будут осмыслены, а к этому осмыслению и призывал А.И.Солженицын, то повторится еще раз, но только в такой форме мерзости, что от России настоящей останется только название!И надо гордится,что русская земля рождает таких великих сыновей, а не гадить на них!
3
11.12.2014 16:57
этот полоумный солженицкер небыл великим.его сделали великим такие же полоумные как и он.
5
11.12.2014 17:27
солженицын-скользкий человек..книга историка островского(тщательно работает с документами)в интернете
4
11.12.2014 18:10
Великий русский человек! Низкий поклон А.И.Соженицыну.
3
11.12.2014 18:14
шлосский низко кланяется соЛЖЕницыну-за развал СССР и России!
4
11.12.2014 21:27
Жизнь А.И.Солженицына великий подвиг настоящего русского человека. По его книгам нужно изучать историю России 20 века. Совесть нашего народа.
1
12.12.2014 11:15
К сожалению в наше время Солженицын не востребован массовым читателем! Хотя думающих и понимающих людей всегда было не много!
0
12.12.2014 11:26
Видимо история нас ничему не учит! Народу Солженицын не нужен! Народу - прошедшему горнило 2-х революций, Гражданской войны, сталинские чистки и психушки времен застоя! Уничтожались лучшие, искоренялся генофонд русской нации, самые стойкие и несогласные! Выживали холуи и приспособленцы! В результате мы получили нацию овощей, ватников и всяких там Чубиков!!! Обидно за Русский народ! Во что его превратили за 70 лет Советской власти!!!
1
12.12.2014 11:37
Народ не имеющий "генетической" памяти - не народ, а быдло, скот!
0
житель 12.12.2014 18:35
Смотрю комментарии, и немного радуюсьm что есть все-таки умные людиm немного но есть! а так, сколько идиотов ,не зря они хотят считаться и гордится позорной кличкой скобари; неизвестно, кем придуманным. И я понимаю теперь, почему?ибо у Карамзина, где он описывал прозвища, живущих на различных территориях, например: новгородские звались -гушееды,тверские-козлы ,тамбовские-волки,рязанские -косопузые, и т.д. А знаете как псковские у Карамзина назывались-глядящие в небо! А кто смотрит в небо-сказать или сами догадаются!
1
почему? 12.12.2014 18:48
должны кланяться солженицыну?генетическая память-это свой род,деды-прадеды...для изучения истории ключевский,соловьев,фроянов...но уж никак не солженицын...биография путаная,сомнителен,нечист...
1
11.12.2014 22:27 12.12.2014 22:48
Ага,зато он на деньги госдепа в США свое "Красное колесо" и
писал.Читали,читали.Офигенное раздувание личности Николая
и ничем не отличается от советской пропагандистской литературы.
Только вектор другой.
0
15.12.2014 12:39
скользкий человек..в сша вещал о сбрасывании атомной бомбы на ссср...
0
15.12.2014 13:25
Когда много лет назад довелось читать затертый журнал "Роман-газета" "Несколько дней из жизни И.Д.", то кроме острой темы, ничего во мне не отозвалось на это произведение. СЕйчас , когда можно писать все и обо всем, подозреваю, что оно бы вообще не выстрелило. Ну а писать на деньги госдепа США... так у нас сейчас Шлосберг пишет на эти деньги и опять же биография путанная, сомнителен, нечист....
Иногда думаю о том, что дай людям десять произведений разных писатлей без обложки с указанием автора и большинство, даже очень культурных людей, не угадали бы, где Солженицых, а где нет. И пятерку поставили бы не тому автору. Но у нас это тоже в крови, уж еали начали кого хвалить, то до гробовой доски.
0
Рейтинг@Mail.ru