Катастрофа самолета А321 авиакомпании «Когалымавиа», разбившегося в Египте 31 октября, вызвала большой резонанс в российском обществе: о произошедшем известно 97% респондентов, сообщает ВЦИОМ.
На вопрос о вероятных причинах падения самолета россияне, слышавшие о крушении, отвечают неоднозначно: 43% склоняются к версии о теракте, 35% полагают, что трагедия произошла в связи с технической неисправностью самолета. О возможной ошибке пилотирования сказали лишь 3% респондентов. Затруднились ответить 16% участников опроса, проведенного 7 - 8 ноября среди 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 регионах РФ.
Единого мнения о возможных последствиях этой авиакатастрофы для России также нет: 47% думают, что в жизни страны в целом ничего не изменится, а 41% ожидают определенных последствий, в том числе 25% - очень серьезных.
Те, кто прогнозируют перемены, в первую очередь говорят об усилении проверок и контроля авиакомпаний и аэропортов (15%). Однако чаще отмечают негативные последствия: запрет полетов, прежде всего в Египет (9%), ухудшение отношений с другими странами (6%), отток туристов и проблемы туротрасли (5%) и т.д. Еще 7% опасаются терактов.
При этом от российских властей в связи с произошедшим подавляющее большинство ждет определенных действий. Более половины (57%) считают, что властям следует повысить безопасность авиаперелетов, около трети (32%) - усилить меры по борьбе с терроризмом.
Еще 28% выступают за приостановку полетов российских самолетов над территориями, где проходят военные действия. Отказ от участия России в войне в Сирии выбирают 9%, а 2% считают верным ничего не предпринимать.
Директор по коммуникациям ВЦИОМ Алексей Фирсов отметил, что опрос проводился в первые дни после катастрофы. «Версия теракта еще не стала доминировать в информационном поле, но уже тогда респонденты чаще были настроены выдвинуть ее на первое место. Можно уверенно прогнозировать рост этой доли в последние дни; в целом общество, имеющее в своей исторической памяти опыт терроризма, склонно на уровне первой реакции связывать подобные катастрофы с этим фактором», - пояснил он.
«Следует также иметь в виду, что падение лайнера стало одной из первых крупных катастроф в период развитых сетевых коммуникаций. Интерпретации подобных событий уже не будут идти только с опорой на федеральные СМИ, но в значительной степени ориентироваться на стереотипы, "экспертизы", популярные блоги социальных сетей. Этот фактор будет усиливать эмоциональные реакции людей, степень их личного сопереживания», - добавил Фирсов.
Напомним, аэробус А321 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс из египетского Шарм-эль-Шейха в Петербург, разбился 31 октября на 24-й минуте полета на севере полуострова Синай близ города Эль-Хасна. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли. Пассажирами рейса были граждане РФ, Украины и Белоруссии. Среди них - 9 жителей Псковской области.
По факту крушения самолета возбуждено два уголовных дела, соединенных в одно производство: по ст. 263 и ч. 3 ст. 238 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух или более лиц; оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).