Полагаю, что еще долго собирал бы себя в кучку с самыми разными мыслями по поводу катастрофы самолета, если бы не звонок главного редактора ПЛН Александра Савенко, попросившего поделиться с читателями размышлениями по этому поводу.
Ощущения просто человеческие попытаюсь передать в такой формулировке: леденящий ум и сердце ужас. Создатели всякого рода фильмов-катастроф в такой ситуации будут все равно в плену своих домыслов, ибо свидетелей того, что пережили пассажиры рейса, нет и никогда не будет. В голливудском кино неминуем счастливый финал. В небе над Египтом впору было умереть от страха еще до фактического фатального разрушения корпуса воздушного судна.
Побыв, в силу обстоятельств, пассажиром, не являясь специалистом в этой сфере, не стану выдвигать никаких версий. Есть основные, озвученные экспертами. Рискну высказать предположение: 224 бесценных человеческих жизни могла погубить чья-то личная банальная жадность.
А дальше попробую перемежать то, что уже озвучено публично, с определенными личными выводами. Авиационная статистика говорит, что одна авиакатастрофа приходится на 1,3 миллиона полетов. И есть, на мой взгляд, определенная доля вероятности, как не попасть в это число.
Наверное, многим еще помнится реклама недавнего прошлого: «Летайте самолетами Аэрофлота». Сейчас у всех на слуху некая якобы авиакомпания (скорее компашка) «Когалымавиа», - а, скажите, кто знал о ее существовании до субботы?! Точно также два раза в этом году и «Псковавиа» попадала в ленты новостей в связи с погрешностями при посадке и взлете. Представители министерства транспорта говорят о том, что свидетельство эксплуатанта было выдано на законном основании – у компании был необходимый минимум: восемь воздушных судов. Тогда почему представительница компании на пресс-конференции называет только пять бортов?! Самолет – это не леденец перед взлетом: рассосал - и нет его.
В моем личном опыте полеты на самолетах и «Аэрофлота», и «Люфтганзы», и «России», и маленьких компаний разных стран. И всегда будет перед глазами картинка, когда в марте 1996 года мы летели в Швецию на маленьком стареньком самолете, выполнявшем чартерный рейс, и все мое внимание было приковано к винту на обшивке корпуса двигателя, который всю дорогу пытался выкрутиться, придерживая какую-то болтающуюся по этой причине заслонку. Принципиальная же, на мой взгляд, разница состоит в том, что уровень авиакомпании, а в значительной степени и безопасности полета, на регулярных авиарейсах начинается с элементарного внешнего вида воздушного судна и его салона: он либо новенький, как с иголочки, либо, простите за грубое сравнение, напоминает женщину легкого поведения, которая, как говорится, «пошла по рукам».
Говоря о биографии разбившегося лайнера, это, увы, именно так. Не буду перечислять его скитания по разным странам Ближнего Востока, а после авиационного происшествия с ним, еще и по явно второсортным перевозчикам. В итоге он оказывается в той самой «Когалымавиа», словно купленный из-под полы на блошином рынке. Конечно, он, к сожалению, далеко не единственный такой на наших авиалиниях, но ведь тот же «Аэрофлот» не покупает воздушные суда на толкучке. Почему, когда все другие страны готовы отказаться и отказываются от таких самолетов, их разрешено покупать и эксплуатировать у нас?! Возможно ли представить, чтобы тот, кто ставит интересы безопасности пассажиров превыше всего, и не важно: в Японии или Великобритании, купил самолет, который при посадке повреждал хвост?! Летчики говорят, что самолет бывает двух видов: исправный и нет. Но заплата на самолете – это не заплатка на сапоге. И, если это считается допустимым, то почему бы пассажиров не уведомлять перед посадкой в самолет о бывших с ним авиационных происшествиях. И посмотрим, сколько нашлось бы любителей острых ощущений, которые, в данном случае, хуже, опаснее, чем русская рулетка.
Еще одно горестное размышление: Конечно, прошли те времена, когда «советские люди не ездили в булочную на такси». И, если есть возможность провести отпуск у теплого моря, то и наши граждане имеют на это право. Вот только, увы, низкий уровень их доходов зачастую толкает в объятия тех туристических фирм, которые пытаются всеми мыслимыми и немыслимыми способами сделать желанные путевки подешевле. Одна из главных составляющих экономии – авиаперелеты. И тогда такие компании, как «Когалымавиа», - просто находка.
Какие-то странные напрашиваются аналогии. Все нормальные страны мира отказываются от ЕГЭ, мы его насаждаем с завидным упорством. Для того чтобы повернуться лицом к собственному товаропроизводителю, особенно сельскому, нам понадобились санкции. Имея всего 120 легальных заводов по производству спирта и 240 по разливу водки, половина на прилавках – палёной. Вместо того чтобы производить и продавать новые современные самолеты в другие страны, мы собираем все хламье, что еще может подняться в воздух.
Лично я не вижу ничего страшного в том, если бы с первого января, а лучше – с завтрашнего дня все дальние рейсы по России и за рубеж стали осуществлять две-три крупные авиакомпании. А местные авиалинии закрывались бы маленькими перевозчиками, но с хорошим авиапарком.
Вместо и эпиграфа и эпилога. Американская поэтесса Эмили Дикинсон написала в 19-ом веке мудрые строки: «Умирали такие люди, что смерть мы спокойней встретим. Жили такие люди, что мост проложен в бессмертие». Родственникам погибших страховая компания и государство окажут помощь, в том числе материальную. Опять же рискну, и выскажу это предположение: каждый, из находившихся на борту, согласился бы, взяв кредит, продав все до последней рубашки, выплатить эти суммы сам. Просто как плату за возможность умереть в свое время в собственной постели.
Евгений Самуйлов