Депутаты Псковского областного Собрания накануне утвердили региональный бюджет в первом чтении. В том, что это произойдет, мало кто сомневался, ведь представители большинства - фракции «Единая Россия» - заранее заявляли, что поддержат предложенный администрацией проект главного финансового документа на ближайшие три года. Однако, как и в прошлом году, недовольных оказалось немало. Более того, в преддверии года губернаторских выборов к ним добавились новые персонажи, которые не могли не рассматривать обсуждение и принятие бюджета как один из заметных этапов неофициально стартовавшей избирательной кампании.
«Сумма госдолга снижаться не будет, если вы это хотите услышать»
В начале сессии губернатор Андрей Турчак обратился к собравшимся в зале заседаний регионального парламента с бюджетным посланием, которое, строго говоря, мало отличалось от предыдущих. Он говорил о так называемых «точках роста», выделив для исполнительной власти три приоритета на будущий год. Это сохранение и индексация социальной поддержки (пожалуй, главный козырь администрации в продвижении бюджета), выполнение «майских указов» президента Владимира Путина и инвестиции в инфраструктуру региона – как то: строительство дорог, газификация, открытие детских садов и др.
Губернатор констатировал следующие ключевые цифры бюджета-2014: доходы достигнут 25,3 млрд. рублей, при этом докладчик предположил, что сумма может вырасти на 3 млрд. рублей. У депутатов еще на предварительной стадии рассмотрения проекта документа возникли вопросы, а сбудется ли, так сказать, предсказание? «Основные поступления в бюджет в части собственных доходов, обеспечиваются двумя налогами: налогом на прибыль организаций и НДФЛ, которые составляют 58% собственных доходов бюджета… Доходы от налога на прибыль рассчитываются нами исходя из среднего прогноза, между оптимистичным и пессимистичным», - пояснил Турчак, обращаясь к коммунистам.
Правда, чуть позже депутат, лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг поставит под сомнение точность расчетов поступления налогов, представив как раз цифры двух предыдущих годов, где расчеты администрации области весьма разошлись с итоговыми цифрами, а именно – были завышены.
Цифра расходов, по словам Турчака, превысит 31 млрд. рублей, а дефицит, соответственно, составит 5,7 млрд. рублей. Впрочем, губернатор не единожды в ходе бюджетного процесса говорил про реструктуризацию долгов, и администрация даже смогла реструктурировать 3 миллиарда. Но такая процедура возможна только по долгам перед государством, к тому же реструктуризация практически не влияет на размер выплачиваемых процентов.
«По всем своим параметрам бюджет 2014 года ни в чем не уступает бюджету 2013 года, а по ряду позиций, о чем я скажу позже, позитивно превосходит текущий год», - подвел черту под математическими выкладками Андрей Турчак.
Временами складывалось ощущение, что глава области выступает, стараясь дать ответы на еще не прозвучавшие в ходе сессии вопросы депутатов. Так, опережая события, он остановился на растущем госдолге Псковской области. «Наш госдолг находится в рамках, допустимых бюджетным кодексом, соответственно, никакое банкротство нам не грозит», - заявил губернатор, после чего подробно рассказал, откуда за четыре года у региона взялась 8-миллиардная задолженность.
Первым с вкрадчивой улыбкой начал цепляться за тему долгов неформальный лидер псковского отделения «Справедливой России» Олег Брячак, который попросил Андрея Турчака в подробностях рассказать, когда и какими суммами будет гаситься госдолг. Губернатор, приподняв брови, рассказал, какие средства и усилия тратит администрация на обслуживание действующих кредитов. «Сумма госдолга снижаться не будет, если вы это хотите услышать», - заключил он, остановив попытки Брячака прервать его спич.
Впрочем, эсер, который вдруг неожиданно прозрел, прям как библейский Гай Кассий Лонгин*, и увидел, что «Псковская область гибнет», останавливаться не собирался и неожиданно поинтересовался у собеседника, участвовали ли в деятельности строительной организации «Буер» его родственники – в каком-либо качестве, отреагировав, очевидно, на информацию, которая в свое время склонялась на анонимных форумах. «Строительством и ремонтом дорог мои родственники никогда не занимались и, надеюсь, заниматься не будут», - ответил Турчак. Продолжения диалога не последовало.
После еще нескольких рядовых комментариев о бюджете высказались председатели комитетов, которые тоже по-своему увидели финансовый документ. Впрочем, докладывали традиционно не все: свое мнение по подобным вопросам берутся озвучивать Борис Полозов да Виктор Антонов. Полозов был традиционно полярен, успевая и покритиковать, и похвалить работу исполнительной власти. В этот раз, кстати, он почему-то не высказал дежурное «фи» в адрес вице-губернатора Татьяны Бариновой по поводу позднего представления документа в парламент, однако заявил, что бюджетный комитет рекомендует создать рабочую группу по увеличению собственной доходной базы региона. Надо сказать, об этом же обмолвился позже и руководитель фракции «Единая Россия» Валентин Каленский.
А вот Виктор Антонов бюджетом был доволен. Во-первых, он уже заявлял, что времени для изучения проекта документа и 18 государственных программ было достаточно, и что «кто хотел разобраться, тот разобрался». «Мы с удовольствием отмечаем, что все социальные программы, которые принимались в прошлом году, сохранены в полном объеме. С удовольствием отмечаем, что средства на здравоохранение и культуру в будущем бюджете будут выше, чем в прошлом», - медленно, расставляя акценты, рассказывал Антонов. Интересно, что в ходе публичных слушаний, да и на встречах с фракциями и парламентарии, и чиновники не единожды подчеркивали, что на эти сферы в следующем году предусмотрено меньше средств, чем в этом. И Андрей Турчак даже объяснил почему: из расходной части бюджета ушли объекты капстроительства. Но когда идет бюджетная сеча, не все об этом помнят, так что можно взглянуть на цифры под разным углом.
«Скажите, когда Псковская область обанкротится?»
А потом пришло время заявлений лидеров оппозиции, которые, по сути, выступали с предвыборными программами: следует понимать, что до единого дня голосования в сентябре 2014 года подобный форум у депутатов и чиновников состоится лишь в мае, когда губернатор будет отчитываться о работе за 2013 год.
Депутат, лидер фракции КПРФ Александр Рогов, который, к удивлению некоторых журналистов, не стал развивать на сессии тему куриных яиц, начал с поздравлений в адрес администрации области. «Молодцы, провели большую работу по представлению бюджета с элементами явного спектакля. Задача по созданию видимости работы над бюджетом выполнена. Больше вас поздравить не с чем», - с наигранным восторгом обратился к чиновникам Рогов. Он еще раз напомнил всем о госдолге, который по итогам следующего года должен достигнуть 11,5 млрд. рублей, «порадовался» сумме за обслуживание кредита – она превысит 800 млн. рублей в год. «Себе денег опять прибавили, а у муниципальных образований опять забрали – соотношение областного и муниципальных бюджетов уже 85% к 15%, - возмутился коммунист и обратился к коллегам. – Помните, что сегодня, голосуя за бюджет, вы голосуете за похороны местного самоуправления».
Ритуальную тематику поддержал и Олег Брячак, который предположил, что вместо «команды менеджеров Псковская область получила похоронную команду во главе с могильщиком». «Вас хватило только на то, чтобы набрать кредитов и не иметь программы их возврата. Я не знаю, зачем вы сейчас выступали, могли бы все это нам и не рассказывать. У меня много приемных по всей области, и я вижу, как живет область. На самом деле, она просто умирает», - сообщил собравшимся Брячак. Забавно, что, по мнению эсера, умирать область начала только в 2013 году. А как еще расценить тот факт, что в прошлом году справедливороссы в унисон с «Единой Россией» единогласно поддержали бюджет?
Следом выступил Лев Шлосберг, который отработал на депутатах новую методику подачи информации. Лидер «Яблока» провел анализ бюджета за последние 5 лет, продемонстрировав коллегам (да и чиновникам тоже) красноречивые графики по наполняемости налогами, снижению поддержки из федерального центра и прочая-прочая. Невольно вспомнилось, что в прошлом году Татьяна Баринова тоже предъявляла на общественных слушаниях массу графиков, но, как говорит лидер регионального отделения ЛДПР Сергей Макарченко, «когда Татьяна Алексеевна рассказывает о бюджете, я категорически не могу ничего понять».
На выступления оппозиционеров отрефлексировал Алексей Севастьянов, который начал свою речь крылатым «не могу молчать». «Ну что вы все о банкротстве?! Скажите, когда Псковская область обанкротится? В 17-м году? В 19-м? Скажите? Я доживу и посмотрю, что вы скажете людям опять?», - возмутился единоросс.
Под конец персональными выступлениями отметились Валентин Каленский, который, напомню, тоже не пел дифирамбы бюджету, а предложил работать над доходной базой, и Игорь Савицкий, который, как всегда, был прям: «Куда уходят деньги? На театр тратится 1,1 миллиарда рублей. Я считаю, что на деньги, выделенные на театр, можно построить десять театров», - заявил Савицкий. Отдельное время депутат уделил «троллингу» общественных слушаний по бюджету. «Вот вы говорите, что я не присутствовал… А я не люблю участвовать в процессах, в которых я лично, как и большинство здесь присутствующих, ни на что повлиять не могу», - обиделся бизнесмен.
Впрочем, и после его слов ничего не изменилось: депутаты поддержали бюджет в первом чтении. И хоть «за» проголосовали аж 28 депутатов при 23 необходимых, многих удивили 15 голосов «против»: это, как-никак, больше одной трети от всех депутатов. В прошлом году противников было всего десять, но в этом году – не стоит забывать – «прозрели» эсеры. Правда, частично: в частности, Лилия Никифорова проголосовала «за».
Как бы там ни было, проект главного финансового документа области утвержден в первом чтении. Теперь – слово за согласительной комиссией, в состав которой вошли представители регионального парламента и администрации. Именно от их работы во многом зависит, каким будет окончательная редакция бюджета-2014.
Денис Камалягин
* По преданию, римский сотник Гай Кассий Лонгин страдал катарактой. Во время казни Христа кровь брызнула ему на глаза, и Кассий исцелился. С этого момента он сам стал христианским подвижником.