Итак, бюджет Псковской области на 2014-й год принят во втором и третьем чтении. Дефицит его составляет 5 млрд 485 млн 442 тыс. рублей или 37,4% общего годового объема доходов областного бюджета. При том, что губернатор Псковской области Андрей Турчак в прошлом году прогнозировал плановое снижение дефицита в 2014 и 2015 годах до 21,8%.
Да-да, мы всё помним. Наверное, ни в одном регионе нет такого внимания к цифрам бюджетного дефицита как в Псковской области. Ведь ещё несколько лет назад, а конкретно с 2005 по 2008-й год включительно регион имел бездефицитный бюджет. И эта бюджетная политика администрации Михаила Кузнецова была предметом постоянной критики и почвой для конфликтов. Сторонники бездефицитности заявляли: надо жить по средствам. Противники указывали, что если придерживаться этого принципа, то развитие невозможно… Всех примирил 2009-й: повеяло кризисом и угрозой неисполнения социальных обязательств. Нужно было дважды повысить зарплату бюджетников и один раз муниципальным служащим. На святое, конечно, не покусились, «порезали» целевые программы, но бюджет впервые за три года приняли с дефицитом 26,8% (1 млрд 946 млн рублей).
Далее - только по нарастающей. За пять лет мы достигли бюджетного дефицита в 5,5 млрд, что стало почвой для постоянной критики бюджетной политики уже администрации Андрея Турчака. Впрочем, сторонники этой политики ничего страшного ни в росте дефицита, ни в росте долгов не видят. Мы все помним, как депутат областного Собрания Алексей Севастьянов требовал у «паникеров» назвать дату банкротства Псковской области. Тут крыть, слава богу, пока нечем: нет в Российской Федерации прецедентов банкротства её субъектов, введения «внешнего управления». А вот случаи объединения регионов есть…
Очевидные причины хронической нехватки
Так чем опасен рост бюджетного дефицита для конкретной Псковской области? И есть ли у бюджетного дефицита действительные преимущества, о которых многие говорили в эпоху бездефицитности? С этими вопросами мы обратились к нашему эксперту - доценту кафедры экономики и финансов ПсковГУ Виктории Гусаровой:
- Если рассмотреть бюджеты регионов Северо-Запада РФ, то все они являются дефицитными. Например, дефицит бюджета Ленинградской области составляет 9,1 млрд руб., Мурманской области - 8,3 млрд руб., Новгородской области - 2,0 млрд руб. Несомненно, наличие дефицита в бюджете любого уровня имеет свои негативные стороны, в частности, заключающиеся в том, что источниками финансирования дефицита в основном являются заемные средства, привлекаемые на условиях срочности, платности и возвратности. Это означает, что в последующие годы поступающие в бюджет доходы будут частично уходить на погашение данных обязательств, что может вызывать новые проблемы с нехваткой средств.
Чем же обосновывается такая хроническая нехватка средств бюджетов регионального (и не только регионального) уровня? В первую очередь, необходимо оценить соответствие доходных полномочий и расходных обязательств бюджетов субъектов РФ, которые также закреплены Бюджетным Кодексом РФ.
В настоящее время доходная часть бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, указанных в ст. 56-57 БК РФ, а также безвозмездных поступлений, роль которых в бюджетах регионов РФ неуклонно растет.
И те доходы, которые непосредственно закреплены за бюджетами субъектов, изначально не позволяют формировать бездефицитные бюджеты в большинстве российских регионов. Причинами являются: изношенные основные средства организаций и, как следствие, невысокие поступления по налогу на имущество организаций; сокращение поступлений по налогу на игорный бизнес без компенсации этих выпадающих доходов; невысокая рентабельность деятельности организаций (около 34% организаций Псковской области являются убыточными); низкие официальные доходы физических лиц (средняя официальная заработная плата по Псковской области составляет 19200 руб.).
В то же время, налоги, приносящие наибольшие поступления в бюджеты, аккумулируются на федеральном уровне (акцизы, НДС).
Формирование неналоговых доходов бюджетов также сталкивается с рядом проблем, среди которых: минимальное количество объектов имущества, оставшихся в региональной собственности после проведения приватизации; отсутствие в собственности акций, обеспечивающих высокую доходность; невысокие результаты деятельности большинства государственных и унитарных предприятий. Таким образом, регионы изначально поставлены в условия, не позволяющие обеспечить полное покрытие расходных обязательств налоговыми и неналоговыми доходами.
Или резать «социалку», или увеличивать налоги
В данных условиях, тем не менее, региональные власти должны обеспечить финансирование полномочий, закрепленных за региональным уровнем управления. Если рассмотреть структуру расходов бюджета Псковской области, то можно отметить, что приоритетными статьями являются: образование (18%); социальная политика (17%); дорожное хозяйство (13%); здравоохранение (11%), а также значительные средства предусмотрены на развитие экономики.
Таким образом, основными направлениями расходов бюджета Псковской области являются социальная сфера и дорожное хозяйство. Значение данных направлений для региона не вызывает сомнений.
Если проанализировать источники финансирования дефицита бюджета Псковской области, то на 2014 год к ним относятся: кредиты кредитных организаций в валюте РФ (40% от общего объема источников финансирования дефицита бюджета); бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ (19% от общего объема источников финансирования дефицита бюджета); изменение остатков средств на счетах по учету бюджетных средств (36% от общего объема источников финансирования дефицита бюджета) и прочие источники 5%.
В целом можно сделать вывод о том, что наличие дефицита бюджета региона является отчасти следствием действующего законодательства, определяющего доходные полномочия и расходные обязательства.
К сожалению, в сегодняшних условиях альтернативами бюджетного дефицита являются резкое сокращение расходов на социальную сферу или существенный рост налоговой нагрузки.
Елена Ширяева