Чуть больше недели прошло с момента назначения врио губернатора Псковской области Михаила Ведерникова – человека для региона абсолютно нового. Практически все политические аналитики, пытаясь объяснить жителям Псковщины, кто же к ним пришел, обращали внимание на почти полное отсутствие в биографии господина Ведерникова опыта работы в бизнесе и даже шире – опыта административно-хозяйственной деятельности: карьерный чиновник, политический управленец, живет на зарплату госслужащего и так далее.
По большому счету руководителем одного из самых бедных и уже в силу этого «самых социальных» регионов России назначен бюджетник. Мы уже поднимали круг политических и экономических вопросов, над которыми Михаилу Ведерникову предстоит работать в Псковской области. Сегодня хотим остановиться на проблемах социальной политики, которые в полный рост встают перед врио губернатора региона с первых дней его работы.
«Оптимистическая» преамбула
Сразу отметим, что для многих наблюдателей отсутствие связи Михаила Ведерникова с бизнесом выглядит большим плюсом: в силу исторических причин в Псковской области принято бояться руководителей - выходцев из предпринимательской среды. Словосочетание «эффективный управленец» в нашем глубоко дотационном регионе пишут в кавычках, не без оснований считая, что в бизнесе любая эффективность начинается с сокращения издержек. То есть с такого ругательного слова как оптимизация – в социальной сфере, где же ещё.
Тут нельзя не отметить, что высокая популярность Андрея Турчака в период его первого срока во многом была связана с игрой на контрасте: с первых своих шагов на губернаторском поприще он почти демонстративно отказался от продолжения политики оптимизации в социальной сфере, которую несколько лет проводил его предшественник Михаил Кузнецов. То есть в глазах рядового избирателя господин Турчак предстал едва ли не спасителем социальной сферы в целом. Что было нетрудно: большая часть неблагодарной оптимизационной работы к моменту его назначения была выполнена – хотя бы в системе образования. При этом политика оптимизации обозначалась как архивредная, несмотря на то, что она соответствовала федеральным установкам и де-факто латентно продолжалась.
На повестке дня оставалась система здравоохранения, но до 2015 года оптимизация в ней шла в вялом режиме модернизации. Во время первого срока губернаторских полномочий даже процесс объединения районных больниц, фактически имевший место, юридически завершен не был. Информационно же упор делался на развитии материально-технической базы учреждений здравоохранения: закупке нового оборудования, эффективность использования которого и сейчас вызывает вопросы даже у тех специалистов отрасли, которые абсолютно лояльны исполнительной власти; многочисленных ремонтах учреждений; концентрации усилий на создании центров специализированной помощи (на сегодня едва ли не единственным примером успешности действий в этом направлении остается региональный сосудистый центр на базе областной клинической больницы).
Вторая, более жесткая волна оптимизации началась уже после избрания Андрея Турчака на второй срок, в новых экономических условиях, по сравнению с которыми кризис 2009 года оказался «бархатным» периодом. Но принесла ли оптимизация 2015 года, шедшая уже по всем социальным фронтам (не только в образовании, здравоохранении, культуре, но и в сфере социальной защиты населения), ожидаемую экономию бюджетных средств – вопрос до сих пор открытый. Потому что шла она опять же в мягком режиме: много ли сэкономишь на зарплатах административно-управленческого персонала при физическом сохранении учреждений, функционирование которых нужно обеспечивать - «на тех же местах», как любили подчеркивать в администрации Андрея Турчака? И это лишь малая часть социальных проблем, которые стоят теперь перед Михаилом Ведерниковым.
Многие наблюдатели отметили, что, судя по официальной хронологии встреч врио губернатора Псковской области с вице-губернаторами, с куратором вопросов социальной политики Верой Емельяновой он встретился раньше, чем с «экономическим» Сергеем Перниковым. Впрочем, госпожа Емельянова в принципе первая, точнее – первый заместитель губернатора. В своем докладе Михаилу Ведерникову она сделала упор на вопросах завершения или продолжения строительства больших социальных объектов, а также отметила необходимость проявить особое внимание к проблеме кадрового дефицита в здравоохранении и обеспечения льготников лекарствами. Что хотелось бы к этому добавить?
Исполнение «майских указов»
«Майские указы» президента РФ, касающиеся значительного повышения заработной платы работников бюджетной сферы, - священная корова государственной социальной политики. Безусловно, эта корова для абсолютного большинства российских регионов оказалась не кормилицей, а тяжелейшим финансовым бременем, которое, тем не менее, никто не отменит. Буквально вчера, 19 октября, стало известно, что о невозможности исполнить целевые показатели по указам в 2017 году заявила Республика Карелия – первый и пока единственный регион в России, осмелившийся официально это признать и попросить помощи у правительства (пока 97,4 млн рублей на зарплату медикам, хотя говорится и о значительном дефиците финансирования зарплат учителей).
Напомним, что о риске неисполнения «майских указов» и в Псковской области говорили уже по итогам первого квартала 2017 года. В сентябре председатель Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения Сергей Аржаников на заседании администрации области сообщил, что по четырем категориям работников бюджетной сферы — врачи, средний медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений общего образования, преподаватели и мастера образовательных учреждений НПО и СПО — целевые показатели заработной платы выполнены на 100%. На 95% выполнен показатель по категории «младший медицинский персонал». Но в зоне риска неисполнения по-прежнему находятся педагоги дополнительного образования, работники учреждений культуры, социальные работники и педагоги дошкольных учреждений.
Тут нельзя не отметить, что любая информация об исполнении «майских указов» приковывает к себе пристальное и раздраженное внимание самих бюджетников, за последние три года сильно уставших от самого понятия «средняя зарплата», которая растет, в то время как фактическая (та, что в кошельках) в лучшем случае остается на прежнем уровне, и ее уже значительно подъела инфляция. Отдельным поводом для раздражения остается, скажем так, система подсчета средней зарплаты. Псковский областной совет профсоюзов систематически указывает на искажение официальной отчетности, в которую, по глубокому убеждению профсоюзной стороны, неправомерно включаются социальные выплаты – например, так называемые «сельские». Более того, в 2017 году псковским профсоюзам удалось ощутимо «качнуть лодку» путем проведения многочисленных акций протеста в областном центре, на которых бюджетники требовали реального исполнения «майских указов», а также проведения индексации своих должностных окладов. С учетом того, что в период президентской выборной кампании надежды на социальную справедливость могут только обостриться, врио губернатора Псковской области будет трудно ориентироваться лишь на официальные рапорты, которые, впрочем, тоже не демонстрируют большого оптимизма.
Индексация зарплат бюджетников и социальных выплат
Нельзя не признать, что исполнение «майских указов» последнее время служит и своеобразным прикрытием для чиновников, если речь заходит о требованиях индексации заработной платы бюджетников. Еще в конце 2016 года и в начале 2017 года, твердо отметая требования профсоюзов о необходимости индексации, которой не было два года, администрация области регулярно указывала, что вопрос повышения заработной платы для этой категории работников сейчас решается по «майскому» направлению, и оно является приоритетным. После серии протестных акций твердости у административной стороны поубавилось, профсоюзы фактически добились согласия исполнительной власти на проведении индексации с 1 октября 2017 года на 2%.
Поскольку эта цифра далека от реальной инфляции, борьба за проведение индексации уже в 2018 году – на уровень инфляции – продолжается. В настоящее время под петицией с этими требованиями подписались более 7 тысяч жителей Псковской области. В этом контексте особенно приятно удивила публичная поддержка вопроса со стороны председателя Псковского областного Собрания депутатов Александра Котова. Ведь еще на сентябрьской сессии парламентское большинство резко отказало инициаторам законопроекта об обязательной ежегодной индексации должностных окладов работников бюджетной сферы. А меньше, чем через месяц, в интервью радио «Эхо Москвы в Пскове» спикер областного парламента выступил с пожеланиями в адрес нового руководителя региона: найти возможность проиндексировать зарплаты бюджетников («мы, к сожалению, не делали этого по-настоящему ни в 2016, ни в 2017 году») и выплаты ветеранам труда («знаменитые» 1100 рублей, заменившие реальную компенсацию жилищно-коммунальных расходов на ЖКУ, не индексировались также в течение двух лет).
Кстати, еще один вопрос, касающийся не самого узкого круга лиц, – это вопрос об объеме компенсаций на ЖКУ для сельских специалистов. Сейчас он зависит от занимаемой ставки. Точнее, если специалист работает на полставки, то ему платят половину этой компенсации. Если на две – то только одну. Несправедливость такого подхода Андрей Турчак публично признал на встрече с профсоюзным активом в апреле 2017 года. И участники встречи восприняли его слова о том, что «решили, подсчитаем», как обещание несправедливость исправить, причем уже к началу нового учебного года (больше всего пострадавших среди учителей). Информация о том, что такое поручение губернатора существует, озвучивалось и в рамках работы областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Но летом бюджетники (точнее, профсоюзная сторона) получили из администрации области жесткое «нет», обоснованное всё тем же аргументом о справедливости применяемого подхода.
Заметим, что у Андрея Турчака даже с учетом напряжения, возникшего за последний год в отношениях с профсоюзами, сохранялся большой кредит доверия со стороны работников бюджетной сферы. Они всё еще поддавались психотерапии, признанным мастером которой был Андрей Турчак. Силен ли в этом деле Михаил Ведерников, пока никто не знает. Но и у него есть кредит - кредит ожидания. Не считая, конечно, многочисленных кредитов Псковской области, наличие которых не позволяет раздавать уверенные обещания хотя бы по индексации зарплат и социальных выплат, не говоря о возможном расширении мер социальной поддержки.
Строительство перинатального центра
Главный социальный объект, доставшийся в наследство Михаилу Ведерникову, – это пока недостроенный перинатальный центр Псковской области. Согласно информации официального портала государственных органов Псковской области, его ввод в эксплуатацию был запланирован на май 2016 года (символический «первый камень» был заложен в августе 2014 года заместителем председателя правительства РФ Ольгой Голодец и и.о. губернатора Андреем Турчаком, у которого шла предвыборная кампания). На сегодня (точнее - на 11 октября, эта информация появилась буквально за день до отставки Андрея Турчака) готовность центра составляет 86%, в то время как в марте 2017 года была 80% - по официальной информации. Но теперь это на сто процентов проблема Михаила Ведерникова, которому предшественник оставил новый ориентир – декабрь текущего года.
Кстати, еще в сентябре глава «Ростеха» Сергей Чемезов обвинял в срыве сроков строительства регионы (речь шла о перинатальных центра в Пскове, Гатчине и Петрозаводске), те, в свою очередь, подрядчиков. Так или иначе, перинатальный центр не нарушил давней традиции срыва сроков социальных (и не только) объектов, разве что новая школа в Борисовичах (юридически – в Пскове) выбивается из этого ряда. А, например, новый онкологический центр Псковской области строили с 2012 года, ввели в эксплуатацию примерно в декабре 2016 года, а в апреле 2017 года на ныне почившем сайте Турчак.ру люди еще жаловались на волокиту в запуске радиологического оборудования.
Впрочем, сами стены и даже оборудование нового перинатального центра вряд ли помогут решить основную проблему псковского здравоохранения – катастрофический дефицит кадров.
Кадровый дефицит в здравоохранении
От этой проблемы веет безысходностью. В течение последних двух лет жители Псковской области слышали от областной исполнительной власти, что предприняты исчерпывающие меры по борьбе с кадровым дефицитом в сфере здравоохранения: «целевиков» - учат, подъёмные молодым специалистам – платят, жилье - стараются выделять. За «кадром» остается лишь вопрос зарплаты. Если молодой врач, работающий в Пскове (не в районе), ездит на выходные в Санкт-Петербург, где за одно дежурство, причем в должности медсестры, получает половину своей псковской зарплаты врача – о каких исчерпывающих мерах можно говорить?
Да, зарплаты медиков (врачей) на общем фоне зарплат бюджетников в среднем выглядят привлекательно. Но главное слово здесь – в среднем. О том, что высокая (по псковским меркам) зарплата достигается за счет работы на 1,5-2 ставки, а некоторые врачи работают в разных учреждениях, и в целом занятость получается даже выше, не говорит только ленивый. Или опять же чиновник, который мягко указывает, что в связи с сокращением населения Псковской области снижается и нагрузка на врачей. Но даже те врачи, кто соглашается, что количественно нагрузка несколько снижается, говорят о качественном ее повышении. Слабая доступность медицинского обслуживания, кадровый дефицит в отрасли приводят к тому, что граждане запускают лечение. В учреждения здравоохранения обращаются в крайних, уже острых случаях. Плюс – старение населения, которое также качественно повышает нагрузку.
Как недавно заметил один из экспертов регионального отделения ОНФ, решить кадровый вопрос в псковском здравоохранении можно, предоставив молодому специалисту заработную плату в 70 тысяч рублей. Тут даже жилье уже становится пожеланием, а не обязательным условием. Понятно, что цифра для Псковской области фантастическая, но кадровый дефицит сказывается не только на доступности медицинской помощи, но и ее качестве, которое страдает в отсутствии конкурентной среды. Следствие – низкое качество жизни в Псковской области в целом.
Льготные лекарства
Учитывая, что треть жителей Псковской области – это пенсионеры, то есть люди, отнюдь не пышущие здоровьем, вопросы здравоохранения в любом случае выходят на первое место. Тут нам остается только согласиться с первым вице-губернатором, сделавшей в своем докладе Михаилу Ведерникову акцент на перманентных проблемах с обеспечением льготников Псковской области лекарствами.
Напомним, что псковские чиновники еще ни разу не подтвердили, что провалы в этом обеспечении связаны с некомпетентностью или халатностью конкретных лиц. Но даже представители оппозиционных политических сил в Псковской области согласны с тем, что лекарственное обеспечение больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, - это непосильное бремя для регионального бюджета. При том, что общий объем лекарственного обеспечения населения региона составляет порядка 600 млн рублей, больше трети этого бюджета (240-260 млн рублей) выделяется на лечение людей с редкими заболеваниями. Эту информацию озвучивал Андрей Турчак – на выездном заседании Совета по правам человека при президенте РФ, которое проходило этим летом в Псков. Бывший губернатор просил о поддержке Псковской области в вопросе изменения порядка финансирования лекарственного обеспечения людей, страдающих редкими заболеваниями. Последний год эту инициативу пыталось продвинуть на федеральном уровне и Псковское областное Собрание, как, впрочем, и сам бывший губернатор. Но то ли у инициативы, то ли у экс-главы региона не хватило «федеральной проходимости». Возможно, поработавший в двух полпредствах Михаил Ведерников мог бы выступить консолидирующим звеном для решения этой проблемы, характерной для многих регионов, особенно для небогатых северо-западных (да и северо-кавказских)? Но жители Псковской области пока не в курсе возможностей нового врио.
А вот Михаил Ведерников, конечно, уже в курсе, что в Псковской области ему предстоит решать социальные вопросы при отсутствии хоть каких-то значимых самостоятельных экономических резервов. Путь жесткой экономии, кажущийся эффективным управленцам в этих условиях самым правильным, ни одну из вышеперечисленных проблем не решает. Да и проблема, на самом деле, одна. Имя ей – демографическая катастрофа, остановить которую не смог ни один предшественник Михаила Ведерникова. Общая бедность, бедность работников бюджетной сферы (прибавьте к этой бюджетной «армии» пенсионеров - будет половина Псковской области), отсутствие качественной и доступной медицинской помощи, стремительное старение населения – всё это её причины. Можно ли связывать с Михаилом Ведерниковым надежды на их устранение, жители Псковской области узнают очень скоро.
Елена Ширяева