О том, что новому главе региона досталось тяжелое наследство, сказано уже немало. И, пожалуй, одной из самых увесистых проблем может стать 15-миллиардный госдолг Псковской области. Народная мудрость гласит, что это брать в долг деньги легко, а отдавать – трудно. Михаилу Ведерникову еще предстоит оценить иронию очевидности этой поговорки, ведь он стал врио губернатора как раз в тот период, когда новых займов региону уже не дадут, а за старые придется выплачивать немалые суммы.
Как мы дошли до жизни такой и что теперь нам с этим обременением делать? Эксперты расходятся и в трактовках ситуации, и в оценках тактики решать задачи в долг.
Финансовое иждивенчество
Не секрет, что проблема госдолга нарастала в Псковской области в течение всего периода времени, пока в кресле губернатора находился Андрей Турчак. Ежегодно мы брали новый займы, пока не достигли предела. Неудивительно, что этот факт стал одной из главных тем критических тирад со стороны оппозиции. В то время, как сторонники экс-главы региона утверждали, что лишь благодаря займам у нас появились важные инфраструктурные объекты.
К чему пришли в результате? На начало года государственный долг Псковской области составлял 14,8 млрд рублей или 98,5% от доходов областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений). В июне текущего года госдолг достиг уже 15,1 млрд рулей, но его соотношение к доходам уменьшилась - до 94,2%. Впрочем, общее положение дел этот незначительный люфт в 4 п.п. едва ли улучшил.
Более того, в плане займов мы достигли «потолка». Минфин уже наложил на нас ограничения, так что Псковской области в этом смысле в ближайшее время придется особенно тяжело. Согласно Бюджетному кодексу, госдолг не может превышать собственные доходы, а мы к этому критически близки. Поэтому новых кредитов нам уже не дадут, а вот расплачиваться за них придется. По статье «обслуживание госдолга» в этом году мы заплатим свыше 900 млн рублей. Для понимания масштаба - это всего лишь 4% от расходов областного бюджета, но в то же время, эта сумма в два раза превышает ту, что выделена в этом году в бюджете Пскова на «Развитие и содержание улично-дорожной сети города Пскова».
Однако в финуправлении Псковской области на ситуацию взирают стоически. «Зафиксирован незначительный рост госдолга региона на 0,3 млрд рублей, что находится в рамках бюджетного законодательства», - прокомментировала начальник управления Татьяна Баринова. Проблему высокого госдолга она объяснила низкой бюджетной обеспеченностью Псковской области, при этом заверила, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в настоящее время не ожидается сокращения статей регионального бюджета.
Более того, по ее словам, «руководство региона предпринимает все необходимые меры, чтобы выполнять взятые на себя социальные обязательства, в том числе исполнение майских указов президента РФ, а также завершить в текущем году строительство крупных инфраструктурных объектов: новой школы, перинатального центра и других».
И в пору бы успокоиться, выдохнуть, но Национальное рейтинговое агентство внесла в этом году Псковскую область в число регионов с низкой долговой устойчивостью. Специалисты НРА пояснили, что такая позиция означает, что решить проблему госдолга в нашем регионе в скором времени будет просто невозможно без кардинальных мер со стороны федерального центра.
«Самые проблемные регионы «плотно сели на бюджетную иглу» и рассматривают госденьги в качестве бесплатного источника для решения своих проблем. Если Минфину эта ситуация надоест, то хроническая проблема госдолга регионов может стать малоразрешимой», - нагнетают аналитики.
Доигрались?
Как все
Размер госдолга Псковской области увеличился с 2010 года в 10 раз и составил 15,5 млрд рублей. Пугают такие цифры? Все познается в сравнении. Госдолг Саратовской области, к примеру, превысил 50 миллиардов рублей, а в Самарской области увеличился за пять лет вдвое и пробил отметку в 70 млрд рублей - регион платит теперь по долговым процентам около 5 млрд рублей в год! Ну а безоговорочным лидером среди регионов России по внутреннему государственному долгу является Краснодарский край - свыше 143 млрд рублей. Но тут все понятно - Олимпиада 2014 года. Разумеется, все эти регионы и зарабатывает побольше нашего. Но, согласитесь, масштабы впечатляют!
Вот и многие псковские политики отмечают, что Псковская область в своей закредитованности совсем не уникальна. Около 85% субъектов РФ, когда на них переложили ответственность по социальным программам и майским указам президента, попытались компенсировать свои расходы чрезмерными заимствованиями. В десятках российских регионов долг превышает объем налоговых и неналоговых доходов.
«Если бы новая редакция Бюджетного кодекса вступила в действие уже сейчас, а не с 2019 года, то почти треть регионов были бы признаны неустойчивыми с точки зрения госдолга», - отмечают эксперты НРА.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко:«Тема состояния региональных бюджетов, межбюджетных отношений является перманентной и одной из приоритетных для Совета Федерации. Действительно, так сложилось в силу разных причин, что задолженность в целом ряде субъектов превышает, так скажем, разумные пределы. И это вызывает большие сложности»
Ну, так уж устроена экономическая модель в нашей стране, что совсем немногие субъекты федерации способны исполнять все свои обязательства без помощи федерального бюджета. Налоговая политика и существующие межбюджетные отношения буквально подталкивают регионы к долговой зависимости, или, как модно сейчас говорить, «сажают на кредитную иглу». Регионы вынуждены брать кредиты у государства, а когда не хватает и этих средств, в ход идут заимствования у коммерческих банков под кабальные условия.
О том, что механизмы горизонтального взаимодействия субъектов федерации при перераспределении финансовых ресурсов нуждаются в серьезной доработке, говорят уже давно. Совсем не в пользу регионов у нас пока складывается соотношение налоговых и расходных полномочий. Но пока воз и ныне там. Вот и получается, что с каждым годом регионы тратят все больше и больше на обслуживание долгов, а на развитие их остается все меньше.
При этом аналитики указывают на еще один сомнительный аспект «кредитоподсаживающей» политики государства. По их мнению, бюджетная система РФ сегодня активно стимулирует банковскую систему, эдакое скрытое финансирование. Некоторые говорят даже о том, что вся эта катавасия с внутренним госдолгом и вовсе пролоббирована финансовыми учреждениями. Коммерческие банки получает маржу где-то в 10%, которую потом списывают себе в резерв, а регионы в результате недополучают огромные деньги в виде налога на прибыль.
Угол зрения
Слышать критику в адрес региональной власти из-за огромного госдолга приходится нередко. Невольно задашься вопросом, а так ли необходимо было Псковской области погружаться в пучину многомиллиардных долговых обязательств? Если послушать, что говорят на этот счет псковские политики и предприниматели, и постараться сформулировать итоговую мысль максимально емко, то ответ получится весьма пространным: «Это как посмотреть».
Бывший губернатор региона Андрей Турчак в свое время указал на то, что после 2009 года в следствие общей плачевной экономической ситуации, Псковская область столкнулась с острым дефицитом бюджета. При этом, по его словам, в то время дороги, многие социальные учреждения и объекты ЖКХ находились в крайне плачевном состоянии. «Ситуация была на грани череды техногенных аварий», - заявлял глава региона и подчеркивал, что только благодаря кредитным средствам эту ситуацию удалось переломить.
«Опасения по поводу госдолга Псковской области совершенно необоснованны, - увещевал экс-губернатор, - ситуация полностью находится под контролем».
Оппозиция же правящей партии высказывалась на этот счет, наоборот, крайне критично.
Так, лицо псковского «Яблока» Лев Шлосберг предупреждал, что огромный долг Псковской области может довести ее до дефолта. Более того, намекал, что регион уже находится «в состоянии незафиксированного банкротства». По его мнению, собственные доходы области завышены на менее чем на 700 млн руб., а значит, и отрицательное сальдо по госдолгу неизбежно.
«При таком положении дел дефицит регионального бюджета становится символической математической величиной. Его пытаются искусственно свести к менее чем 10% между доходами и расходами (в том числе завышая плановые доходы), но это не получается даже в проекте бюджета... Двукратный рост доли дефицита областного бюджета - это серьезная тенденция», - такой комментарий депутат давал при верстке главного финансового документа нынешнего года.
Довольно жестко по этому поводу высказывался и лидер Псковского регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутат Псковской городской Думы Олег Брячак: «В нашем регионе ликовали банкиры, которые получали в год более миллиарда бюджетных денег из-за взятых областью кредитов, а население в виду такой политики просто-напросто вымирало. Страшно то, что большая часть этих кредитных миллиардов была пущена на ремонт дорог Псковской области. Дороги не выдержали многократного «перехода через ноль». Теперь нет ни денег, ни дорог. Совершенно нищий бюджет Псковской области выделяет на проценты по кредитам около одного млрд руб. В этой ситуации выигрывают только банкиры, а население – проигрывает».
А вот председатель областного Собрания депутатов Александр Котов полагает, что госдолг области - не лучший повод для критики.
Председатель областного Собрания депутатов Александр Котов:
«Не вижу здесь никакой катастрофы. Наш госдолг оценивается в сумму свыше 15 миллиардов рублей, и это отражено в проекте областного бюджета. Он не превышает установленных пределов. А когда эти предельные нормы федерального законодательства устанавливались, наверное, все понимали, до какого предела госдолг может быть у региона, чтобы он мог его обеспечивать, а до какого предела допускать нельзя», - отметил он.
В унисон с ним высказывается и генеральный директор ООО «ПсковАгроИнвест», председатель комитета по экономической политике, агропромышленному комплексу, экологии и природопользованию Псковского областного Собрания депутатов Александр Братчиков: «Кредиты Псковская область получала, чтобы выполнить майские указы президента. Поэтому говорить о том, что брать на себя долговые обязательства не надо было в принципе, наверное, неправильно. Нам необходимо было повышать уровень жизни населения. Это была задача, которую перед регионами поставило руководство страны. Благодаря займам нам удалось воплотить в жизнь очень много важных проектов: Ледовый дворец, Финский парк, набережные в Пскове, Изборская крепость… То есть мы понимаем, что полученные средства в итоге пошли на улучшение жизни людей».
Директор холдинга НПН Игорь Савицкий:«Государственный долг - это как ураган в штате Канзас: нас не касается. Если бы долг был перед другими странами, то еще могли бы быть какие-то не очень приятные последствия, например, заставили бы урезать расходы. А внутренний госдолг - абсолютно никого не затронет. Более того: чем больше вы займете, тем лучше региону. Если на погашение госдолга уходит 5%, это значит, что вы неплохо живете. При этом заимствования идут таким образом: по ставке 8% годовых от коммерческих банков на 2-3 года. То есть на каждом занятом миллионе мы зарабатываем 50 тысяч рублей за счет инфляции. Получается, чем больше мы взяли долгов, тем больше мы заработали».
Достаточно благосклонно ситуацию с госдолгом оценивают и независимые эксперты, которые не соглашаются с мнением, что активное привлечение регионами заемных средств - это всегда индикатор неблагоприятной ситуации. Так аналитик Forbes отметил, что, с одной стороны, чрезмерная долговая нагрузка рискованна и с определенного уровня начинает снижать оценку инвестклимата. С другой, долг для регионов - это такой же механизм развития, как и для бизнеса, они должны быть вложены в развитие с максимальной эффективностью.
«Исходя из этой логики, предмет гордости некоторых регионов - радикально низкий уровень задолженности (при невысоких экономических показателях) - является скорее признаком неумения развиваться за счет заемных средств. Естественно, возможности по обслуживанию долга у регионов разные, но предельно низкий уровень долга говорит, прежде всего, о том, что эти регионы не пытаются воспользоваться этим финансовым механизмом для своего экономического роста», - пишет издание.
Ну и заметим также, что большой долг лишь теоретически может привести к дефолту региона и, как результат, к прямому внешнему управлению федерального центра. Но на практике таких прецедентов еще не было, даже в куда более запущенных случаях, чем в Псковской области.
Государство нам поможет?
«Кто виноват?» - вопрос не праздный, но гораздо важнее найти ответ на вопрос «Что делать?». Некоторые экономисты видят решение проблемы растущего госдолга и бюджетного дефицита в справедливом перераспределении налоговых доходов. Речь идет не только об уменьшении мзды, перечисляемой в федеральный бюджет, но и о более глобальных шагах - например, о переносе центров формирования прибыли в регионы.
К слову, экс-губернатор Псковской области Андрей Турчак неоднократно выходил на федеральный уровень с вопросом о внесении изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Речь, в частности, шла об исключении акцизов и транспортного налога из расчета налогового потенциала, об исключении пониженного коэффициента при расчете модельного бюджета, а также о неснижении дотаций по отношению к предыдущему году низкообеспеченным регионам.
За пересмотр межбюджетных отношений регионов, в том числе Псковской области, с федеральным центром выступал и депутат Госдумы Александр Козловский. «Нам нужно пересматривать межбюджетные правила с Москвой. Мы должны добиваться особого отношения к нашему региону. Не для того, чтобы нам просто давать денег, а для того, чтобы мы быстрее развивались, чтобы росло свое производство, - пояснял он. - Растет производство - растет бюджет - растут доходы жителей. Чем больше в регионе мы будем зарабатывать, тем быстрее мы сможем поднимать зарплаты и пособия».
Впрочем, находились и те, кто такие подходы оценивал критично. По их мнению, на фоне сверхконцентрации экономики и населения в крупных городах (плотность населения в России в 17 раз ниже, чем в Китае и в 30 раз ниже, чем в Великобритании), рассредоточивать средства по стране - это просто размазывать их. А без создания точек роста, это занятие бессмысленное.
Заместитель председателя Псковского областного Собрания депутатов, председатель парламентского комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Борис Полозов:«Такого большого количества денежных средств, которые вкладываются в инфраструктуру региона, Псковской области и не снилось. Цена этому - очень большие долги. После общения с коллегами из парламентов других областей и Совета Федерации я сделал вывод о том, что так живут порядка 70% регионов. Важно, чтобы эти средства не разворовывались и не проедались. Мы имеем вложения во все сферы социальной инфраструктуры и имеем соответствующие результаты».
Рассчитывать на то, что все бюджетные долги нам государство просто спишет, а за коммерческие расплатится за нас, тоже не приходится. Федеральный бюджет с 2015 года из профицитного снова превратился в дефицитный - какие уж тут радужные надежды, когда в ход уже пошли деньги из Резервного фонда.
Да и тот же Александр Котов в свое время говорил, что такое развитие событий было бы неправильным: «Это расхолаживает и расслабляет. Такого быть не должно. Если кто-то взял кредит и соответствующие обязательства по его погашению, значит, эти обязательства надо выполнять».
Облегчить бремя может замещение коммерческих кредитов бюджетными с куда более щадящими процентами. Андрей Турчак в мае нынешнего года, выступая в Совете Федерации, заявлял о том, что в регионе «существует большая потребность перевода коммерческих кредитов в бюджетные» и что для Псковской области «это означает ни больше, ни меньше как дальнейшее выполнение «майских» указов президента Российской Федерации». Но для этого регион должен отвечать определенным критериям, из которых самый главный - соблюдение предельного размера дефицита и верхнего предела госдолга на уровне не более 100% от собственных доходов. Мы пока балансируем на грани.
Любопытно, что в одном из первых официальных заявлений Михаил Ведерников также заявил о необходимости замещения коммерческих кредитов бюджетными. Более того, назвал это «Одной из главных задач администрации области». И очень кстати, в октябре глава государства Владимир Путин уже объявил о масштабной реструктуризации долга регионов перед федеральным правительством.
Однако хочется заметить, что увеличение доходной базы регионального бюджета куда важнее кредитных рокировок. Рост доходов в свою очередь невозможно обеспечить без конкретных шагов, направленных на расширение спроса.
Президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов:«Необходимо развивать направления доходной части областного бюджета. Потому что с учетом тех кредитов, которые Псковская область набрала, основная задача будет заключаться в том, чтобы понять, как эти кредиты гасить. В то же самое время нужно выдерживать бюджетную политику. Таким образом, формирование бюджета и его исполнение - должны стать основной задачей губернатора. Для этого нужно будет четко понимать, кто это бюджет формирует».
Эксперты подсказывают, что есть еще ряд направлений, которым стоит уделить внимание, чтобы увеличить приток денег в бюджет. Например, борьбе с неформальным сектором экономики: зарплатой в конвертах, двойной бухгалтерией, предпринимателями без регистрации и прочими изысками теневого бизнеса.
Александр Братчиков также предложил несколько конструктивных предложений по наполнению бюджета. Это и создание в районах площадок с готовой инфраструктурой для привлечения инвесторов, и развитие аграрного туризма, и поддержка фермеров, которые освоили бы к тому же еще и зарастающие кустарниками поля, и решили проблему с пустующими сельскими территориями. Наверняка таких идей у людей дела еще немало. Услышат ли их?
Жить по средствам
Нам предстоит окунуться с головой в интересное и сложное время, в котором придется жить по средствам. Свою квоту на заимствования Псковская область уже выбрала и теперь начинается суровый период выплат по счетам. Госдолг, как и любой другой, платежом красен. В результате мы потеряем солидный кусок бюджетного пирога, который можно было бы направить на развитие региона.
Мотивацию жить столь расточительно нам объясняли необходимостью повышения качества жизни населения. Но это ведь это не значит, что поставленная задача уже решена. Сделать еще нужно очень многое, а бюджет на следующий год едва ли можно будет назвать «наваристым». Тут даже уже ставшим традиционным определение «бюджет затянутых поясов», возможно, будет недостаточно живоописательным.
Будем смотреть на ситуацию трезво – не до жиру, но хочется надеяться, что те проекты, безусловно, важные и нужные, которые появились в Псковской области за счет коммерческих и бюджетных займов, не станут для нас тем подарком, за который потом нужно расплачиваться не улучшением, а ухудшением качества жизни. В этом случае, они теряют всякий смысл.
И здесь и перед врио губернатора, и перед исполнительной, и законодательной властью региона встает пусть и непростая, но вполне решаемая задача – как этого не допустить. Благо, эксперты уже обозначили немало точек роста для увеличения доходной базы. Осталось лишь воспользоваться их советами.
Алексей Овчинников