Псковская Лента Новостей представляет первое в 2019 году обозрение основных событий политической жизни региона. Как правило, в январе у нас царит информационное затишье - и публике требуется немало времени, чтобы постепенно, после продолжительной раскачки, вернуться в привычный режим. Однако наступивший год стал исключением. Сразу после новогодних каникул, без всякой паузы, закипели страсти, и один за другим грянули громкие скандалы.
«Никогда такого не было - и вот опять»
Началось все с перепалки «либералов» и «охранителей» в связи с задержанием местных оппозиционеров - супругов Лии и Артема Милушкиных. И главное - по какому поводу: не по какому-нибудь привычному нарушению порядка организации митинга, а по подозрению в сбыте наркотиков в крупном размере! Публика тут же разделилась на два непримиримых лагеря. Тех, кто в официальную версию силовиков принципиально не верит, видит в произошедшем провокацию и преследование оппозиционеров по политическим мотивам. И тех, кто довольно потирают руки: мол, «правильно, что повязали, они мало того, что берут деньги у опального олигарха и Госдепа, так еще и подсаживают на наркоту наших детей».
Следом - новый «очаг напряженности». Известный возмутитель спокойствия, предприниматель и экс-депутат регионального парламента Игорь Савицкий публично выступил против строительства под Псковом химического предприятия «Титан-Полимер». То, что для власти и руководства особой экономической зоны «Моглино» (в отношении гендиректора Ольги Торбич накануне завели уголовное дело) - великое благо, по мнению господина Савицкого - экологическая бомба у городской черты, во всех отношениях невыгодная псковичам. Поднятая бизнесменом тема вызвала заметный общественный резонанс, а местные коммунисты оперативно выступили за проведение референдума по этому вопросу.
Параллельно разгорелся скандал в связи с грядущим объединением Псковского и Изборского музеев под началом Наталии Дубровской. Против далекоидущих планов чиновников от культуры выступила часть коллектива Псковского музея и многие представители общественности.
Если добавить к этому доносящийся из муниципалитетов ропот в связи с оптимизацией районных газет, продолжающиеся протесты псковского облсовпрофа во главе с председателем, депутатом областного Собрания Ульяной Михайловой и сотрудников «Псковпассажиравтотранса» против политики нового руководства госпредприятия, возмущение людей по поводу старта «мусорной реформы» (внедрения новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами), то станет очевидно: такого бурного и изобилующего скандалами начала года в нашем регионе не было давно.
Показательна в этом отношении сессия Псковского областного Собрания, прошедшая в минувший четверг. В ходе заседания депутатский корпус коснулся едва ли не всех выше обозначенных, а также многих других острых тем. Причем, выступали представители как оппозиции, так и парламентского большинства.
При этом нельзя сказать, что многие из проблемных вопросов появились на ровном месте и только сейчас. Напротив, они назревали давно, но именно в январе 2019-го «выстрелили» и стали предметом бурного обсуждения как в кулуарах, так и в публичной плоскости. Касается это и реформ, инициированных властью. И здесь следует отметить, что когда власть вынуждена идти на некие непопулярные меры или предпринимать неоднозначные решения, то представляется разумным и логичным с самого начала продумать возможные последствия, общественную реакцию, привлечь экспертов, обеспечить через СМИ информационную поддержку инициатив, разъяснять смысл шагов, в результате чего выиграть борьбу за общественное мнение. Весь этот набор действий следовало использовать практически во всех обозначенных выше ситуациях. Ведь достаточно часто больше шума бывает не из-за концепции самих реформ, а из-за того, как они реализуются, иногда люди просто не понимают, что происходит на самом деле, это порождает мифы и фобии населения. Поэтому первоначальная задача любых властей «не рубить с плеча», а объяснить граждан, добиться того, что в цивилизованных странах называется «общественным договором».
Вспомним хотя бы историю, случившуюся пару лет назад еще при прежней администрации, когда чиновники умудрились так посчитать кадастровую стоимость земли для приусадебных участков, что все садоводы Псковщины были в шоке. Реформу запустили, поднялся протест, стали разбираться - оказалось, чиновники напутали. Поразительно, но примерно те же подходы мы наблюдаем в работе политического блока, во главе которого менеджеры среднего звена прежней команды, при новом руководителе. У многих наблюдателей это вызывает недоумение, ибо ни для кого не секрет, что губернатор Михаил Ведерников хорошо понимает значение работы по информационному сопровождению деятельности органов власти и формированию общественного мнения. По роду прежней деятельности (прежде всего - в администрации президента РФ и аппаратах полпредов главы государства на Северном Кавказе и Северо-Западе России) он знает, как должна функционировать данная система. Это отличает псковского губернатора от многих других глав регионов - путинских назначенцев, которые из-за отсутствия соответствующего опыта значения данного направления не понимают и исходят из того соображения, что если их прислал «сам Владимир Владимирович» - то чего напрягаться и заморачиваться по поводу «мелочей» вроде разъяснения населению своих действий и непопулярных реформ. Но это заблуждение - роль общественного мнения важна, и, повторюсь, Михаил Ведерников, очевидно, это прекрасно понимает. За время его работы в Пскове он уже продемонстрировал, как может действовать - вспомним прошлый предвыборный год. Несколько месяцев перед сентябрьским днем голосования не оставили сомнений: работа региональной власти в этом направлении может быть и эффектной, и эффективной (подтверждением чему - 70% голосов за врио губернатора 9 сентября 2018 года).
Однако выборы прошли, а вместе с ними - и прежние подходы в сфере связей с общественностью и разъяснения политики регионального руководства. На протяжении нескольких месяцев мы наблюдаем отсутствие внятно сформулированной позиции власти по основным темам актуальной общественно-политической и социально-экономической повестки. Уж сколько в свое время, при прежнем губернаторе, говорилось про недостатки крайне запутанной модели управления политико-медийным блоком, со всеми его византийскими особенностями, дублированием функций и коллективной безответственностью. Перманентный процесс перемен, оптимизаций, перетасовки кадров только подтверждал, что в администрации видят многочисленные косяки системы и стараются их исправить. Но, выходит, история ничему не учит? По крайней мере, по свидетельствам тех же чиновников Дома Советов, стало только хуже. Вся конструкция усложнилась, при принятии любого мало-мальски значимого решения требуется масса согласований, система крайне забюрократизирована, и все вертится вокруг условного политического треугольника.
Один из его углов - политический вице-губернатор Николай Цветков, который, несмотря на многочисленные потуги, так и не стал даже «серой тенью» экс-руководителя аппарата администрации Максима Жаворонкова. Напомним, что за год с небольшим, проведенные в должности, господин Цветков успел пережить и взлеты, и падения. Получив вначале от Михаила Ведерникова щедрый кредит доверия, вице-губернатор затем потерял былое влияние - и многие предрекали его отставку сразу после сентябрьских выборов. Однако эти прогнозы он посрамил, сумел удержаться в должности - и ныне пытается сохранить позиции, плетя интриги, генерируя конспирологические версии и попутно раскрывая им же придуманные заговоры.
Вторая вершина этого условного административного треугольника - руководитель аппарата администрации Сергей Дмитриев. В руках молодого госуправленца, чье назначение на высокий пост вызвало поначалу множество пересудов и версий, ныне сосредоточены серьезные полномочия. При этом многие подконтрольные ему, как руководителю аппарата структурные подразделения, в том числе управления внутренней политики, информационной политики, местного самоуправления, параллельно находятся в ведении Николая Цветкова.
Завершая разговор об этой замысловатой административной геометрии, отметим, что в последнее время обозначилась третья фигура - заместитель руководителя аппарата администрации области - глава управления внутренней политики Оксана Иванова, которая пытается активно лавировать между своим бывшим руководителем Николаем Цветковым и новым шефом Сергеем Дмитриевым. За последнее время она значительно усилила собственные позиции, перешла из ранга исполнителей в категорию лиц, принимающих решения, и ориентируется в первую очередь на первое лицо. При этом госпожа Иванова на удивление легко смогла поймать стиль новой команды, принять новые правила игры и теперь успешно навязывает его остальным акторам общественно-политической жизни региона.
Кто следующий?
Во вторник, 5 февраля, стало известно о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями) в отношении теперь уже бывшего руководителя особой экономической зоны «Моглино» Ольги Торбич. Должности она лишилась практически одновременно с началом следственных действий.
Вызвавшее огромный общественный резонанс дело стало третьим за полтора месяца громким «антикоррупционным процессом, связанным с областной властью. Напомним, что в декабре прошлого года по подозрению в получении взятки был задержан вице-губернатор Александр Кузнецов. Вскоре после этого прошла выемка документов в областном комитете по здравоохранению, в котором незадолго до этого сменилось руководство - в частности лишился поста председателя Игорь Потапов. Теперь - Ольга Торбич.
Притом, что истории, люди, обстоятельства - разные, невооруженным глазом видно, что все развивались по схожим сценариям. Вначале над чиновниками сгущались тучи, затем силовики приступали к проведению следственных действий - и сразу же следовали комментарии областного руководства в том духе, что борьба с коррупцией - один из приоритетов работы, администрация региона готова оказывать следствию максимальное содействие, а с запятнавшими себя чиновниками уже расстались.
Еще один важный момент, объединяющий резонансные дела холодной зимы 2019-го, заключается в том, что следственные действия проводятся сотрудниками Федеральной службы безопасности. При этом чиновникам инкриминируется «полная шляпа», иначе говоря - речь идет о каких-то весьма сомнительных эпизодах, мутных историях и смехотворных суммах. То вице-губернатора, сидящего на миллиардных потоках, обвиняют во взятке в миллион с копейками - причем, взятке, полученной много лет назад, и не наличными, а путем предоставления скидки на дом, и не ему, а жене. То руководительницу особой экономической зоны, в которую вбухиваются бюджетные миллиарды, «ловят» на якобы имевшем место нарушении законодательства при покупке мебели - при этом называемая сумма серьезных руководителей способна разве что позабавить.
Все это вызвало множество вопросов и породило ряд версий.
Согласно одной из них, уголовные дела никак не связаны между собой. То есть это никакая не кампания, а просто - «так совпало». Силовики ловят преступников, невзирая на чины и звания, а администрация области готова оказывать следователям всю необходимую помощь в их нелегкой, но общественно значимой службе.
Вторая версия предполагает, что за происходящим стоит новая региональная власть. Она, де, проводит чистку рядов и избавляется от элементов, в силу различных причин не пришедшихся ко двору и ставших нежелательными.
Третья гипотеза - более сложная и конспирологическая: «так работает очистительно-ротационная машина». Как мы писали при задержании вице-губернатора Кузнецова, в последние годы смена глав субъектов РФ приводит к чистке рядов, так происходит практически во всех регионах, где меняется руководство. У силовиков есть папки на всех - и им в определенный момент дают ход. Таким образом, всем демонстрируется возможность жесткого наказания, и элиты держатся в тонусе. Если придерживаться этой версии, то Псковская область не стала исключением. В жертву Системе был принесен вначале господин Кузнецов, теперь - Торбич.
Сторонники четвертой версии, исходят из того, что и бывший вице-губернатор по строительству и ЖКХ, и директор особой экономической зоны - это знаковые местные кадры прежней команды, совершившие свое карьерное восхождение при Андрее Турчаке. А раз так - то выдвигается предположение о том, что истинной мишенью может быть экс-губернатор, ныне работающий в Москве и занимающий высокий пост в «Единой России». Проще говоря, «копают» под Турчака или кого-то из высокопоставленных членов его команды. Причем, интересанты этой «антикоррупционной» кампании могут находиться как в столице, так и внутри нашего региона. Данная гипотеза ныне активно «перетирается» в местных политических и бизнес-кругах.
Наконец, пятая «как бы версия» порождена фантазерами из одной псковской газеты, которые считают себя самыми умными и информированными. «Обладатели сокровенного знания» без всякой доли сомнения безапелляционно выдают «истину в последней инстанции», и тут в кучу смешивается все - «кони, люди, залпы тысячи орудий»… грядущая смена руководства ФСБ, хищнические интересы неких бизнес-групп, желание захватить должность директора «Моглино», глупость и продажность оппозиции, передача особых экономических зон регионам... При этом ни одного факта они не приводят и соревнуются с анонимными телеграм-каналами, которые изощряются в конспирологии. Анализировать это всерьез в рамках политобзора - нелепо, однако, повторимся, в телеграм-каналах и социальных сетях обсуждается и такая псевдоаналитическая версия.
В который раз регион попадает в эфир и на страницы ведущих федеральных масс-медиа в крайне неприглядном свете. Всё это крайне отрицательно отражается на имидже Псковской области. Спрашивается, о какой инвестиционной привлекательности региона и перспективах «Моглино» можно говорить, когда у нас происходит такое?
Новая «Единая Россия» начинается здесь?
Тем временем продолжается процесс перемен в правящей партии. Напомню, что в прошлом году руководство «Единой России» устами секретаря Генсовета Андрея Турчака провозгласило курс на обновление политической организации и повело работу по повышению ее субъектности. Иначе говоря - партия должна стать более самостоятельной, сильной и независимой от воли руководителей органов госвласти, в том числе в регионах. При этом следует осознавать, что поставленная задача является достаточно сложной. Декларации о необходимости обновления и повышения собственной роли - это очень правильные слова, но их легче произнести, чем реализовать на практике. Картина, при которой наряду с главами региональных администраций на территории субъектов РФ действуют столь же мощные иные центры влияния, представляется нереальной, это скорее из области ненаучной фантастики, чем из современной политической жизни.
Однако если в партии взяли новый курс и громко о нем заявляют - следует ждать продолжения этой линии и новых шагов. Тем более, что решение данной задачи представляется крайне важным для секретаря Генсовета, от ее решения во многом зависит и судьба партии, и его собственное политическое будущее. Не следует забывать, что старт нового избирательного цикла, в том числе парламентские выборы 2021 года, не за горами. Именно парламентская кампания станет для Андрея Турчака серьезным экзаменом и «моментом истины».
Понятно, что одновременно эффективно работать над обновлением партии и ростом ее субъектности во всех 85 субъектах Федерации едва ли возможно - наверняка тут будут выбраны отдельные территории.
Во-первых, для секретаря Генсовета партии, бывшего псковского губернатора Андрея Турчака область, что называется, своя, он здесь всех знает и его знают все. Не стоит забывать о том, что ныне Андрей Турчак является сенатором - и представляет в Совете Федерации именно Псковскую область.
Во-вторых, в конце прошлого года руководителем регионального исполкома партии назначен Андрей Карпов, до недавнего времени высокопоставленный сотрудник администрации региона и человек, близкий к бывшему вице-губернатору Максиму Жаворонкову (последний в настоящее время является первым заместителем руководителя Центрального исполкома «Единой России»).
В-третьих, в ближайшее время в Псковской области не будет проходить серьезных избирательных кампаний, в ходе которых, как известно, «коней на переправе не меняют» и предпочитают особо не экспериментировать. Сейчас, с учетом выборного затишья, время для перемен есть. Разумеется, объявлений в духе «Перестроились досрочно - установку партии на обновление выполнили» ждать не следует. О том, станет ли Псковская область своего рода «пилотной территорией» можно будет судить по косвенным признакам. Одним из таких маркеров может стать процедура праймериз в преддверии сентябрьских выборов глав шести районов. А именно: выступит ли «Единая Россия» во главе с секретарем регионального отделения партии, спикером областного Собрания депутатов Александром Котовым (во вторник переизбранным на этот пост на 5 лет) в ходе подготовки к предварительному голосованию самостоятельной политической силой и проявит ли она волю - или же всё будет происходить как прежде, когда администрация региона решает, кто пойдет на праймериз и кто победит.
При этом следует обратить внимание и на еще один важный момент: на протяжении многих лет деятельность «Единой России» в Псковской области обозначалась как важная составляющая политического процесса, а Андрей Турчак позиционировал себя как партийный губернатор. И пусть партия испытывала трудности, само региональное отделение выглядело зачастую как придаток администрации, а исполком ЕР традиционно удостаивался сравнений с «ахиллесовой пятой» - все равно «Единая Россия» играла определенную и, более того, важную роль в политическом процессе. Как следствие, с ней все считались, крупный бизнес становился спонсором. В последнее время, хотя формально всё вроде бы и сохранилось, партия ушла на второй план. Как уже неоднократно отмечено наблюдателями, формат взаимоотношений «Единой России» с региональным руководством вызывает вопросы: с одной стороны, и конфликта нет, а с другой - ощущения слаженности не возникает.
Таким я увидел начало года в псковской региональной политике. Увы, старт 2019-го принес больше негативных информационных поводов, чем дал поводов для оптимизма. Как события будут развиваться дальше, обязательно расскажет Псковская Лента Новостей. Как и прежде, мы будем внимательно следить за происходящим в общественно-политической и социально-экономической жизни региона. А «разбор полетов» устроим уже в следующем политобзоре.
Игорь Макаров