Неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом я обозревал для читателей ПЛН региональную политическую жизнь, делая акцент с начала 2012-го на предстоящих губернаторских выборах. И всё ради чего? Ради того, чтобы сегодня, за несколько дней до голосования, прийти к однозначному выводу о том, что интрига умерла, так толком и не родившись, а сама избирательная кампания прошла серо, уныло и даже убого? Мда, сомнительное достижение, нечего сказать. И удовольствие для наблюдателя - ниже среднего. Но — что есть. Так что, в последний раз перед днем голосования 14 сентября подбиваю бабки и разбираю полеты. Хотя, если посмотреть на тощие кандидатские кошельки и далеко не рекордные тиражи агитационно-пропагандистских материалов — то какие уж тут бабки... и какие уж тут полеты...
Сказать по правде, надежда на то, что избирательная кампания одарит хоть чем-то ярким и явит элемент непредсказуемости, была жива до последнего. Знаете, это как в спорте, с которым нередко сравнивают выборы: так себе было соревнование, без звезд и рекордов, однако на финишной прямой случилось что-то интересное, кто-то вырвался вперед — и вот уже звучат бодрые послематчевые комментарии в том духе, что, конечно, поначалу было так себе, но зато потом... Разумеется, это не Олимпиада, но тоже ого-го-го... Вот я и думаю: а что, если бы в конце августа — начале сентября все-таки состоялся давно проанонсированный коммунистами визит в Псков Геннадия Зюганова, вслед за ним «подтянулся» бы пламенный лидер ЛДПР Владимир Жириновский, из всех орудий бабахнула бы невесть откуда взявшаяся брячаковская «артиллерия», кто-то (да хоть бы и «праводелец» Василий Бобалев) снял бы кандидатуру в пользу соперника — но только не в пользу врио губернатора Андрея Турчака, и т.п.? Интересно, как бы всё это отразилось на исходе выборов и общих оценках кампании? Про влияние на результат голосования — сказать сложно, а вот на общие впечатления — наверняка повлияло бы.
Но — не случилось. НИ-ЧЕ-ГО! Впали в ступор большинство кандидатов. Объемы и уровень АПМ (агитационно-пропагандистских материалов) позволили сделать вывод о слабой подготовке основных политических сил к решающему сражению и отсутствию у них ресурсов. До Пскова не добрались (чтобы поддержать своих) не то, что лидеры партий, но даже сколь-нибудь заметные федеральные персоны. Да что там — эсер, депутат Госдумы Михаил Брячак не приехал, чтобы «впрячься» за своего сына, кандидата от «Справедливой России».
Удивительное дело: пожалуй, самой яркой на финише стала кампания врио губернатора. Удивительно это потому, что, во-первых, у действующих глав кампании, как правило, наиболее тусклые и консервативные, а, во-вторых, потому что полноценной агитационно- пропагандисткой кампании в привычном понимании этого слова, по сути дела, и не было, а если и пытались ей дать какое-то определение (в том числе и я сам), то выходило так: ровная и спокойная. Как обозначил врио губернатора в начале этого года следование принципу «как работали — так и будем работать», так и продолжал это делать. Его кампания была построена скорее на косвенной рекламе, высказываниях других персон, создании позитивного фона. Сам действующий руководитель сконцентрировался на поездках в районы и встречах — не только с земляками, но и с высокими московскими гостями. Благо таких визитеров было немало, причем зачастую — как, например, в случае с приездом патриарха Кирилла - вписать их однозначно в «группу поддержки» врио губернатора было бы неправильно.
Впрочем, несколько однозначно выборных проектов все-таки оказалось — и самые яркие пришлись как раз на последние недели перед голосованием. К их числу я бы отнес, прежде всего, выход книжки «Андрей Турчак. Ценности, которые нас объединяют», в ней врио губернатора рассуждает о жизни, рассказывает историю своей семьи, дает ответы на вопросы, которые интересуют действительно очень многих. В беседе с Турчаком затрагиваются темы, созвучные прошедшей фоновой кампании наружной и видеорекламы «Ценности, которые нас объединяют». Символично, что именно эти ценности – Родина, труд, вера, семья, любовь, память - являются названиями секций общественного штаба поддержки врио губернатора.
Однако для большинства обывателей, несомненно, важнее и интереснее подробности личной жизни главного ньюсмейкера региона. Косвенно дополнением к книге можно считать публикацию эксклюзивного интервью «первой леди» области — Киры Турчак.
Если учитывать, что за все пять лет работы в качестве главы региона господин Турчак и его близкие не побаловали публику ничем подобным, а припасли откровения под самый занавес предвыборного марафона, то можно сказать: да, команда врио губернатора выложила на стол все козыри. Хотя, наверное, могла этого и не делать — как уже давно отмечалось, результат голосования был легко прогнозируем, и вряд ли на исход состязания кандидатов что-то способно оказать существенное влияние. Что, кстати, подтверждают и результаты опросов общественного мнения. За неимением другой объективной цифири, обращусь здесь к спецпроекту Псковской Ленты Новостей. С мая этого года ПЛН регулярно опрашивала читателей на тему, кого из кандидатов на пост губернатора они поддерживают. Вначале, речь шла о потенциальных претендентах и их круг был достаточно широк (за четыре месяца реализации проекта в списке значились в разные периоды 12 фамилий). Так вот — Турчак как с самого начала захватил лидерство, так его и удержал. По результатам опроса, завершившегося сегодня, врио губернатора поддерживают порядка 55 процентов респондентов. Для сравнения: Олег Брячак, на финишной прямой обошедший первого секретаря обкома КПРФ Александра Рогова, снискал симпатии всего 10 процентов, сам коммунист — девяти. Либерал-демократ Сергей Макарченко не дотянул до семи процентов, кандидата от «Правого дела» Василия Бобалева поддерживает около 3,5 процентов. И хотя я уже устал повторять, что опрос в интернете условен и не дает полного представления о настроениях всех избирателей, практически нет сомнений, что в целом картина предвыборной жизни здесь отражена более-менее верно.
Шанс изменить ситуацию у оппозиции был, однако она ничего внятного не продемонстрировала. Не показали высокой потенции кандидаты; дали понять, что мало заинтересованы в исходе голосования в Псковской области партийные лидеры из федерального центра. Как уже было сказано, московские тяжеловесы поддержали своих единомышленников в лучшем случае на расстоянии — и скорее морально. Например, Жириновский на видеокамеру прочитал по бумажке короткое воззвание за Макарченко. А эсер Сергей Миронов в газете Брячака заявил следующее: «У регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Псковской области в активе хорошая школа успешного участия в избирательных компаниях разного уровня, включая губернаторские». Я уж молчу про букву О в кОмпаниях, из-за чего смысл, как вы понимаете, меняется. Тут другое смешно - «Справедливая Россия» была создана в 2006 году, региональное отделение в Пскове появилось, естественно, позднее — еще в ту пору, когда губернаторских выборов в России не проводилось. Так что Псковское региональное отделение СР участвовать в них не могло физически — о чем Сергей Миронов, которому приписана эта цитата, думаю, не помнить не мог.
Что до самого кандидата от СР, то Брячак-джуниор в последние недели фактически исчез из нашего поля зрения. То ли он уже в Крыму, где сейчас кует будущую победу эсеров на выборах в законодательное собрание отец, то ли еще где. Как бы там ни было, участие в теледебатах молодой эсер пропускает, в активной агитации «в полях» вроде бы не замечен. Может быть, придет на дебаты кандидатов в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» на этой неделе, где и даст ответ на вопрос, с чем связана столь вялая кампания в его исполнении. А ведь год назад начинал-то как – какие были яркие демарши, какие громкие заявления делались.
Если даже сравнивать с временами предыдущей избирательной кампании, то Михаил Васильевич показывал более высокий класс и большее рвение к победе.
Сейчас любопытно вспомнить, что чуть более года назад большинство наблюдателей обвиняло Олега Брячака в несерьезности его намерений, в тайном сговоре с Турчаком, по сути, приписывая юному эсеру роль спойлера в будущей кампании (в том числе и я рассматривал такую версию). Однако после жесткого разрыва и фактически брошенной перчатки многие ожидали, что Олег Брячак будет бороться за достойный результат и проведет кампанию, соизмеримую с уровнем выдаваемых им обещаний. Но весь пар вышел в гудок.
В еще большей степени данный упрек может быть адресован кандидату от КПРФ и его однопартийцам. Если кто-то ждал от «товарища Рогова» и Ко массовых митингов, шумных протестных акций, зажигательных выступлений и прочих действий, способных вызвать заметный общественный резонанс и взорвать ситуацию — то, как оказалось, абсолютно напрасно. Кампания коммунистов, и прежде не отличавшаяся напором и креативностью, на заключительном этапе вовсе стала фактически незаметной.
Ни громких заявлений, ни ярких АПМ, ни запоминающихся предложений… Что уж тут вспоминать о верных ленинцах-большевиках столетней давности с их креативностью, если нынешние коммунисты не могут повторить даже приемов из эпохи 1990-х. И вообще крайне обидно, что лидер формально главной оппозиционной партии в регионе, человек, первым объявивший о своих губернаторских амбициях, ничего не смог противопоставить своему сопернику, кроме жалоб на него президенту Владимиру Путину.
Как это ни комично, на таком фоне даже один-единственный яблочник Лев Шлосберг, хоть и не оказавшийся в числе зарегистрированных кандидатов, но развивший в последние месяцы бурную деятельность (а после нападения неизвестных снискавший по сути международную известность) выглядит Колоссом, пусть и на глиняных ногах — причем, уже даже не только Псковским.
Вероятно, в столь бедственном положении «главных оппозиционеров» накануне выборов есть объективные причины. Так, заметные невооруженным глазом «косяки» при организации кампании Рогова можно отчасти объяснить серьезными проблемами со здоровьем у целого ряда ключевых фигур его избирательного штаба и другими факторами, имеющими отношение не столько к политике, сколько к частной жизни. Однако об этом не хотелось бы распространяться по морально-этическим соображениям.
Справедливороссов, наверное, можно оправдать тем фактом, что Брячак-старший свои силы и энергию направил на завоевание Крымского полуострова, на что его благословил партийный лидер Сергей Миронов. Видимо, тандему Брячаков тяжело одновременно завоевывать политические позиции сразу в двух субъектах РФ.
Вместе с тем выборы-2014 наглядно продемонстрировали, что ни у псковских коммунистов, ни у справедливороссов нет ни реальной массовой поддержки, ни полноценных команд - образно говоря, подхватить знамя или винтовку из рук выбывающего товарища тут совершенно некому. Для меня очевидно, что откровенно провалив главные региональные выборы, и КПРФ, и «Справедливая Россия» ослабили свои позиции перед следующим избирательным циклом — тем периодом, когда будет формироваться новый состав областного Собрания, а затем и Государственная дума.
У координатора регионального отделения ЛДПР Сергея Макарченко изначально были более плохие стартовые позиции ввиду меньшей степени известности и неоднозначного бэкграунда партии на Псковской земле. При этом многие считали, что самому господину Макарченко, ставшему кандидатом от партии Жириновского, данная кампания вроде как не очень-то и нужна. Возможно, отсутствие психологического груза, довлевшего на других участников марафона, и необходимости делать обязательные заявления в духе «Только победа!» как раз и помогли либерал-демократу, раскрепостили его, позволили провести последние недели перед днем голосования если уж не на максимально возможном, то, по крайней мере, на достаточно высоком уровне. Именно агитация Макарченко вызвала наибольший интерес у наблюдателей и широкого круга избирателей. Насколько мощный финишный спурт отразится на итоговом результате, станет известно менее чем через неделю. Однако уже сейчас можно сделать главный для координатора ЛДПР вывод — говоря по-простому, он не «облажался». Что особенно заметно на фоне основных соперников из числа оппозиционеров и предшественников на посту регионального партийного лидера.
В заключении остается напомнить, что в воскресенье, 14 сентября, в Псковской области пройдут не только губернаторские выборы. В частности, в семи районах население определится с кандидатурами на пост глав муниципальных образований. С учетом того обстоятельства, что едва ли не все выборы этого уровня в последние годы заканчивались победами выдвиженцев «Единой России», особый интерес вызывает ситуация с шансами кандидатов именно от партии власти. По инсайдерской информации, в большинстве муниципалитетов у претендентов-единороссов серьезных проблем нет. При этом есть ряд территорий, где у фаворитов имеются достаточно сильные конкуренты, значительно прибавившие в ходе кампании. К числу таких, относительно проблемных для «медведей» районов относится, в первую очередь, Гдовский. Напомню, действующий руководитель Николай Миронов не пошел на выборы, а пролоббировал выдвижение своего первого заместителя Михаила Разумнова. Данное решение было воспринято неоднозначно — в частности, председатель районного Собрания Светлана Грасс решила стать доверенным лицом не своего однопартийца, а яблочника — главы администрации городского поселения «Гдов» Юрия Павлова, в связи с чем была исключена из рядов ЕР. Павлова же поддерживает и еще одна знаковая для Гдовского района персона - известный аграрий, заместитель председателя районного Собрания Александр Конашенков («Яблоко»). И не просто поддерживает, а является руководителем его избирательного штаба. Впрочем, как уверяют коммунисты, не стоит сбрасывать со счетов здесь и молодого предпринимателя Станислава Стороженко, выдвинутого местным отделением КПРФ.
Вторая проблемная зона «Единой России» - Пустошкинский район. Идущий на второй срок действующий глава Юрий Жуков (кстати, первый глава района, победивший при поддержке Андрея Турчака – примечательно, что именно в ходе той кампании 2009 года родилась так называемая «Народная программа»)достаточно неожиданно столкнулся с противодействием части представителей административно-хозяйственного актива. Сейчас они готовы скорее поддержать кандидата от компартии, главу сельского поселения из соседнего Себежского района Виктора Лапшина (КПРФ), чем действующего руководителя. Отмечу, что здесь же баллотируются депутат областного Собрания, член фракции ЛДПР Антон Минаков и заместитель председателя Юго-Западного местного отделения Псковского регионального отделения «Яблока» Светлана Василькова.
Кроме того, не так гладко проходит избирательная кампания действующего главы, единоросса Михаила Пашкова на выборах в Новоржевском районе.
В целом, кампании в муниципалитетах оказались в глубокой тени от губернаторских выборов.
Общая пассивность, отвлечение внимания политически активной части населения на общефедеральную и международную повестки (речь о ситуации на Украине и конфликте России с Западом), некая заданность результатов голосования (мол, голосуй — не голосуй, победит кандидат от партии власти) — всё это может привести к тому, что на избирательные участки не придут многие сторонники ЕР («а зачем — если и так всё понятно»). А вот традиционный избиратель ряда оппозиционных сил на выборы, скорее всего, придет — как в песне пелось, «я не могу иначе». И это может сыграть с партией власти злую шутку. Если на главных региональных выборах описанный нюанс вряд ли серьезно повлияет на общую картину, то в отдельных муниципалитетах возможны неожиданности. Тем более при достаточно низкой явке — а в том, что количество избирателей не будет рекордным ни в масштабах всей области, ни на уровне отдельных муниципалитетов, сомнений, похоже, ни у кого нет.
Насколько верными окажутся прогнозы, станет известно уже поздно вечером в воскресенье, 14 сентября. После чего Псковская Лента Новостей подведет окончательные итоги этой избирательной кампании.
Игорь Макаров
Карикатура Алексея Меринова, «Московский комсомолец»