Лица стёрты, краски тусклы —
То ли люди, то ли куклы,
Взгляд похож на взгляд,
А тень — на тень.
И я устал и, отдыхая,
В балаган вас приглашаю,
Где куклы так похожи на людей.
Андрей Макаревич, «Марионетки»
Не знаю, как вы, глубокоуважаемый читатель, а лично я с интересом и даже нетерпением ждал наступления активной фазы губернаторских выборов — того периода, когда на финишной прямой кандидаты меряются размером своих разнообразных достоинств перед слегка ошалевшим электоратом. Как два с половиной года назад объявили, что выборы вернут — так воображение и начало рисовать картины будущих состязаний претендентов, ярких агитационно-пропагандистских материалов и нестандартных шагов политтехнологов. Ожидания были достаточно высоки, чему причиной воспоминания о кампаниях 1990-х - начала 2000-х годов, неизменно превращавшихся в зрелищные политические шоу и дважды заканчивавшихся сменой региональной власти. Как-то будет на этот раз, что покажут кандидаты, чем удивят? Вопросы эти волновали ум политобозревателя долгие месяцы. И вот «час Х» настал. В избирательной кампании наступил кульминационный момент — на арене в свете воображаемых софитов сошлись пятеро кандидатов, прошедших все отборочные туры. По законам предвыборного жанра заключительная часть кампании должна была походить на показательные выступления культуристов — несколько качков со сцены демонстрируют жюри и залу свои рельефные бицепсы с трицепсами, принимают неестественные позы, улыбаются во все 32 зуба и стараются заслонить своими широкими плечами бронзовые тела соперников. Давайте же посмотрим, какие показательные программы подготовили наши бодибилдеры-кандидаты в мастера политического спорта и, выражаясь крылатым путинским вопросом прошлой недели, чем порадуют?
Если звезды зажигают...
Главное предвыборное событие с участием врио губернатора Псковской области, похоже, уже произошло. На минувшей неделе заметно похудевший за последние недели Андрей Турчак побывал на аудиенции у президента Владимира Путина — и судя по тону общения, а также по содержанию разговора, «хозяин Кремля» как безусловно поддерживал регионального руководителя, так и продолжает это делать. Понятно, что встреча носила рабочий характер, вроде бы не имела прямой привязки к грядущему волеизъявлению 14 сентября, но все мы прекрасно понимаем, что такие встречи за три недели до выборов просто так не назначаются... Короче говоря, если звезды зажигают — это кому-нибудь нужно. Тем более если принимать во внимание тот факт, что протокольную часть беседы и позитивные репортажи из области «по случаю» не единожды показали в выпусках новостей всех федеральных телеканалов. Наблюдателям остается еще раз подтвердить ранее сделанный вывод: такой поддержки федерального центра, какая есть у Турчака, не было ни у одного из его предшественников на посту губернатора. Во время выборов никто из них с президентом не встречался. Вероятно, в оставшиеся до дня голосования недели мы получим еще немало подтверждений этого тезиса в виде визитов высокопоставленных персон и заявлений так называемых «лидеров общественного мнения» общероссийского масштаба, однако главное уже очевидно.
В целом кампания Андрея Турчака развивается достаточно гладко, хотя, наверное, и не так напористо, как могло бы быть. Она проходит по нескольким основным направлениям. Что касается персональной деятельности врио губернатора, то она включает в себя регулярные поездки по районам, встречи с населением и сбор наказов в Народную программу. На минувшей неделе эта часть оказалась несколько в тени из-за ряда встреч врио губернатора с руководством страны — помимо разговора с Путиным, Турчак принимал вице-премьера Ольгу Голодец и министра обороны, Героя России Сергея Шойгу. Из-за чего образ губернатора выглядел так: еще вчера в глубинке он решал проблемы простых людей, а уже сегодня жмет руки первым лицам государства.
Другое направление работы - деятельность штаба общественной поддержки врио губернатора во главе с секретарем регионального отделения «Единой России» Александром Котовым. Это в целом фоновое мероприятие, ожидаемо не принесет запредельных электоральных последствий, однако решает ряд достаточно важных задач. Во-первых, создание и работа штаба демонстрирует вовлеченность региональных элит в команду Турчака. Во-вторых, таким образом наглядно демонстрируется возможность принятия с последующей реализацией инициатив различных общественных сил. В-третьих, заседания штаба, работа тематических секций (их, напомню, шесть - «Родина», «Память», «Вера», «Любовь», «Семья», «Труд»), а также проведение круглых столов по актуальным вопросам заполняют вакуум, возникший в связи с тем, что на нынешних выборах фактически нет очного противостояния кандидатов, некогда привычных предвыборных дебатов и другого экшна.
Первая страница газеты Турчака
Что до агитационно-пропагандистских материалов в поддержку Андрея Турчака, то тут следует обратить внимание на выпуск бюллетеня «Вместе». Собственно самого кандидата там относительно немного, большинство контента посвящено жизни региона, реализации Народной программы и прочим положительным моментам. В определенном смысле «Вместе» продолжает ту позитивную линию, что была начата социальным проектом «То, что нас объединяет» на билбордах и прочих носителях наружной рекламы по всей области, а также презентацией Народной программой в анимированных роликах и телерекламе. Месседж тут достаточно прост — мы вместе, нас объединяют общие ценности, задачи и программы - и всё будет хорошо.
Подобные установки вроде бы не работают напрямую «За Турчака», однако создают позитивный фон и льют воду на мельницу действующего руководителя. В целом кампанию врио губернатора можно охарактеризовать как весьма спокойную, выдержанную и не вызывающую раздражения. Судя по всему, авторы концепции кампании Турчака решили воздержаться от широкого использования образа самого перового лица в агитационно-пропагандистских материалах. Более того — собственно, избирательной кампании в том смысле, какой в это определение вкладывался еще лет 10-15 назад, не видно. По крайней мере, в Пскове образ Турчака до сих пор не визуализирован и остается загадкой, какое продолжение последует в ближайшие недели. То ли последняя волна агитационной кампании явит портрет врио губернатора «с человеческим лицом», то ли политтехнологи главы региона решат, что необходимости в каких-то новых поворотах нет.
Попробуй джага-джага!
Если действующая власть перед выборами заинтересована в сохранении спокойствия (грубо говоря, для нее чем тише — тем лучше), то противостоящая ей оппозиция по определению должна стремиться «взорвать» ситуацию и «перевернуть» размеренное течение кампании, как минимум — привлечь к себе внимание. В теории это так, однако на практике у нас всё выглядит иначе. Сколь-нибудь действенных попыток переломить ход гонки не зафиксировано. Более того — сама агитация и пропаганда кандидатов от оппозиции мало того что минимальна по количеству, так еще в большинстве своем удручающе скучна и однообразна.
На общем сером фоне выделяется разве что креатив кандидата от ЛДПР Сергея Макарченко. Он сделал ставку на своего рода провокацию, игру «на грани фола», следование принципу «Шок — это по нашему», а именно ввел в круг своих «агитаторов» девушек модельной внешности. Их изображения на больших рекламных носителях, в буквальном смысле украсивших Псков, сопровождаются двусмысленными надписями — вроде «Сергей Макарченко? Стоит попробовать!».
Агитационный банер Сергея Макарченко
Сегодня, кстати, стало известно, что неизвестные испортили один из банеров, закрепленный на высоте 10-го этажа. Причем, не просто испортили (порезали там или залили краской), а сделали это тоже творчески и остроумно — заменили буквы в фамилии кандидата, из-за чего получилось совсем уж весело: «Макарошки? Я ЗА!». Полагаю, что огромный плакат, и без того бросавшийся в глаза, теперь заметят и запомнят решительно все — тут тебе и модель, и юмор, и даже при желании можно найти параллели «макарошного» девиза с другим актуальным слоганом «То, что нас объединяет» и ответом России на западные санкции — при отсутствии норвежского лосося и польских яблок выбираем свои «макарошки». В социальных сетях и на форумах уже выдвигаются различные версии относительно того, кому порча банера могла быть выгодна — либо кому-то из соперников господина Макарченко, либо ему самому — по крайней мере, внимания к его персоне уделяется теперь еще больше.
Испорченный банер Сергея Макарченко
Под стать этим нетривиальным ходам - ноу-хау предвыборной борьбы и ролики кандидата от партии Жириновского. Одни из них выполнены в стилистике обращений к одиноким мужчинам: «Тебе одиноко? Действующие власти тебя не слышат?» - вопрошает под романтическую мелодию пикантный женский голос, после чего следует предложение позвонить — нет-нет, не туда, куда вы могли подумать, а в предвыборный штаб кандидата: уж там-то вас выслушают. В целом серия агитационных роликов то напоминает каноны рекламы («Сергей Макарченко. 14 сентября во всех избирательных участках региона»), то здесь улавливаются параллели с шоу-бизнесом и даже русским роком - например, мне почудились «аквариумские» мотивы — «пора вернуть эту землю себе» (у либерал-демократа - «Я, Сергей Макарченко, верну нашу область псковичам!»), то звучат вполне серьезные вещи — вроде намерений восстановить промышленность и сельское хозяйство, бороться с коррупцией, вернуть Псковщине былое величие и т. д. Впрочем, для того, чтобы донести до потенциального избирателя мысли на серьезные темы, Макарченко использует отнюдь не короткие ролики на ТВ и радио, а другие формы — особо выделю тут выступления кандидата в видеоблоге «Не в бровь, а в глаз».
Резюмируя, отмечу оригинальность подходов и следование команды Макарченко основным принципам рекламы и агитации — в ЛДПР, похоже, хорошо понимают, что внимание аудитории привлекает новое, необычное, яркое. Такая агитация, вероятно, найдет отклик у целевой аудитории — потенциальных избирателей ЛДПР и неопределившихся, которым по нраву резкое заявление, крепкое словцо, брутальный имидж, красивые девушки и т. п. А вот рассчитывать на то, что двусмысленная и неформатная реклама, не имеющая отношения к вопросам политики, идеологии и т.п., побудит присмотреться к этому кандидату и «попробовать» Макарченко кого-то из «серьезных», вдумчивых избирателей рассчитывать не стоит. Да и вряд ли Макарченко и Ко держали в уме избирателей, скажем, расстроенных сходом с дистанции кандидата от «Яблока» Льва Шлосберга и не знающих, как поступить в сложившейся ситуации — идти или не идти на выборы, а если идти — то за кого голосовать.
Бойцы невидимого фронта
Агитационно-пропагандистский продукт штабов двух других кандидатов — представителей парламентской оппозиции куда более привычен и стандартен. При этом не покидает ощущение, что и Александр Рогов (КПРФ), и Олег Брячак («Справедливая Россия») испытывают финансовые сложности, из-за чего объем их АПМ весьма ограничен. Впрочем, какую-никакую пищу для размышлений дали и они. Так, команда Брячака-младшего выпустила 4-хстраничный цветной бюллетень во славу кандидата. «Заморачиваться» по поводу необходимости написания душевной истории жизни кандидата и публикации его предвыборной платформы эсеры не стали. Видимо, держа в уме расхожий интернет-комментарий «много букв», все страницы агитки отдали под полтора десятка крупных фото с минимумом сопроводительного текста. Кандидат в костюме и галстуке, кандидат за ноутбуком, кандидат с микрофоном, кандидат с семьей, кандидат вручает цветы... Цепляют взгляд разве что два снимка на последней странице — Брячак-младший в качалке и он же топлесс в образе не то Халка, не то бодибилдера где-то на полпути от любителя к званию «Мистер Олимпия».
Фрагмент агитационного бюллетеня Олега Брячака
Кандидат от «Справедливой России», к слову, стал в последнее время фигурантом мини-скандальчиков, связанных с размещением наружной рекламы и прокатом телероликов.
Вначале из-за проблем с собственниками конструкций в нескольких местах сняли циклопические билборды г-на Брячака: затем где-то они были восстановлены, где- то - нет. Билборды, прямо скажем, незамысловатые — гигантское изображение Брячака с противоречивым слоганом «Наш депутат — наш губернатор». Не совсем понятно, как одно и то же лицо может быть депутатом и губернатором, но Олег Михайлович, видимо, хочет.
Затем из эфира областного телевидения внезапно пропали ролики Брячака. Выяснилось: доверенное лицо одного из претендентов на пост губернатора усмотрело в телеагитации эсера контрпропаганду и признаки нарушения избирательного законодательства, в связи с чем обратилось в областную избирательную комиссию. Та вынесла постановление, после чего прокат ролика «Кандидат Брячак О.М., №1» был приостановлен до устранения нарушений. Насколько известно, после корректировки материала ролика он вновь был запущен в прокат.
Кампания «главного оппозиционера» - коммуниста Александра Рогова, к сожалению, проходит достаточно вяло и предсказуемо. Несмотря на то, что «товарищ Рогов» фактически первым (из тех, кто дошел до финиша) объявил о своих губернаторских амбициях, он, видимо, не смог собрать достаточную ресурсную базу и подготовиться к выборам. Качество полиграфической продукции в последнее время улучшилось, но в целом работа областного отделения КПРФ осталась на прежнем уровне. Как следует из информационных сообщений пресс-службы обкома КПРФ, первый секретарь встречается с избирателями, проходят пикеты в его поддержку, агитаторы раздают информационные бюллетени, листовки и плакаты.
Первая полоса газеты Александра Рогова
Характеризуя кампанию Рогова, обращу внимание на два любопытных момента. Во-первых, в ходе агитационных мероприятий наряду с материалами, побуждающими сделать выбор в пользу Рогова, также распространяется вестник депутата Госдумы, бывшего первого секретаря Псковского обкома компартии Владимира Никитина под названием «Набат». Что косвенно подтверждает ранее высказывавшуюся версию, согласно которой коммунисты понимают: значительная часть членов партии и сторонников КПРФ не видят в Рогове лидера (и даже более того - своего), а по-прежнему ориентированы на «нашего Степаныча». И если это действительно так, то плечо старшего товарища, которое подставляется на протяжение всей избирательной кампании, видимо, призвано склонить выбор сомневающихся потенциальных сторонников и обеспечить сносный результат «красного» кандидата на выборах 14 сентября. Во-вторых, одной из «фишек» кампании стала «Народная программа Александра Рогова». Если прежде, при учреждении в Изборске регионального отделения никитинского движения «Русский лад», наблюдатели акцентировали внимание на некоторой, так скажем, схожести инициативы коммунистов с проектом Александра Проханова «Изборский клуб», поддержанным партией власти, то в случае с «Народной программой» мы имеем дело уже с плагиатом.
Еще одного кандидата — представителя партии «Правое дело» и коалиции непарламентских партий Василия Бобалева до настоящего момента практически не видно и не слышно. Но это только пока. Как утверждают источники, близкие к руководству регионального отделения партии, в ближайшее время жителям области будет явлен агитационный бюллетень, который «не оставит сомнений в исключительности кандидата».
От однозначных выводов о фактическом бездействии и неэффективности работы большинства оппозиционных кандидатов и их групп поддержки я пока все-таки воздержусь. Предположу, что кандидаты и их агитаторы — ну не знаю — работают «в полях», ходят от двери к двери и уж там проявляют креативность. Чем-то же они должны заниматься...
Как бы там ни было, вскрытие урн покажет.
Игорь Макаров
Карикатура Алексея Меринова, «Московский комсомолец»