В России закончилась Масленичная неделя, и в Пскове приступили к разбору праздничных площадок. Можно, в принципе, уже приступать и к «разбору полетов»: как там сработал наш новый мега-бренд «Псковская Масленица», что получилось, что - нет, где еще нужно прибавить, а где, быть может, пора убавлять. По свежим следам Псковская Лента Новостей подготовила экспресс-анализ масленичных гуляний.
«Проведение в Пскове Всероссийской масленицы - это амбициозный, масштабный проект. Он направлен не только на высококачественную организацию досуга жителей области и их гостей, но и на развитие перспективного направления туризма, каковым в настоящее время является событийный туризм, а также экономики региона в целом», - вот так в 2010 году презентовался в Пскове проект нового городского праздника. Идея исходила от самого губернатора Андрея Турчака - отсюда и широкая реклама, и солидный бюджет, и завышенные ожидания. Говорилось о том, что Всероссийская масленица превратится в новый бренд Псковской области – туристский бренд, если быть точным. Псков, дескать, станет узнаваем как центр древнерусских традиций и получит новый ежегодный приток туристов. Праздник должен был дать новый импульс развитию не только туристической отрасли, но и всей городской экономике. Ожидалось, что бюджетное финансирование через три года сменится частными инвестициями, то есть бизнесу станет выгодно вкладываться в организацию Масленицы в Пскове. Ну и горожане, разумеется, будут рады «высококачественному досугу».
Вот по этим пунктам – бренд, событийный туризм, традиции, бизнес-проект, народные гуляния – мы и оцениваем псковскую Масленицу: насколько удалось воплотить задуманное.
Масленица – бренд Псковской области
Говорим «Псков», подразумеваем – «Масленица», говорим «Масленица», подразумеваем – «Псков»: примерно так работает бренд. Но в данном случае – скорее, не работает. За четыре года существования в нынешнем широком формате Масленица не успела слиться воедино с образом Пскова, как бы то ни грезилось организаторам.
Чтобы проверить, открываем Яндекс и набираем в строке запроса слово «Масленица». Ссылка на псковское празднование окажется на первой странице, только если по умолчанию у вас выбран регион: Псков. Если изменить свое местонахождение на Москву, Санкт-Петербург, Красноярск, Краснодар и так далее – ничего псковского по масленичной тематике поблизости не окажется. Точно также и поиск по новостям дает широкий выбор событий из всех регионов России. Собственно говоря, в этом году федеральная реклама Пскова в контексте Масленицы сложилась благодаря слухам, спечет ли Филипп Киркоров блин на благотворительной акции или не спечет. Кстати, тот факт, что певец, прилетавший в город 17 марта с концертом, не счел полезным для своего имиджа согласиться на уговоры организаторов, тоже свидетельствует не в пользу бренда.
Масленица как псковский бренд не знакома и федеральным телеканалам. В воскресенье, 17 марта, о блинном празднике в Пскове не сказали ни слова ни «Вести» в 18.00 на канале «Россия 24», ни итоговый выпуск «Сегодня» в 19.00 на НТВ, ни «Вести недели» в 20.00 по «России 1», ни программа «Время» в 21.00 на Первом канале. Справедливости ради отметим, что Масленица вообще не вошла в число новостных сюжетов (разве что, Первый канал сообщил о начале Великого поста). Более важной для россиян темой федеральным телеканалам показались события на Кипре – о новом налоге на банковские вклады рассказывали в каждом выпуске новостей.
В общем, Масленица – праздник действительно всероссийский, отмечаемый в каждом регионе России. Где-то с большим размахом, где-то с меньшим, но устойчивой ассоциации с Псковом у Масленицы нет. Может быть, пока нет. Бренды создаются годами, время здесь более важный фактор, чем бюджет, рентабельность и содержательная программа праздника.
Масленица – знаковое событие туристского календаря
Не став, или не успев стать, узнаваемым брендом, псковская Масленица, очевидно, не смогла превратиться и в магнит для иногородних туристов. Безусловно, гости наведываются в Псков во всякие выходные, и многие, наверное, предпочтут выбрать даты с обширной культурной программой. Однако не стоит забывать, что главные поставщики турпотока, Санкт-Петербург и Москва, сами активно празднуют Масленицу – поесть блинов можно и поближе к дому. Из прогулок по праздничным площадкам не сложилось впечатления, что гостей в городе было больше обычного.
Впрочем, туротрасль мимо Масленицы, конечно, не прошла. Как подсказывает Яндекс, российские турфирмы предлагали на 16-17 марта специальные туры в Псковскую область с посещением Пскова, Печор, Пушкинских Гор и Изборска под названием «Псковская Комоедица» или «Всероссийская масленица в Пскове». Специфическая масленичная тематика обозначалась в программе тура блинным меню и городскими праздничными мероприятиями («вход свободный»). Интересно будет подвести итоги работы туристской отрасли за масленичную неделю – любопытно, вырос ли спрос на гостиницы в прошедшие выходные или оставался на среднем уровне.
Масленица – сбережение народных традиций
О псковской Масленице заговорили в этом году как о «самой аутентичной», «с набором ярких мероприятий, традиций народной культуры». О каких именно традициях идет речь, сходу и не сообразишь. Из собственно масленичных атрибутов приходит в голову только сожжение соломенного чучела, озарившее финал праздника в 21.00 на стадионе «Машиностроитель». Собственно, этот костер и превращает обычные массовые гуляния в Масленицу. Плюс блины. Их на псковской Масленице в этом году снова разогревали, что, впрочем, не отпугивало покупателей. Свежие блины пекли только на площадке благотворительной акции «Блинные рекорды милосердия» - это новая традиция, которая на этот раз, правда, осталась без популярных ньюсмейкеров.
«Масленичные поезда», прокатившиеся по Пскову в субботу, 16 марта, имеют весьма слабое отношение к древнерусским обычаям. Раньше так назывались проводы Масленицы – праздничный «поезд» вез соломенную куклу на костер. Конкурс масленичных платформ, прошедший в Пскове, отсылает, скорее, к мировой карнавальной культуре или даже советским праздничным традициям, учитывая, что на парад вышли районные муниципалитеты.
Организаторы попытались включить в программу максимум развлечений с претензией на народность и древность. Был, например, столб, на который можно было залезть и получить приз. Была стрельба из лука – это вполне укладывается в представление о народных традициях. Но вот, например, катание на собаках – не очень-то аутентичное развлечение для Пскова.
Шашлыки на свежем воздухе – вот псковская народная традиция! Звучит, может, не слишком культурно и аутентично (и даже с оттенком легкого презрения к пролетарским вкусам), но действительно пользуется спросом и воспроизводится при каждом удобном случае. Отрицать это бессмысленно.
Масленица – двигатель торговли
Экономический потенциал Масленицы нужно оценивать отдельно, с привлечением данных статистики и опросов предпринимателей. Сколько стоило участие в масленичных празднествах, насколько оно окупилось, кто получил прибыль – местные товаропроизводители или продавцы китайского ширпотреба. Сходу ответ не очевиден, но какие-то сведения на этот счет наверняка появятся через пару недель. Отметим, что торговля шашлыками, в любом случае, шла бойко, блинами, горячим чаем и кофе – тоже. Около сувениров очереди не толпились, за исключением одной-единственной точки, где кузнец с помощью хитроумного приспособления и тяжелого молота на глазах у покупателей превращал металлические болванки в памятные монеты. Расходились они на ура, а зрители даже подпрыгивали из задних рядов, чтобы понаблюдать за процессом.
Это, кстати, отличная подсказка организаторам: интерактивность – залог успеха. Наверное, именно элементов шоу не хватало для успешных продаж глиняных, плетеных, вязаных, кожаных и прочих местных сувениров. С лотка у молчаливых продавцов рукоделье раскупалось неохотно. Зато огромным спросом пользовались воздушные шарики, игрушки, сахарная вата и прочие детские радости – никакого отношения к масленичной тематике, в общем-то, не имеющие.
Псковский бизнес мог использовать масленичные площадки в рекламных целях. Активно работали в Летнем саду несколько мобильных операторов. Ведущие то и дело вспоминали словами благодарности тех или иных спонсоров. Удачным показался формат, когда на сцене Зеленого театра сравнивалась продукция местных молочных комбинатов, причем их представители выходили на сцену и сами, по-простому, нахваливали свои продукты. Потом псковскую, великолукскую и пушкиногорскую сметану дегустировали …коты. Котики – это всегда беспроигрышный ход, а когда котиков вытаскивают на сцену и представляют публике хозяева-дети – и подавно прелесть.
Масленица – любимый народный праздник
Солнечная погода, простоявшая в Пскове всю неделю, сработала на успех Масленицы: публики в Летнем саду было предостаточно. Как народный – праздник действительно получился. Осталось только понять – а полюбился ли он.
Есть основания, чтобы ответить «да»: столпотворение с утра до вечера говорит о том, что люди не проскакивали праздничные площадки, а задерживались, оставались там, чтобы поучаствовать в мероприятиях, что-то купить или перекусить. Атмосфера показалась довольно позитивной – без ругани и возмущения вслух. Хотя повозмущаться было чему: во-первых, гололед, местами покрытый шугой, местами растаявший до грязных луж, во-вторых, постоянные заторы из-за того, что столы для еды и торговые палатки стояли прямо на узких дорожках, в-третьих, навоз на тротуарах, который оставляли многочисленные лошадки, катавшие детей. Довольно нелепо смотрелись декорации, раскрашенные с одной стороны, но прекрасно обозреваемые со всех четырех.
Из позитива стоит отметить работу ведущих. Бодрые голоса, неглупый юмор, хороший контакт с аудиторией – весь звуковой фон создавал живое праздничное настроение. И Царь-блин был хорош, и разряженные тетки в ярких платках. Благодаря аниматорам Летний сад в эти выходные по-настоящему ожил. Даже очередь на колесо обозрения стояла, вот ведь.
Думается, общее впечатление от праздника сильно зависит от начальной установки. Есть люди, которые в принципе не любят массовые гуляния – им угодить невозможно. Другие, напротив, не прочь провести время на людях и выходят из дома, будучи готовыми не замечать недочеты. Поскольку запрет на алкоголь избавил праздник от определенной части публики (хотя фиксировались трогательные попытки замаскировать пивные банки куском газеты), основную аудиторию составили семьи с детьми, затем пенсионеры и отчасти молодые пары. Пожилые дамы пританцовывали под русские народные песни, дети радостно носились по детской площадке, а девушки фотографировались с соломенными скульптурами.
В общем, пусть не всероссийский бренд и не магнит для туристов (экономику оставим пока в стороне), но как мероприятие для семейного отдыха псковская Масленица вполне состоялась. Празднику, безусловно, есть куда расти, есть в чем улучшаться. По-прежнему есть вопросы насчет самоокупаемости и по содержательной части. Тем не менее, как городское событие, по мнению автора, Масленица в этом году доказала свое право на существование.
Светлана Прокопьева