История Всероссийской Масленицы, задуманной четыре года назад как новый туристический мега-бренд Псковской области, дописывается на наших глазах – с ошибками, корявым почерком и сомнительной расстановкой акцентов. Идеальной Масленицы, которая устроила бы всех и всем приглянулась, пока так и не получилось. Этого не отрицает и сам главный инициатор проекта. Очередная попытка намечена на 11-17 марта. Считанные часы остаются до большого весеннего карнавала, по-прежнему оплачиваемого областным бюджетом.
Псковская Масленица – любопытная штука. Она одновременно и молода – всего-то четвертый год пошел, и стара – дохристианский, все-таки, обычай. Она дорога для бюджета, но вроде как и прибыльна для бизнеса. Ее ругают и поносят последними словами, кому не лень, но праздничные площадки обычно более-менее забиты народом. Вспоминая Масленицу всегда говорят о традициях, но можно ли назвать традицией этот городской праздник? Положа руку на сердце: если вдруг завтра в руководстве губернии произойдут крутые кадровые изменения, будут ли в Пскове праздновать Масленицу в 2014 году, с тем же размахом? День города – будут, Новый год – и подавно, а вот Масленицу?..
Задумка, между тем, именно такова: создать еще один псковский праздник, еще один пункт в календаре событийного туризма, чтобы ежегодно привлекать сотни и тысячи гостей в древний городок на границе с Евросоюзом. Быстрой отдачи никто не ждал, однако сегодня уже раздается ропот: ну где же, дескать, обещанная самоокупаемость? Хуже того – не появилось убежденных поклонников нового праздника, хотя противников, как всегда, хоть отбавляй.
Наша Масленица за три года истории успела собрать все шишки, где только можно. И лед под ногами толпы трещал – в первый год на берегу Великой. И со временем ошибались – во второй, 2011-й год. И, наконец, в 2012 году промахнулись с территориальным планированием. Особо придирчивых «добили» разогретые блины, так что праздничный резонанс плавно перетекал в мотив «а не пора ли прикрыть эту лавочку?». То, что праздник состоится в четвертый раз, внушает надежду, что Масленица, пусть не Всероссийская, а Псковская, все-таки превращается в традицию.
Сегодня многие признают, что первая Масленица, прошедшая с 7 по 14 февраля 2010 г., получилась самой удачной из всех. Хотя как раз она вызвала, пожалуй, самый крупный вал негатива. Псковичам просто не понравился подход: еще не привычный «петербургский» губернатор Андрей Турчак решил вдруг потратить огромные, по псковским меркам, деньги (сначала напугали суммой в 25 млн. рублей, по факту получилось десять) из нищего псковского бюджета «на гулянку» через петербургские же фирмы (главным организатором был небезызвестный «Царскосельский карнавал» Игоря Гаврюшкина). После менее удачной второй попытки, праздник передали в руки псковичей – областному Центру народного творчества, но, по отзывам участников, вышло еще хуже. Теперь главный вопрос: сумеют ли организаторы праздника учесть и исправить ошибки бурной молодости? Пока не очевидно.
Напротив, заметны шаги назад или в сторону от генеральной линии. Во-первых, сменилась расстановка приоритетов. Изначально перед праздником ставились, в первую очередь, экономические задачи. Когда организатором праздника стал Центр народного творчества при активном участии комитета по культуре, акцент явно сместился в сторону «сохранения народных традиций». Об этом, в частности, говорила Лариса Федорова, директор центра. В самих по себе «народных традициях» нет ничего плохого, только хорошее – тем более, «в Пскове сохранена самая аутентичная Масленица», как говорит глава областного комитета по культуре Александр Голышев Проблема в том, что сервис всегда интерактивен – услуга обязательно предполагает потребителя, иначе в ней нет смысла. Традиции же достаточно некоторого количества ее носителей, которые будут соблюдать и передавать обычай из поколения в поколение. Предприниматель не станет печь блины для самого себя, сервис не самоценен. А вот творческие коллективы вполне смогут выступить друг перед другом, самодеятельность – на то и самодеятельность. Публика им приятна, но не жизненно-необходима. То есть «коммерческая» масленица изначально больше ориентирована на публику, чем «культурная», а отсюда – разный подход к организации и совсем другое отношение к гостям праздника.
Во-вторых, утрачивается, уже помимо воли организаторов, экспортный характер Масленицы. «Совсем питерский» поначалу, что, конечно, очень раздражало «скобарей», праздник превращается в «совсем псковский» и теряет смысл как туристический бренд. Первая Масленица была прекрасно прорекламирована в Санкт-Петербурге. Участие петербургского бизнеса, связи Гаврюшкина работали на экспорт праздника. С тех пор рекламный бюджет только сокращался, и баннеров про Масленицу-2013 в петербургском метро уже не найти. «Главное, что нет рекламы в Петербурге, а нет рекламы – значит, мы должны рассматривать все это вне контекста туристской отрасли, и это – стратегическое поражение», - комментирует этот факт социолог, научный руководитель Института регионального развития Сергей Дамберг. ИРР отслеживает судьбу Масленицы с самого начала и собирается продолжать исследование в этом году. «Мы покажем какие-то динамики того, что происходит. Хотелось бы, чтобы кто-то делал выводы из всего этого», - говорит Дамберг, имея в виду, что социологи готовы предложить организаторам эффективную технологию проведения публичных мероприятий. Кое-какие советы Сергей Вадимович готов сформулировать сходу: «Во-первых, праздник нельзя "придумывать", программа должна рождаться в ходе переговоров с благотворителями, спонсорами, рекламодателями – словом, бизнес-сообществом во всем его многообразии. Второй важный вопрос – кто заказчик? Псковский муниципалитет пока в качестве интересного заказчика – интересного даже не столько финансово, сколько с точки зрения постановки задач – себя ни разу на моей памяти не показал».
Если уж придираться к словам, то можно задаться вопросом, о каких вообще традициях идет речь. У псковских Маслениц меняются главные действующие лица (была Маслёна, пришел Царь-блин), ежегодно меняется площадка (что означает каждый раз новый проект на подключение к сетям и пр.), программа и даже климатические условия. По-настоящему устойчивые элементы – это сжигание чучела и поедание шашлыков на свежем воздухе. Последнее, действительно традиционное, привычное для псковских городских праздников удовольствие, теперь слегка подпорчено борьбой за трезвость. С некоторых пор на городских праздниках запрещено продавать хмельные напитки, так что исконно русские сбитень и медовуха обещаются только в новодельном, безалкогольном формате.
Конечно, хочется верить, что будет интересно. Некоторые пункты программы и правда звучат привлекательно. Вот, например, на радость детям из Великого Устюга приедет главный Дед Мороз страны, а в Летнем саду откроется «град сказочных соломенных скульптур». Свою программу готовит на 17 марта и Старый Изборск. Организаторы обещают, что туристам не придется скучать, если, конечно, они сумеют найти свободное место в гостинице.
В общем, как формулирует Сергей Дамберг: «В канун Масленицы хочется, по псковской традиции, сказать что-нибудь ритуальное, а не осмысленное. То есть пожелать успехов. От всей, как здесь говорят, души». По мнению социолога, горячего сторонника туристсткого бренда «Псковская Масленица», но не поклонника его практического воплощения, праздник необходимо поддерживать, в любом виде и состоянии – до лучших времен, когда за дело возьмутся профессиональные event-менеджеры: «Я думаю, что еще пару лет надо как-то постараться, силами культурной общественности просто организовать эти блины, балалайки и так далее – то есть обозначить свое присутствие в событийном календаре, "греть место". Надо "греть место", чтобы это не зачахло».
Светлана Прокопьева