Главный врач Печорского дома ребенка Наталья Вишневская, воспитанником которого был Дима Яковлев, категорически против закона о запрете на иностранное усыновление и против того, чтобы этот закон ассоциировался с именами несчастных детей.
Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем окончательном чтении «закон Димы Яковлева», который является ответом России на «акт Магнитского» и вводит запрет на усыновление российских детей гражданами США, пишет РИА Новости.
«Я категорически против названия такого закона именем этих несчастных детей, будь то Дима или какой-то другой», - сказала Вишневская.
Вишневская сообщила, что она уже 30 лет работает главврачом дома ребенка, и за это время было много усыновлений, как российскими, так и иностранными семьями.
«Я считаю, как бы не были трагичны случаи, а случай с Димой именно из таких, но, несмотря на это, я считаю, что нельзя закрывать дорогу другим нашим воспитанникам. Депутаты, возможно, не знают, какие это дети. И если бы каждый из них, кто проголосовал за этот закон, побывал бы в подобных нашему учреждению в своем регионе и посмотрел, сколько детей могут уйти хотя бы в иностранные семьи», - считает Вишневская.
При этом она отметила, что в последние годы российские семьи также «немного оживились» в плане усыновления и считает это заслугой региональных и федеральных выплат. «Но у нас есть дети, которые имеют сложные заболевания, и российские семьи боятся брать таких детей в силу объективных причин. Потому что и возможностей у наших усыновителей меньше, но у нас богатый опыт иностранного усыновления именно сложных детей с прекрасными результатами лечения. Вот если бы депутаты знали именно это, наверное, они так категорично не рассуждали», - добавила главврач.
Безусловно, нужно усилить контроль за иностранными усыновителями. «Я всегда говорила, что три года наблюдения за детьми крайне недостаточно. Мы должны наблюдать за ними хотя бы до 18 лет», - сказала Вишневская. Она считает, что в первые три года после усыновления желательно контролировать усыновителей каждые полгода, а затем можно это делать раз в пять лет. «Вот где надо работать депутатам: привлекать консульские отделы, расширять их, чтобы вводить социального работника, чтобы они ездили в эти семьи. Потому что эти семьи открыты для общения, они готовы поделиться тем опытом, как эти дети стали хорошими», - сказала она.
Вишневская напомнила, что в ноябре этого года вступило в силу российско-американское соглашение в области усыновления. «Я понимаю, если, не дай Бог, произошел бы еще один несчастный случай за это время. А когда те же самые депутаты голосуют за подписание нового закона о запрете на усыновление, хотя за это время ничего не произошло, мне как рядовому человеку это непонятно», - добавила главврач. Если бы такой закон был подписан сразу после того, как погиб Дима, это было бы еще понятно и логично, считает Вишневская.
Двухлетний Чейс Харрисон (Дима Яковлев), усыновленный в России американской семьей, погиб в июле 2008 года в городе Херндон под Вашингтоном после того, как приемный отец Майлс Харрисон на целый день оставил ребенка в закрытой машине. Кондиционер был выключен, и температура в машине достигла 50 градусов. Мальчик скончался от перегрева. Майлс Харрисон заявил следствию, что должен был завезти ребенка в ясли, но так торопился на работу, что забыл об этом. В декабре 2008 года суд оправдал Майлса Харрисона.