Как показала практика, публичное обсуждение областного бюджета, с подключением общественности и прессы, - штука, на мой взгляд, вредная и для психологического здоровья небезопасная. Как говорится, меньше знаешь – крепче спишь. Возможно, уже в следующем году региональные власти задумаются об этом и будут заниматься главным финансовым документом кулуарно, дабы не провоцировать «глупых» вопросов, многочисленных замечаний и непонимания. Ей-богу, так будет лучше.
На сегодняшней сессии областного Собрания, центральным вопросом которой стало принятие регионального бюджета во втором и третьем чтениях, спикер парламента Александр Котов проронил сакраментальную фразу: комментируя количества поправок от лидера фракции «Яблоко» Льва Шлосберга, он пошутил, дескать, если бы каждый депутат внес по 45 поправок, то Собрание их, наверное, два месяца рассматривало бы. Шутка породила аналогию с курсовой работой незадачливого студента: преподаватель набросал к работе кучу замечаний, однако на допсессию студента отправлять как-то не хочется, свое время тратить – тоже, да и с каникул из-за двоечника выходить раньше – как-то лень. Вот тебе зачет, только отстань.
Бюджет Псковской области на 2013 год получился тяжелый, это подтверждали все, включая представителей администрации области, которая его и представляла депутатам. Инвестиции, в возврате которых многие так и остались не уверены, породили значительный рост госдолга, ряд социальных статей был сокращен. Вряд ли этот факт оставляет место для шуток.
В отличие от Псковской городской Думы, областное Собрание не давало поводов усомниться в том, что бюджет будет принят. Возможно, это повлияло на процесс корректировок главного финансового документа, который проходил весь ноябрь. Однако справедливости ради нужно сказать о том, что изменения были. Например, глава фракции «Единая Россия» Валентин Каленский перед голосованием за бюджет сообщил, что значительная часть поправок единороссов нашла отражение в итоговом варианте проекта бюджета. Частично было удовлетворено требование и члена фракции «Единая Россия», лидера областных профсоюзов Ульяны Михайловой об индексации базовой расчетной величины оклада бюджетным работникам. Правда, часть экспертов по-прежнему продолжают считать, что шумиха с БРВ была слегка раздута с определенными пиар-целями: частично индексация и так бы была проведена в соответствии с указом президента страны.
Однако парламентская оппозиция такими мерами осталась недовольна. «Предложенный бюджет является наихудшим за последние годы, - безапелляционно заявил лидер фракции КПРФ Александр Рогов. – Это можно считать провалом экономической политики действующей администрации региона». Больше всего Рогова возмутило сокращение некоторых строк социальных расходов и тот факт, что, по его мнению, муниципальная власть не может достучаться до областной. «Ивана Цецерского даже толком не выслушали!», - возмутился коммунист.
Сам глава Пскова также вышел к трибуне, вновь отметил тяжелую ситуацию в городским бюджетом, сравнил Псков с Великим Новгородом и Калининградом и доложил депутатам, что непринятие бюджета Пскова «имеет разные причины». «Мы готовы предоставить депутатам все документы любого характера с предложением оценить самим финансовое состояние города», - обратился к областным избранникам Цецерский и предложил создать рабочую группу. Смысл её создания псковский градоначальник долго не мог сформулировать, однако все, по его словам, должно сводиться к улучшению благосостояния Пскова.
Такое предложение возмутило вице-спикера парламента Бориса Полозова, который, надо сказать, свой недавний критический тон в адрес областной администрации сменил на значительно более мягкий. Полозов решил, что Цецерский предлагает депутатам сверстать бюджет за городских коллег и нервно предложил в таком случае Псковской гордуме, по сути, сдать мандаты. Нерадужные перспективы Пскова были четко обозначены, в создании рабочей комиссии главе города, разумеется, отказали.
Яблочник Лев Шлосберг, которого Александр Котов сравнил с Фиделем Кастро (об этом чуть ниже) и на решающей сессии занялся «подрывом работы государственных органов». Сначала Шлосберг обвинил исполнительную власти в сознательной закрытости бюджета и бюджетного процесса, заявил, что областное Собрание ресурсно не готово работать с бюджетом и назвал согласительную комиссию «пиаром без реального обсуждения». Кроме того, демократ предложил депутатам, в связи с так и не решенными проблемами Пскова вернуть бюджет в первое чтение (в этом его публично поддержал Иван Цецерский), но одобрения депутатов предсказуемо не получил.
После этого парламент должен был проголосовать за 45 поправок Шлосберга, которые, как напомнил на всякий случай Александр Котов, были отклонены и согласительной комиссией, и бюджетным комитетом. Так как поправки были обречены на неудачу, большинство депутатов выступило за пакетное голосование. Тогда «яблочник» решил повторить «подвиг» эсеров в Государственной Думе и заявил, что имеет право на трехминутный комментарий по каждой поправке. «У вас есть шанс побить рекорд Фиделя Кастро по длительности выступления», - снова пошутил Котов. Впрочем, в чистом виде «итальянской забастовкой» атаку Шлосберга назвать нельзя – из положенных ему 2 часов 15 минут он уложился в час. Однако во многом благодаря этому сегодняшняя сессия областного Собрания установила рекорд по длительности – 6,5 часов.
«Жаль, что мы приняли решение голосовать сразу за все поправки, думаю, что некоторые из них поддержало бы и парламентское большинство», - грустно отметил Александр Рогов. В итоге за поправки Шлосберга проголосовали 11 депутатов, включая Ульяну Михайлову.
Из действующих политических сил без каких-либо комментариев по бюджету остались только представители фракции «Справедливая Россия», на которых обрушился с критикой руководитель фракции ЛДПР Сергей Макарченко: «Вами внесен полезный законопроект о выплатах по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет, но в бюджете на эти цели деньги не заложены. Ваше голосование за бюджет будет только доказывать, что этот закон является популистским», - предостерег коллег Макарченко.
На итоговый расклад это никак не повлияло: голосование по бюджету, как и по другим принципиальным вопросам в Собрании, стало предсказуемым с точностью до количества голосов. В итоге «Единая Россия» и «Справедливая Россия» в полном составе поддержали бюджет, остальные присутствовавшие проголосовали против. Тандема эсеров и единороссов с лихвой хватило, чтобы бюджет был принят.
Впрочем, губернатор Андрей Турчак вновь предостерег оппозицию от паники, заверив, что уже в феврале, в связи с возможным поступлением дополнительных средств из федерального центра, могут быть проведены дополнительные корректировки бюджета. «Возможно, мы вернемся и к вашим поправкам, - обратился к Шлосбергу Турчак. И, на всякий случай, уточнил. – Тем более что многие из них звучали и от других политических сил».
Однако вопросов по главному финансовому документу осталась масса. Несмотря на активную работу в течение всего ноября, достаточно ли времени было у представителей власти для разработки бюджета и его корректировки? Например, данные для корректировок администрация области предоставила согласительной комиссии только в прошлый четверг, в понедельник Лев Шлосберг представил 45 поправок на 97 листах, а уже в среду его поправки было предложено отклонить. Вот такие скорости.
Однако бюджет у области теперь есть, и по нему предстоит жить. Кто прав, как всегда – жизнь покажет.
Денис Камалягин