Бюджет как общественный договор

03.12.2012 16:03|ПсковКомментариев: 21

Дискуссия по проекту бюджета Псковской области на 2013 и плановый период 2014-2015 гг. позволила напомнить два ключевых слова в бюджетном процессе: налогоплательщик и бюджетополучатель. Эти слова имеют для понимания существа формирования и исполнения бюджета любого уровня такое же фундаментальное значение, как норма Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» по отношению к политической системе государства и ее избирательной машине. Можно сколько угодно иронизировать над демонстративным несоответствием нормам права фактов жизни в нашей стране, но пока факты жизни не будут соответствовать нормам права – ничего доброго не получится. Бюджета это касается в полной мере.

Бюджетный процесс является выраженной концентрацией всей политики государства по отношению к гражданам. В странах с развитой демократией разногласия по бюджету становятся основанием для отставки правительств и назначения досрочных выборов – как общенациональных, так и региональных, парламентских и президентских. Несогласие с бюджетной политикой правительства выводит на улицы сотни тысяч, иногда – миллионы граждан, и становится причиной как острых политических кризисов, так и существенных корректировок в бюджетной политике.

Принципы государственной бюджетной политики – это принципы взаимоотношений власти и гражданина.

Попытка Псковской региональной администрации сделать более публичным, чем обычно, бюджетный процесс в Псковской области осенью 2012 года могла бы реально привести к повышению его качества и закрепить место граждан – налогоплательщиков и бюджетополучателей – в этом процессе. Но попытка не удалась – в первую очередь потому, что не усиление влияния граждан на бюджет изначально было целью этой инициативы.

Почему?

В бюджетном процессе, как в мало каком другом, процесс сам по себе не имеет значения. Имеет значение только одно – результат, цифры, бюджет.

Особенность бюджетного процесса заключается еще и в том, что он требует большого объема специальных знаний и для рядового гражданина труден. Это везде так. В демократических странах этот недостаток знаний компенсируется компетентностью и активностью депутатских собраний, в недемократических – ничем не компенсируется.

Поправки граждан к бюджету никогда и нигде в мире не будут и в принципе не могут носить характер юридически оформленных предложений.

Дело ответственных граждан – сформулировать проблему. Ответственность властей – услышать граждан и найти бюджетный ответ (если он, конечно, существует) на эту проблему.

Ответственность законодательной и представительной власти в этом деле – в исполнении своего особого представительного полномочия, то есть: выражение мнения граждан – налогоплательщиков и бюджетополучателей. И – в силу своих особых прав – оформление этих мнений и предложений в виде поправок и даже полноценных бюджетных альтернатив, если граждане категорически не согласны с вариантом исполнительной власти.

Что произошло с правильной по существу и полностью ошибочной по воплощению идеей администрации Псковской области сделать бюджетный процесс публичным?

Идея провалилась не потому, что была неверна, а потому, что была с самого начала лукавой.

Изначально, как теперь ясно уже всем участникам процесса, и не планировалось, что предложения граждан, муниципальных властей, депутатов будут восприняты всерьез и окажут существенное влияние на проект бюджета, приведут к его значимой корректировке.

Проект «Публичный бюджет» был задуман только как пиар-акция исполнительной власти и лично губернатора, в которой сам факт публичных обсуждений объявляется достижением и результатом, а реального воздействия общества на содержание закона о бюджете – не предполагалось.

«Вы публично задаете вопросы – мы публично даем ответы и объясняем, почему вы не правы (варианты – не владеете информацией, не знаете, не понимаете, не видите, не цените наши усилия и т. д.)», – такова была реальная концепция «повышения публичности бюджетного процесса в Псковской области».

Те, кто удовлетворился такой матрицей, послужили массовкой в бюджетной постановке.

Те, кто не удовлетворился, – получили в ответ высокомерную и даже агрессивную реакцию первых лиц исполнительной власти, доходившую до личных выпадов.

А всего-то – о бюджете поговорили.

Согласительная комиссия областного Собрания и администрации области по проекту бюджета, где изначально у каждой стороны – право вето, и по этой причине нет оснований доказывать свою силу и мощь – должна была стать главным местом публичной бюджетной дискуссии, где каждое предложение воспринимается не как покушение на основы государственной власти («…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»), а как предложение по выходу из конкретной трудной ситуации, предложение по решению проблем граждан – налогоплательщиков и бюджетополучателей.

И если принимается именно такая принципиальная основа для работы согласительной комиссии, то обе стороны сотрудничают друг с другом, а не борются друг с другом. Не раздражаются от каждого нового предложения, а принимают его как дополнение к общей повестке дня.

Всё получилось не так. Вы хотите внести поправки? Мы не дадим вам ни одной цифры, не предоставим никакой информации, не ответим ни на один запрос, даже технический. А если и ответим, то – после принятия бюджета. Вы что от нас хотите? Не мешайте нам работать! Приходите послезавтра. А лучше – вообще не приходите.

Вы всё же подготовили поправки?!! Где у нас здесь мусорное ведро?

Глубокий психологический перекос в восприятии существа деятельности власти приводит к тому, что бюджетные деньги уже воспринимаются чиновниками исполнительной власти как находящиеся в собственности, а не переданные им гражданами в своего рода доверительное управление.

Тут, конечно, всё связано – и доверие либо недоверие к властям как таковое (включая способ их формирования через выборы, какие они есть сейчас), и – как следствие – доверие либо недоверие к бюджетной политике властей.

По-хорошему, к слову бюджет в самом законе надо прибавлять как неотъемлемое слово – народный. Это тот самый редкий случай, когда это понятие может носить строго юридический характер.

Бюджет страны, региона, города, района, села – это своего рода общественный договор между гражданами и властями. Договор суверена власти с исполнителями функций власти. Договор поручения.

Доходы бюджета формируются гражданами и организациями, платящими налоги и другие сборы в исполнение законов. Доходы – основа бюджета.

И распределение этих денег – такой же народный по существу процесс, потому что перераспределение денег происходит от народа – к народу. От граждан – к гражданам. И власти в этом процессе – не более чем посредники, регулировщики. Но правила и нормы дорожного движения в бюджетном процессе должны определяться с непосредственным участием граждан. Иначе движение зайдет в тупик. И бюджетный, и политический.

Вроде бы всё просто, не надо изобретать велосипед. Но – не получается.

И не потому, что бюджетный процесс пошел не по плану, а потому, что – как раз – идет по плану, то есть – без влияния граждан, без шанса для налогоплательщиков и бюджетополучателей на что-то реально повлиять.

Почти половина органов местного самоуправления районов области, откликнувшись на призыв губернатора «высказываться и предлагать», обратились с мотивированными просьбами по корректировке бюджета. Как могли – так написали, но написали – о реальных, острых и неотложных проблемах, решить которые может власть в рамках бюджетной политики.

Результат обращений – ноль.

Вы нам пишете – мы вам отвечаем, но изменений в бюджете – нет и не будет.

Зачем тогда пафосно объявлять открытый бюджетный процесс, если он не задуман таковым по существу? В надежде, что никто не предложит для решения реальные проблемы? Но зачем так плохо думать о людях, хорошо знающих реальную жизнь?

Зачем публично призывать людей говорить, предлагать, чтобы потом их демонстративно не услышать?

Исключительный во всех смыслах эпизод с пошаговым микроповышением зарплаты бюджетникам в ответ на требование профсоюзов только подтверждает общее правило.

Говорили же (и громко!) два года назад, что введение в Псковской области грубо противоречащей Трудовому кодексу новой системы оплаты труда (НСОТ), где МРОТ меняется на БРВ (базовую расчетную величину)  производится с единственной целью – для минимизации оплаты труда бюджетников, в том числе для почти полной ликвидации стимулирующих выплат. Администрация области слушала, но якобы не услышала – потому что хорошо знала, для чего была задумана система. Вот система и работает, как была задумана.

Протесты профсоюзов оказались более организованными, чем предполагала исполнительная власть, вызвали кризис доверия к власти – и администрация пошла на символическую уступку – чтобы только обозначить сам шаг с места, но никак не отказаться от порочной системы.

Не получился общественный договор граждан и власти из бюджета Псковской области на 2013 и плановый период 2014-2015 гг. Всё получилось, как было всегда: одни – платят в общий кошелек, другие – решают судьбу общих денег.

Но при этом кому-то захотелось этот перекошенный процесс еще и подать публике как чуть ли не совершенный, «сделать красиво».

Получилось – некрасиво. Потому что – нечестно.

Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрании депутатов.

опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 80 человек
ПравилаКомментарии 21
03.12.2012 16:28
Выход где?! Мы существуем будто в оккупации (и слово "будто" в этой фразе на глазах тает, как утренний туман). Сопротивление? - В каких формах? Дозволенные властью формы "сопротивления" никакого результата заведомо не дадут. Это понимают все. Но и жить так, как сейчас, дальше уже физически нельзя: на зарплаты в 7-8 тысяч, получаемые бюджетниками от этого режима, можно только медленно умирать, "растягивать удовольствие". Так что же дальше?
0
Хайям 03.12.2012 16:43
Всё верно. Удивляетявная деградация чиновничества.Ещё лет 20 тому назад у нас(уних) хватало мозгов при формировании тарифов, да и проектов бюджета предлагать 2-3 варианта. Очень плохой, просто плохой и "хороший, но не реальный" и проталкивать тот вариант, что изначально и планировался- просто "плохой", но более-менее реалистичный.
Интересно, кто мешал и нынче применить тот же принцип ипойти якобы на уступки, в том числе и не на "якобы", но приемлимые? Прав Автор в том, что , вероятно, АПО гордыня заела, высокомерия -за край.Хотя вся наша область, да и город, если уж честно- микроскопическое образование на карте России, и поб большому счету-захолустье. Пиписками меряемся? Застегните штаны, господа-товарищи!
0
Тина 03.12.2012 16:48
Целью и задачами существующей исполнительной власти области является сама "власть"(почти мания величия),а уж остальное все принимается и исполняется исходя из соображений-что-то надо и сделать.Причем,собственных идей нет-нет знаний и опыта,поэтому на плечи нижестоящих исполнителей ложится указ-придумай то-не знаю что,распредели средства так,что бы "заткнуть" социальные вопросы(во избежание отрицательного пиара). Стратегия развития области интересует только в части разработок "прожектов",в основном увиденных в других областях.
0
03.12.2012 17:06
Народ: Это несправедливо! Где нам искать справедливость??
Власть: В словаре на букву "С"
0
03.12.2012 18:09
Молодец Шлосберг, ни в бровь, а в глаз. Было шоу для отвода глаз, никто и не собирался ничего менять.
0
03.12.2012 18:11
АПО не гордыня заела, а они начали откровенную войну против муниципалитета, потому что им отказано в манипулировании муниципальным образованием.
0
03.12.2012 18:12
Это тихая гражданская война, война политиков.
0
03.12.2012 18:16
Гражданская война - это война классов, а не "политиков": класса чиновников-приватизаторов против всего русского народа. И она уже совсем не тихая!
0
03.12.2012 18:29
Привычная тягомотина от Шлосберга. Хочет, чтобы все по его было. Мания величия. Частный случай с интеллигенцией еврейского происхождения. Все - миссии.
0
03.12.2012 18:48
Слово "Мессия" пишется через "е", болван.
0
03.12.2012 19:51
Привычная тягомотина от Шлосберга. Хочет, чтобы все по его было. Мания величия. Частный случай с интеллигенцией еврейского происхождения. Все - миссии.
ххххххххххххххххххххххххххх
И русские поже против этого бюджета и мании величия царьков у власти в области и муниципалитетах.
0
03.12.2012 20:10
Тягомотина- это у вас,а не Шлосберга. У вас просто злобное вяканье дилетанта.
0
Дядюшка Ы 03.12.2012 20:28
Конечно не надеялся, что кто-то повернётся людям лицом, а задом к лесу. Но всё равно осталось чувство разочарования
0
03.12.2012 20:34
Меня вот умиляет Лев Маркович и некоторые форумчане! Ну что за нелепая наивность? Ну и стоило упираться? Продемонстрировали свою глупость. Развел Турчак технично оппозицию, так надо было молча утереться и не выступать теперь с проповедями
0
предыдущему 03.12.2012 20:42
Упрямство - не глупость. Трусость - вот глупость. Турчак не оппозицию развел, он себя развел. И сел в лужу.
0
03.12.2012 20:52
Для 20.34 это вы утритесь. Смеется тот , кто смеется последним.
0
03.12.2012 22:13
Дорогу осилит идущий. И пускай не все удалось сделать, что хотелось, но опыт бесценен и в дальнейшем позволит избежать досадных ошибок. Все у нас получится. За статью респект.
0
Дорогу осилит идущий. 03.12.2012 22:14
Осилит, бесспорно.
0
777-я поправка 04.12.2012 11:04
Зачем депутаты?
Для того, чтобы что-то затвердить, достаточно одного, Котова, например. Он и спикер, и председатель, и подпись, и печать.
Освободится зал заседаний, не нужны станут кабинеты и микрофоны, журналисты будут чаще выезжать в передовые колхозы, у губернатора освободится время для прогулок.
Вот тогда он сможет чаще встречаться с простыми гражданами, которые и будут вносить поправки, напрямую.
0
04.12.2012 23:43
Прав тот у кого больше прав.В основе власти - бесправие народа.
0
на 04.12.2012 23:43 04.12.2012 23:53
В основе российской власти - бесправие народа.
0
Рейтинг@Mail.ru