До 8 октября в галерее «ЦЕХ» работает выставка живописи и графики художника Георгия (Гаги) Ковенчука, открытая в рамках фестиваля искусств имени Сергея Довлатова «Заповедник». Как сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе ТКД, вход свободный.
Георгий Ковенчук (1933-2015) уже по праву рождения мог чувствовать себя прямым наследником лучших культурных традиций Петербурга-Ленинграда. Его дедом был знаменитый Николай Кульбин - «отец русского футуризма» и основатель «Бродячей собаки», бабушкой - актриса Евдокия Козлова – участница задуманного Любовью Блок «дачного театра» в Териоках под руководством Всеволода Мейерхольда. Мать будущего художника Нина Кульбина большую часть жизни проработала театральным скульптором в театре Николая Акимова. Правда, окончить Академию Художеств в свое время ей так и не удалось: девушка серьезно увлеклась хоккеем с мячом и даже выступала вратарём довоенной женской сборной Ленинграда.
Георгий Ковенчук окончил СХШ (Средняя художественная школа при Академии Художеств), затем графический факультет института имени И.Е. Репина (мастерская А. Ф. Пахомова) и сразу после защиты диплома был принят в Союз Художников. О том, что Гага уже в юности проявил себя самостоятельным художником, не желавшим укладываться в тесные рамки официального искусства, говорят регулярные упреки в «формализме», получаемые им со школьной скамьи. Первая персональная выставка Ковенчука была закрыта «за формализм», а его иллюстрации к «Клопу», выполненные в 1973 году в традициях русского авангарда, характеризовались директором московского отделения издательства «Искусство» как «надругательство над Маяковским».
Несмотря на сложности, карьеру ленинградского художника Георгия Ковенчука можно с уверенностью назвать состоявшейся. «Клоп», вышедший в свет только благодаря поддержке деятелей культуры (в числе которых были Лили Брик и Константин Симонов) в итоге получил диплом «Лучшая книга года». Такой же награды удостоились и «Записные книжки» Ильи Ильфа с иллюстрациями Ковенчука.
Известность и относительное благополучие принесла не только работа художника-иллюстратора (Ковенчук оформлял книги таких разных авторов, как Аксенов, Солоухин, Стругацкие, Зощенко, а также детскую литературу). Выступал он и как театральный художник (например, при постановке «Клопа» варшавским театром «Стара Проховня»), активно сотрудничал с журналами «Костер», «Мурзилка», «Нева», «Аврора» (где с 1969 по 1972 работал главным художником). Помимо рисунков в этих журналах порой публиковались и тексты Гаги, владевшего словом столь же непринужденно, как карандашом или кистью.
Художественный почерк Гаги Ковенчука узнаваем и своеобразен. Сохранять фирменный стиль с его условностью и выразительностью рисунка художнику позволяла вовремя выбранная ниша художника-плакатиста. Еще во время учебы в Академии Георгий Ковенчук вошёл в объединение «Боевой карандаш» и в 1960е-1980е годы создал множество остроумных и изобретательных плакатных текстов.
Плакаты и станковая графика Ковенчука были отмечены бронзовыми и серебряными медалями на международных выставках в Чехословакии и Югославии. С начала 1990х Георгий Ковенчук сотрудничал с французскими галереями. Персональные выставки художника проходили в Лондоне, Берлине, Стокгольме, Осаке. В 2003 году художник был удостоен серебряной медали Российской Академии художеств.
Работы Георгия Ковенчука находятся в лучших собраниях России (Русский музей, Третьяковская галерея, Музей истории Санкт-Петербурга, Национальная публичная библиотека), а также во многих музейных и частных собраниях за рубежом.
Сергея Довлатова и Георгия Ковенчука связывало не только личное знакомство, принадлежность к одному кругу и как следствие - общие друзья, сотрудничество с одними и теми же издательствами, пересекающиеся ленинградские маршруты. При всей разности характеров и темпераментов они были удивительно близки своими творческими принципами: стилистическая отточенность, умная ирония, уважительное внимание к «маленькому» человеку, верность высочайшим художественным стандартам.
Режим работы Галереи: ежедневно с 16.00 до 19.00.
Адрес галереи: улица Пушкина, 13а (административное здание за театром драмы).