В рамках XXV Пушкинского театрального фестиваля спектакль «Пушкин и деньги» для семейного просмотра представил московский Театр.doc. Тот самый театр, который некогда решился ставить отмененного в Пскове «Банщика» Варвары Фаэр. Псковскому зрителю Театр.doc известен и по спектаклю «9 месяцев/40 недель», показанному на псковской сцене в 2014 году.
Стоит помнить, что Театр.doc создает спектакли на основе встреч с реальными людьми, используя театральные игры и тренинги, «глубокую импровизацию» и технику verbatim. Вот и «Пушкин и деньги» - это разговор двух актеров - Екатерины Строговой и Константина Кожевникова - со зрителями о том, легко ли жилось Пушкину на 5000 рублей в год.
Итак, разговор задался, и актеры переходят к более сложным вопросам. Был ли Пушкин успешен при жизни? Так ли хороша была его жизнь? Какими критериями можно было бы определить его успех, если бы он жил в настоящее время?
Жадность или бережливость отличала отца Александра Сергеевича Сергея Львовича, спорят актеры на сцене, вовлекая в разговор зрителей. Он ругал детей за разбитую рюмку стоимостью 15 копеек, заставлял сына пешком ходить из Царского Села в Петербург 27 км два раза в год, экономя на извозчике с жалованьем 80 копеек в день. А между тем, цыпленок по тем временам стоил 1 рубль 20 копеек за фунт, говядина - 1 рубль 30 копеек за фунт, десяток яиц - 40 копеек, чай - 12 рублей за фунт, сахар - 1 рубль 20 копеек за фунт, живая корова - 5 рублей, мальчик крепостной - 10 рублей. Разбитая рюмка по стоимости приравнивалась к 1 лимону. Сколько лимон стоит сейчас? Крупный, свежий - не больше 20 рублей. Стоит ли разбитая рюмка потраченных нервов, задаются вопросом авторы спектакля?
А вот еще некоторые цены того времени: бутылка шампанского - 12 рублей (но вряд ли шампанское в те времена пили рюмками), вино Мадейра - 4 рубля, ведро водки - 20 копеек.
В общем, Константин Кожевников делает предположение, что «Скупой рыцарь» был написан Пушкиным не просто так, а с оглядкой на свою семью...
Затем по полочкам авторы спектакля разбирают любовь Александра Сергеевича и Натальи Николаевны, «как Пушкин выпрашивал жену» и почему так долго мать Гончаровой Елизавета Петровна не выдавала ее замуж за великого, но нищего поэта. Чтобы просить руки возлюбленной, Пушкин заложил подаренное ему отцом имение, получил за него 40 тысяч, 11 из которых отдал будущей теще Елизавете Петровне. Та якобы пообещала их вернуть в качестве приданного Натальи Николаевны, но обещание свое не сдержала. Еще 10 тысяч из этой суммы он отдал ближайшему другу Нащокину. На остатки, полагает Екатерина Строгонова, содержать жену «в хорошем тоне» невозможно, ведь в год на содержание барышни полагалось тратить 55 тысяч 743 рубля. Например, уборный столик со всем содержимым, который требовалось обновлять не реже, чем раз в год, обходился в 290 рублей, драгоценные камни - 6 тысяч рублей в год, головные уборы - 219 рублей в год, платья - 700 рублей в год, серьги и другие драгоценности - 2,5 тысячи рублей в год, конфетки - 200 рублей в год. И еще много чего другого, на что у Пушкина, естественно, денег не было.
Самым популярным его «проектом» считается «Евгений Онегин». Так вот 1 строка романа стоила 25 рублей или 5 коров. Только за первое издание «Евгения Онегина» Пушкин заработал 12 тысяч рублей.
И тем не менее, чего скрывать, к деньгам Пушкин относился достаточно легкомысленно. На момент своей смерти он задолжал 138 тысяч 988 рублей 33 копейки всем - от портного до царя. Император Николай I, питая к поэту особые чувства, велел долги простить.
Интересно? Мне кажется, достаточно интересно, чтобы провести в театре в компании актеров из Москвы вечер вместе с ребенком. Вся непринужденная часовая беседа сопровождается постоянным интерактивом, декламацией стихов Пушкина, а заканчивается, естественно строками: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Безусловно, в спектакле есть, над чем поспорить, но этим он и интересен. Актеры вызывают зрителей, в том числе, взрослых, на диалог, чтобы разобраться во взаимоотношениях Пушкина и денег, Пушкина и членов семьи, Пушкина и друзей, Пушкина и царя... Увлекательно.
Светлана Аванесова, фото Андрея Кокшарова