До выборов губернатора Псковской области осталось ровно 80 дней. Выдвижение основной части кандидатов состоялось, и они уже столкнулись с процессом прохождения муниципального фильтра. Сколько из желающих его преодолеют, пока предсказать не берусь, однако уже сейчас можно прогнозировать, что кандидатов будет не два и не три.
Несмотря на такую активизацию предвыборной борьбы, у большинства наблюдателей сложилось стойкое впечатление, что итог выборов более чем предрешен. У кого-то это вызывает разочарование, у кого-то - радость, однако статистика голосования в других регионах говорит о том, что шансы на победу кандидатов от власти близки к 100 процентам. Особенно на фоне той политической конъюнктуры, которая сложилась в России в этом году, - когда рейтинг федеральной власти небывало укрепился.
Таким образом понять, на что рассчитывает большинство из тех кандидатов, которые готовы посоперничать с действующим руководством региона, достаточно сложно. Кто из них всерьез рассчитывает на победу? Кто «дерется, потому что дерется»? Кто участвует для отдельной страницы в мемуарах, кто будет подыгрывать исполнительной власти, а кто вынужден идти на выборы, потому что «партия сказала надо?». Псковская Лента Новостей попыталась разобраться в этом и задала кандидатам на кресло губернатора одинаковые вопросы в надежде получить разные и, главное, показательные ответы. Так и вышло.
Отмечу, что в аналитических материалах, посвященных ходу избирательной кампании, обычно уделялось значительное внимание Андрею Турчаку - ранее губернатору Псковской области, а ныне исполняющему обязанности главы региона. Его позиция по практически всем вопросам, о которых речь пойдет в данной публикации, ясна. Поэтому Псковская Лента Новостей сознательно не обращалась к врио губернатора, а дала слово претендентам.
К сожалению, к беседе пока не смог подключиться еще один потенциальный кандидат в губернаторы от партии «Рожденные в СССР» Виктор Антипов. «Мне есть что сказать, я много лет работаю в регионе, но мы еще не созрели юридически: нам сначала надо выдвинуться, а потом я буду готов ответить на все вопросы», - пообещал Антипов.
Остальным кандидатам мы задавали пять нижеперечисленных вопросов: ответы - перед вами.
1. Какие цели вы ставите перед собой на выборах, на какой конкретно результат рассчитываете?
Из семи кандидатов, с которыми мы побеседовали, только два не заявили о том, что хотят и готовы победить. Кажется, весьма искренними в ответе на этот вопрос были Игорь Балабуст и Василий Бобалев, которые «не питают иллюзий». Показательно, что два кандидата заявили о желании выйти во второй тур - пожалуй, формально именно это видят главной целью все кандидаты.
Игорь Балабуст: «Если человек идет на выборы, то он, разумеется, хочет победить. Будем работать на победу, к тому же «Трудовая партия» в Псковской области существует не так давно, так что одна из поставленных целей - раскрутка партии».
Василий Бобалев: «Я иду на выборы от «Правого дела» и от коалиции непарламентских партий - их цели прописаны в уставах, и именно им я и собираюсь следовать. Сегодняшняя основная задача - выявить те моменты, которые позволят народу жить достойно и богато. Что касается результата, то тут не нужно строить иллюзий. Мы ставим перед собой максимальную задачу - обойти на выборах «Яблоко», «Справедливую Россию» и побороться покрепче с коммунистами. С либерал-демократами, моими бывшими коллегами, тоже крайне интересно побороться».
Олег Брячак: «Мы выходим на выборы только за победой, мы будем побеждать».
Алексей Бурнацев: «На выборах я хотел бы одержать победу. Моя цель проста - я хочу, чтобы жители Псковской области имели достойный уровень жизни вне зависимости от социального статуса. Уверен, что моего опыта управления вполне достаточно для уровня губернатора Псковской области. Я не считаю, что у Андрея Турчака его недостаточно, но я знаю, что принесу больше пользы».
Сергей Макарченко: «Задача - выступить достойно и занять максимально высокое место, а также, разумеется, донести на этих выборах позицию партии. Если говорить про основную задачу, то хотелось бы занять второе место и выйти во второй тур. А там - уже другой вопрос».
Александр Рогов: «Единственный результат, на который я рассчитываю, - это победа. На выборы КПРФ и Рогов идут для улучшения жизни населения Псковской области, помощи русскому народу и пресечения чиновничьего воровства. Принципиальная цель для меня - это возрождение села. Первой моей официальной встречей в случае избрания будет встреча с президентом Белоруссии Александром Лукашенко».
Лев Шлосберг: «Выход во второй тур выборов и победа во втором туре».
2. Кого вы видите своими потенциальными союзниками?
Сразу у трех кандидатов главные союзники - «избиратели Псковской области». Пожалуй, более правильного и одновременно более расплывчатого ответа нужно еще было поискать. Ну и основное, что бросилось в глаза: трое из четырех руководителей парламентских партий видят в своих коллегах союзников и только один – нет, косвенно подтвердив свой статус политика, не готового на союзы.
Игорь Балабуст: «Трудовой народ, все люди труда в регионе».
Василий Бобалев: «Партийных союзников нет - это было бы неправильно. А в целом - наше гражданское сообщество. Я беру с собой то, что наработал за 27 лет - свой рабочий коллектив, своих студентов, общественные организации. На них и буду опираться».
Олег Брячак: «Наши потенциальные союзники - все оппозиционные партии, которые не «легли» под областную администрацию. То есть те, кто занимают принципиальную позицию: это КПРФ, «Яблоко», ЛДПР.
Алексей Бурнацев: «Избиратели Псковской области, которые хотят улучшения жизни».
Сергей Макарченко: «В союзниках вижу тех, кто выступает в оппозиции действующей власти, естественно, кроме непарламентских партий. Впрочем, для начала я должен окончательно убедиться, что люди не играют в оппозиционеров и борцов, а являются такими по сути».
Александр Рогов: «Наши потенциальные союзники - все, кто критически относится к действующей власти, критикует их на сессиях Псковского областного Собрания. Сегодня у нас уже есть вполне реальный союз со «Справедливой Россией» - мы помогаем друг другу проходить муниципальный фильтр. При этом мы будем всячески стараться, чтобы и Сергей Макарченко, и Лев Шлосберг тоже вышли на выборы».
Лев Шлосберг: «Избирателей Псковской области».
3. Назовите вашу предварительную тройку кандидатов на должность представителя администрации Псковской области в Совете Федерации?
Здесь все оказалось завуалировано: при этом можно с уверенностью предполагать, что кто-то из кандидатов действительно пока подбирает персоналии, а сразу несколько потенциальных губернаторов вспомнили об этой теме только тогда, когда услышали вопрос. Единственным, кто назвал список полностью, оказался Сергей Макарченко. Олег Брячак огласил его на две трети, но шутка Олега Михайловича вряд ли может рассматриваться с политической серьезностью.
Игорь Балабуст: «Пока рано об этом говорить: сначала надо пройти регистрацию и муниципальный фильтр. Но у нас в области много достойных людей, некоторые из них у нас уже на примете».
Василий Бобалев: «Этот вопрос пока оставим, он пока в процессе обсуждения. Мы его будем прорабатывать в течение недели - вы же понимаете, от принятия решения о моем выдвижении прошло всего несколько дней. А сенаторы - непростой вопрос».
Олег Брячак: «Александр Рогов, Андрей Турчак, а с третьей фамилией мы пока определяемся. Если я побеждаю, для меня основная задача - чтобы сенатор приносил реальную пользу региону. Я уже говорил, что Турчак оброс федеральными связями, и если он действительно так переживает за регион, я готов выдвинуть его сенатором от Псковской области».
Алексей Бурнацев: «Мы еще продолжаем работать над списком. Это должны быть люди с незапятнанной репутацией и желанием работать».
Сергей Макарченко: «Предварительно это председатель Псковской городской коллегии адвокатов Сергей Серегин, руководитель регионального молодежного движения ЛДПР и и.о. директора «Интеграционных мастерских» Вячеслав Вячеславович Сукманов, и подполковник в отставке, заместитель координатора регионального отделения партии Константин Синеглазов»
Александр Рогов: «Пока нет официальных документов с их согласием, разглашать фамилии не буду. Хотя предложения с нашей стороны уже сделаны».
Лев Шлосберг: «Публичное представление кандидатов на должность представителя администрации области в Совете Федерации будет произведено перед подачей в избирательную комиссию области документов на регистрацию кандидата на должность губернатора. Это - отдельное важное политическое мероприятие. Все три кандидатуры уже определены. Это люди с безупречной репутацией и высоким общественным авторитетом».
4. Кого вы считаете своим основным соперником на выборах?
Вопрос с наиболее предсказуемым ответом поставил большинство кандидатов в тяжелую ситуацию, потому что озвучивать фамилию врио губернатора хотели не все. Поэтому каждый выкручивался, как мог. Конечно, речь не шла о тех кандидатах, которых за глаза называют «маленькими турчаками»: они не просто считают врио губернатора главным соперником, но и не забывают напомнить, что он – единственный фаворит.
Игорь Балабуст: «Естественно, фаворит один: это Андрей Анатольевич Турчак».
Василий Бобалев: «Понятно, что это – «Единая Россия» с ее полутора тысячами депутатов. Это проправительственная партия, основная политическая сила региона».
Олег Брячак: «Естественно, губернатора. Сейчас законодательство не позволяет действующим кандидатам вести агитацию до определенного момента. А губернатор может себе это позволить».
Алексей Бурнацев: «Единственный мой соперник – я сам. С собой бороться сложнее, победить себя непросто. У меня есть какие-то опасения и страхи, поэтому для меня важно одержать эту победу».
Сергей Макарченко: «Я никого не хочу выделять и отношусь ко всем кандидатам с уважением».
Александр Рогов: «Главный мой соперник – это равнодушие населения, если люди не пойдут на выборы. Вот, что будет действительно плохо и обидно. Ну и, естественно, - это действующая власть, которая традиционно на полную катушку включила административный ресурс»
Лев Шлосберг: «Андрея Турчака».
5. Кого вы были бы готовы поддержать из потенциальных кандидатов в том случае, если бы сами в силу каких-то причин не смогли участвовать в выборах?
Еще один провокационный вопрос также разделил кандидатов на тех, кто поддерживает нынешнего врио губернатора и кто вроде как не поддерживает. При этом четверо из семи опрошенных кандидатов чисто теоретически готовы были бы поддержать другого кандидата, если бы сами вдруг не участвовали в гонке: неприемлемым для себя такой шаг посчитали только Алексей Бурнацев, Александр Рогов и Лев Шлосберг.
Игорь Балабуст: «На данном этапе – того же врио губернатора. Объективности ради, он как личность и профессионал выигрывает сейчас».
Василий Бобалев: «Не знаю, что дальше будет. Учитывая, что в области я не один день, то отдал бы предпочтение Андрею Турчаку. Я знаю, что сделано за пять лет и знаю, что будет делаться в течение будущих пяти лет. Я, когда был депутатом областного Собрания, шкурой чувствовал бюджет. Сегодня 3-4 месяца не дай нам бюджет из федерального центра, и область будет парализована».
Олег Брячак: «Я не думал над этим, потому что буду участвовать до конца. Но в таком случае это, наверное, был бы представитель КПРФ».
Алексей Бурнацев: «Таких персон нет, так как я не допускаю ни одной мысли, что не пойду на выборы до конца».
Сергей Макарченко: «Теоретически – человека от оппозиции, который бы по социологическим опросам занимал первое место».
Александр Рогов: «Вопрос некорректный, поскольку я собираюсь идти до конца и не думаю о поддержке кого-либо. Есть союзники, коллеги, к которым я хорошо отношусь. Но с поставленной задачей развития региона наиболее качественно справлюсь я сам».
Лев Шлосберг: «Если политик считает, что может поддержать на выборах кого-то другого, то он не участвует в выборах».
Говоря словами одного из кандидатов, «объективности ради», сложно понять, зачем большинство из кандидатов идет на выборы, параллельно признавая, что действующий врио губернатора «как личность и профессионал выигрывает сейчас». Безусловно, такое участие вызывает в лучшем случае недоумение, в худшем – иронию и раздражение. Впрочем, почти все лидеры партий произносят всегда одну и ту же заезженную фразу: «мы – политическая сила, мы должны участвовать в выборах». Но губернаторские выборы – не парламентские, здесь есть только один победитель. Хотя, как однажды выразился один из вышеперечисленных собеседников, «за неделю до выборов даже самый вшивый кандидат начинает верить в свою победу».
Впрочем, не исключено, что некоторые политики всерьез намерены переломить ход борьбы: не зря дважды прозвучала тема второго тура, в котором, как известно, иногда может случиться все, что угодно.
Денис Камалягин