Политика

Губернатор-2014: Роль первого плана

03.10.2013 10:24|ПсковКомментариев: 35

«Воеводы XVII  в. были сыновьями или внуками наместников XVI в. На протяжении одного-двух поколений могли измениться учреждения, а не нравы и привычки».

Василий Ключевский. «Русская история. Полный курс лекций».

14 сентября, ровно за год до выборов главы региона, Псковская Лента Новостей объявила о старте нового проекта «Губернатор-2014. Обратный отсчет» и проанонсировала выход в свет первого материала. Сегодня мы представляем его вашему вниманию. Сам формат информационно-аналитического проекта протяженностью в 365 дней подразумевает его некую если уж не фундаментальность, то основательность. Отчего мы и посчитали необходимым начать не с каких-то сиюминутных вещей и очередных телодвижений потенциальных кандидатов, а  с разъяснения той роли, которую в жизни региона играет глава исполнительной власти, и даже с многовековой закономерности.

Едва ли не во все времена отечественной истории, неважно в старомосковский, имперский или советский ее период, глава административно-территориальной единицы всегда концентрировал в своих руках всю полноту власти. Коллегиальные же формы управления, появившиеся еще в седом средневековье и ставшие столь популярными и значимыми на Западе, у нас, скажем прямо, не приживались. Все рычаги управления на местах неизменно оказывались в руках одного-единственного главного начальника. И неважно, как называлась должность – посадник, наместник, воевода, губернатор или как-то еще. Неважно, как он обрел власть – отвоевал сам, получил «ярлык на княжение», был назначен царем-батюшкой или избран народом. Только то и важно в контексте сегодняшнего разговора, что именно он - реальная власть. Главный центр принятия решений, влияния и притяжения. Начальник на территории, блюститель неприкосновенности прав верховной власти и точного исполнения закона.

Неудивительно, что при такой, современным языком говоря – «губернатороцентричной»,  модели все на местах крутилось и продолжает крутиться вокруг него, «первого парня на большой деревне». Это характерно для всей России, для любого ее уголка и закоулка. Однако, будем справедливы, российские регионы весьма неоднородны, как по социально-экономическому развитию, так и по уровню влияния местного «патрициата». Благодаря этому во многих из них помимо губернатора, существуют и другие влиятельные центры. Некогда это были, скажем так, бояре и купечество. В современном мире это политические элиты, «олигархи» регионального масштаба и «тузы» крупного бизнеса, представители национальных диаспор и иных влиятельных социальных кластеров.

Наличие наряду с главой администрации других региональных «тяжеловесов» характерно для многих республик, краев и областей современной России, но отнюдь не для Псковщины. Причина? У нас, как известно, чего ни коснись - того и нет. Ни сильной политэлиты, ни самостоятельного парламента, ни мощной оппозиции. Нет развитой экономики, серьезных финансово-промышленных групп и крупных градообразующих предприятий. Нефтяных скважин, золотых приисков и залежей алмазов тоже нет. Город-миллионник с внушительной собственной экономической базой (что давало бы возможность градоначальнику не стоять с протянутой рукой) – картинка также не из нашей жизни. В общем, ничего из того, что необходимо для появления альтернативных центров, нет.  Как следствие - даже те, кто во властной провинциальной иерархии занимают места на условном «пьедестале почета» или готовятся ступить на него, постоянно чувствуют свою зависимость от первого лица. На мой взгляд, весьма красноречиво подтверждает тезис об эдакой «однополярности» почти анекдотичные хождения местных депутатов, лидеров региональных отделений партий, чиновников, предпринимателей и прочих деятелей, чутко реагирующих на конъюнктуру, в штабы кандидатов в губернаторы – соперников действующего главы накануне решающего дня выборов. Старожилы псковской политики прекрасно помнят периоды между двумя турами как в 1996, так и в 2004 годах. Фактическое назначение последнего псковского губернатора в феврале 2009 года также не стало исключением для псковского истеблишмента, побежали сломя голову. Кто-то бежит, а кто-то чинно и важно шествует, разумеется, не просто так – засвидетельствовать почтение, загодя присягнуть, и это, как говорится, при живом-то муже.  Ну а уж после того, как избранный или назначенный Москвой руководитель приступил к исполнению обязанностей – под его знамена стекается едва ли не весь местный «бомонд». Более того еще переживают пригласят ли на инаугурацию, удастся ли среди первых преклонить колено, а то и повиниться за прежние грехи и бывших кумиров.

Так было практически всегда. При этом в советское время, когда кандидатура главного политического руководителя - первого секретаря обкома партии утверждалась решением Политбюро ЦК КПСС, ситуация несколько уравновешивалась особенностями советского строя с его системой сдержек и противовесов, номенклатурными правилами и порядками. Впрочем, и тогда первый секретарь воспринимался аки царь и бог на вверенной ему территории. В 1990-е обозначенная выше доминанта отчасти компенсировалась произошедшими крутыми переменами в общественно-политической жизни, повлекшими  за собой резкую смену элит, политическим и управленческим хаосом.

И все же расцвет губернаторского всевластья несомненно падает на вторую половину 1990-х и инерционно на начало нулевых. Именно в это время уже повсеместно избранные главы регионов почувствовали свою фактически полную политическую  независимость от слабого федерального центра, а статус членов Совета Федерации давал им еще и личную неприкосновенность. Правда, определенные проблемы создавало поднимавшее голову местное самоуправление, в особенности главы областных центров, но с этой системной угрозой губернаторы с переменным успехом справлялись, а там где это не удавалось, мэр региональной столицы занимал кресло губернатора и все повторялось один в один. Следует отметить, что в тот период времени у губернаторов было значительно больше поля для манипулирования межбюджетными отношениями. Как вспоминают старожилы местной политики, в конце 1990-х при Евгении Михайлове в процессе «удушения» оппозиционно настроенного главы Пустошкинского района Михаила Зенкова в муниципалитет направлялся трансферт в 30% от объема финансирования, при этом протеже губернатора – локнянский глава, член правящей тогда ЛДПР Сергей Васильев получал 120 %. Прошлогодние бюджетные баталии между городом Псковом  и областью, а также разговоры о финансовой справедливости кажутся на этом фоне совсем несерьезными.

В середине нулевых президент России Владимир Путин под предлогом борьбы с терроризмом отменил выборы глав субъектов РФ

Ситуация резко изменилась с началом переформатирования политической системы  Владимиром Путиным в первый срок его президентства, в том числе с его действий по ликвидации «регионального сепаратизма» и «центробежных явлений», как это было модно тогда говорить. После того, как губернаторы потеряли места в Совете Федерации, а затем на уровне федерального законодательства выборность региональных руководителей была отменена под благовидным предлогом борьбы с криминалом во власти и угрозой терроризма, произошла значительная девальвация статуса главы субъекта РФ. 2004 год, когда в Псковской области был последний раз избран губернатор (кстати, одним из последних, выбранных прямым голосованием и без всяких муниципальных фильтров), стал во многом переломным для данного института власти.

С этого момента можно проследить две основных тенденции в изменении положения региональных властителей.  Во-первых, укрепление вертикали власти сверху вниз, сокращение реальной политической альтернативы в регионах привели к усилению губернаторов на местном поле. Ранее напряжение то и дело возникало во взаимоотношениях руководителей субъектов РФ с мэрами региональных столиц и депутатами Госдумы по одномандатным округам (которые, как показывала практика, являлись потенциальными претендентами на посты глав исполнительной власти). С отменой выборов (причем, не только губернаторских, но и мэрских, а также в связи с изменениям порядка формирования нижней палаты парламента, куда теперь можно попасть лишь по партийным спискам) развитие регионального политического процесса затормозилось. Главы регионов после того, как они добились возможности менять муниципальные уставы, начали «крестовый поход» на позиции избранных мэров областных центров, повсеместно вводя модель избрания главы из состава депутатов и найма на работу сити-менеджера. Примером тому является изменения устава муниципального образования «Город Псков» ради устранения с политической арены Михаила Хоронена, что привело к существующей у нас по сегодняшний день двухголовой модели местного самоуправления.  Главы районов фактически превратились в губернаторских подчинённых, начальников территориальных отделов областной администрации. Средства массовой информации оказались почти полностью аккумулированы региональной властью, так как просто не осталось самостоятельных политических игроков имеющих материальные ресурсы для содержания такой дорогостоящей игрушки как свободная пресса.  Отсутствие возможности участия в прямых губернаторских и мэрских выборах, переход на исключительно партийные списки в Госдуму привело к «стерилизации» псковской политической элиты. Сегодня мы пожинаем ее плоды, на носу губернаторская гонка, а никакой заметной политической потенции со стороны реальных игроков не видно. Слишком долгий период воздержания и ограниченные условия серьезно сказались на репродуктивной способности псковского политического класса. «Герои вчерашних дней» остались без должной мотивации, а почва, из которой могли бы появиться новые лидеры, была загублена. На этом фоне любой действующий глава региона выглядит абсолютным «альфа-самцом» и однозначным фаворитом. 

С другой стороны (и это вторая тенденция), усиление центральной власти, появление федеральных округов с грозными полпредами и мобилизация всех региональных начальников под знамена партии власти, фактическая назначаемость самих глав и наконец первые громкие антикоррупционные процессы над губернаторами - все это привело к полной потере политической самостоятельности руководителей субъектов  Федерации. Главы регионов оказались встроенными в пресловутую вертикаль власти и окончательно утратили прежнее влияние в масштабах общероссийской политики. Иными словами, политический вес назначенцев в целом стал значительно меньше, чем у их коллег, избранных народом. Особенно - если сравнивать с теми, кто работал в тот период, когда главы администраций являлись одновременно и членами высшей палаты российского парламента - Совета Федерации.

Естественно, что в условиях правящего  режима, установившегося в стране с приходом Владимира Путина, из региональной политики исчезли главы-оппозиционеры, публично критикующие федеральную власть. То есть через оппозицию политики иногда и приходили к власти, но получив пост главы региональной администрации, вынуждены были соблюдать правила игры, вступать в «Единую Россию» и исполнять все директивы сверху. Примером этого является судьба губернатора Михаила Кузнецова, вынужденного сразу после избрания реализовывать в регионе монетизацию льгот, а в дальнейшем проводить крайне непопулярную политику. Представить сегодня, что какой-нибудь потерявший страх губернатор выступит в духе «Банду Путина под суд!» или «зарубится» не на шутку с генералами спецслужб, совершенно невозможно. А ведь еще каких-нибудь лет пятнадцать назад подобное происходило: например, псковский губернатор (1996-2004 гг.) Евгений Михайлов не скрывал своего более чем критического отношения к тогдашнему президенту Борису Ельцину (при котором, к слову, в России и появились вначале назначаемые главы региональных администраций, а затем был введен институт избираемого губернатора) и небезуспешно воевал с милицейским начальством, кажется, нисколько не опасаясь последствий. При этом главу администрации, перед которым маячила перспектива грядущего переизбрания на прямых выборах, мог не на шутку обеспокоить факт выхода в каком-нибудь СМИ (даже местном и не самом тиражном) критического материала.

Евгению Михайлову довелось поработать в тот период, когда губернатор даже небольшого дотационного региона мог открыто критиковать президента

Страхи назначаемых губернаторов – совсем иные. Для них значительно важнее отношения не населения, не местных элит, а федерального центра, руководства «Единой России». Здесь необходимо отметить, что портрет российского губернатора после изменения модели формирования региональной исполнительной власти в РФ значительно изменился. Если прежде, в пору проведения всенародного голосования, это был достаточно известный публичный политик, зачастую так называемый «тяжеловес», на протяжении многих лет связанный с регионом, прошедший через горнило выборов и заручившийся поддержкой избирателей, то при назначении основными характеристиками главы администрации стали его принадлежность к «Единой России» (немногочисленные исключения лишь подтверждают правило) и лояльность Кремлю. Президент, его администрация, в меньшей степени введенный в 2000 году Путиным институт полпреда главы государства в федеральном округе, а также контролирующие органы – вот те инстанции, которые по-настоящему беспокоили глав региональных администраций в последнее десятилетие.

Как неоднократно отмечали обозреватели ПЛН, с изменением порядка избрания главы региона стал иным формат его взаимоотношений с Кремлем и местной политической элитой. Если ранее губернатор выражал интересы «своих» в диалоге с Москвой, то во второй половине нулевых он, напротив, стал представителем федерального центра в субъекте РФ. Закономерно, что за эти годы трансформировался характер взаимоотношений губернаторов с населением вверенной ему губернии в целом и представителями отдельных категорий в частности. Приведу лишь несколько характерных примеров. Местным политическим элитам было ясно и недвусмысленно продемонстрировано, кто в доме хозяин и чье мнение здесь не то что определяющее, а единственно верное. Это прежде депутаты законодательных собраний могли «прокатывать» решения губернаторов, ныне – ЗакСы подконтрольны и управляемы. Если ошиблись народные избранники – их поправят, надо будет – они переголосуют по указке. А получат депутаты публичную выволочку от губернатора или его «доверенного лица» – смолчат.  

Претерпел метаморфозу также стиль диалога между губернаторами и руководителями органов местного самоуправления. Как известно, прежде глава региона был вынужден постоянно вести диалог с коллегами из городов и районов, осознавая, что от их позиции во-многом зависит уровень его поддержки на выборах и говорил с ними если уж не на равных, то с должной степенью пиетета. Со сменой модели губернаторы, как уже говорилось выше, перестали скрывать свое отношение к представителям органов местного самоуправления как к «младшим по званию», фактически своим подчиненным и нижнему звену властной вертикали.

Изменился и характер взаимоотношений региональной исполнительной власти с местным бизнесом. Особо наивные до сих удивляются, почему у нас если местные предприниматели – то это «ларечники» и «мелкие жулики», с которыми и встречаться нет смысла, они должны быть благодарны, что их не трогают, но если бизнесмены пришли извне, например, из Питера, – то «милости просим, долгожданные инвесторы».

Андрей Турчак имеет шанс стать первым псковским губернатором, прошедшим как процедуру назначения президентом, так и процедуру выборов 

В общем, картина жизни стала совершенно иной, роль и значение губернаторов тоже. И вот в этих условиях российскому обществу были «возвращены выборы». Зимой 2011-2012 годов, после парламентской избирательной кампании и волны массовых протестных акций, Кремль был вынужден пойти на некоторые политические уступки, в том числе объявил о возвращении прямых выборов глав субъектов РФ (отмечу, что президентом на тот момент являлся уже Дмитрий Медведев). Соответствующий федеральный закон вступил в силу 1 июня прошлого года. При этом условно «либеральный тренд» Медведева после успешных для Кремля президентских выборов (март 2012 года) и полноценного возвращения Путина утратил актуальность: власть попыталась «отыграть» ситуацию назад – и в закон были внесены положения, «фильтрующие» круг потенциальных претендентов на должности глав регионов и значительно ограничивающие перспективы оппонентов кандидатов от партии власти.  

Но даже такие выборы – это выборы. И значит, отношения глав регионов и населения снова важны. Губернаторы, ранее лишенные необходимости ежечасно задумываться о том, как они выглядят в глазах электората, вынуждены корректировать свой образ, пытаться быть ближе и понятнее народу, боятся публичных скандалов, нахождения представителями СМИ «скелетов в шкафу» и спешат делать на всю силу добрые дела. Первостепенное значение в таких условиях приобретает «попадание» в образ, соответствие политика тому или иному архетипу. Напомню, в 1990-2000-е действующие псковские губернаторы и соискатели кресла явили весь спектр представлений о типах руководителей. Были тут и «демократ первой волны, земляк Ельцина», и «глава-сокол Жириновского», и «губернатор-оптимизатор», попытавшийся привнести в госуправление методы из бизнес-практики, и «молодогвардеец», присланный в регион по федеральной путевке из Кремля, и «мэр-крепкий хозяйственник» а ля Юрий Лужков, и другие занятные персонажи.

Впрочем, вопреки представлениям избирателей об «идеальном губернаторе» и устоявшимся стереотипам (согласно которым «рулевым» должен быть руководитель, имеющий богатый опыт хозяйственной работы и государственного управления, прошедший ступени карьерной лестницы и в возрасте никак не меньше 40 лет), в Псковской области на вершине политического Олимпа оказывались сравнительно молодые люди из поколения 30-летних (напомню, на момент начала работы в должности главы администрации Владиславу Туманову было 34 года, Евгению Михайлову – 33, Михаилу Кузнецову – 36, Андрею Турчаку - 33), не имеющие за плечами внушительного опыта работы в органах исполнительной власти и уж тем более не поднимавшиеся по чиновничьей лестнице ступенька за ступенькой. Причем, это касалось глав как назначенных президентом, так и избранных всенародно. Объяснение тут, видимо, следует искать в загадочной душе избирателя: архетип – это одно, а выбор из ограниченного круга претендентов, к тому же после массированной агитационно-пропагандисткой кампании – совсем другое. 

Резюмируя сказанное, повторю: в Псковской области от губернатора зависит если уж не все, то, по крайней мере, очень многое. Не получив эту должность, ни одна из политических сил не может рассчитывать на реализацию собственных целей – какими бы они ни были и в какой бы плоскости ни находились их мотивы. Именно поэтому борьбе за пост №1 придается столь большое значение и уже сегодня, за год до единого дня голосования-2014, тема губернаторских выборов стала одной из основных при обсуждениях в политической тусовке.

Александр Савенко

опрос
Поддерживаете ли вы инициативу о запрете использования пиротехники в период новогодних праздников?
В опросе приняло участие 204 человека
ПравилаКомментарии 35
03.10.2013 10:32
Это надо же. Столько текста и ни о чём
0
03.10.2013 10:37
Нормальное такое осмысление пройденного пути.
0
03.10.2013 10:56
Очень интересно, подкупает аналитичный подход к теме. Не просто скандалы, интриги, расследования
0
03.10.2013 11:08
особенно понравилось про горе-0оптимизатора губернатора Кузлю
0
03.10.2013 11:08
хорошо
0
бухарь 03.10.2013 11:24
ай-яй. трут нелицеприятные комменты
0
Дима Ершов 03.10.2013 11:29
Савенко решил войти в тренд... Лучше б на мое письмо ответил!)))
0
Спецкор 03.10.2013 11:39
Из пустого в порожнее. Сто раз уже писано-переписано.
0
Алёша 03.10.2013 11:43
наш Губернатор - Цецерский И.Н. Псков с Вами Иван Николаевич
0
03.10.2013 11:47
Турчак выиграет
0
03.10.2013 11:54
Очень точные наблюдения у автора
0
03.10.2013 12:28
Ах, куда ж ты, паренёк,
Ах, куда ты?
Не ходил бы ты, Ванёк,
Во солдаты!
Не ходил бы ты, Ванёк,
Во солдаты!
0
03.10.2013 12:38
Ванёк vs Дрон Файт!
0
Архашастра 03.10.2013 13:18
Хороший текст, грамотный анализ, выводы не очень. Получается, что все написано было только для того, чтобы сказать: вот почему выборы важная штука и мы уже про них пишем аж за год. Я бы предложил другую концовку: а вся важность псковского губера, как и любого другого, заключается только в одном: идут в регион деньги, или нет. Как бы и на чтобы их не пускали, как бы эффективно и долго их не расходовали: идут в регион деньги и частные и федеральные, или не идут. И это единственное, но и главное, по чему стоит и оценивать и выбирать губера, дорогие читатели. Это единственное и главное мерило, в том числе для понимания позиции тех, кого ПЛН любит называть "политическими игроками": если критикуют и поддерживают новых - значит получили меньше, чем хотели хапнуть, из того, что притягивается в регион, если за - значит попали в должности и заказы - конкурсы. И вот их при выборе, дорогие читатели - избиратели, слушать не надо, большинству важно другое: будет притягивает бабло будущий губер в регион, или не будет, если будет - будет и за что податься, и чем больше, тем больше людям перепадет, если не будет притаскивать деньги в регион - хуже будет всем. Так должны выбирать губера мудрый народ, а если не так, то получится очередное авно на вентилятор в течение целого года и как всегда мучительно больное, за бесцельно прожитую предвыборную кампанию
0
предуреждаю! 03.10.2013 13:19
Цветков или Цецерский!
0
03.10.2013 13:58
САША! Митинг у памятника Пушкину и няни! нет фото комментарий почему проспали
0
03.10.2013 14:02
Турчака отпускать НЕЛЬЗЯ, его сажать надо.
0
03.10.2013 14:06
"Предводителя несло..."
0
03.10.2013 14:11
Балалайкина назад в ДО
0
"предупреждаю Цветков или Цецерский" 03.10.2013 14:42
То есть в любом случае ЦЭ-ЦЭ?
0
03.10.2013 14:50
10russia.ru - проголосуйте за Псковский Кремль. Нас сегодня из 10-ки выкинули, а осталось только 2 дня до финала. Голосование на сайте бесплатно.
0
03.10.2013 15:39
Воеводы! блин... а кто же собака-Михоношин? Огласили бы ))))))
0
03.10.2013 16:02
толково написано, придраться трудно
0
03.10.2013 17:34
Мели Емеля...- это заслужил автор большого и пустого опуса.
0
03.10.2013 17:34
Ьудет и у нас власть по наследству. Брячаки уже пытаются.
0
03.10.2013 17:35
Наза, в средние века.
0
03.10.2013 17:50
В 2012 г. согласно данным судебной статистики, к реальному лишению свободы приговаривали только треть осужденных по п. 3 и 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере), но больше половины из них получили сроки от трех до пяти лет. Большинство осуждены условно, 12% назначен штраф.
Есть ли среди их стройных рядов промежуток малый- быть может это место Турчака..
0
03.10.2013 17:52

Тот кто читает автора заметки и вникает в его слова,тот делает это зря.Он пишет одно ,а думает другое.И все разумные люди, это давно усвоили.Мелкие подхалимы заполнили все структуры,все офисы,все предприятия,все лакомые и полулакомые куски, только вот нужны ли такие Путину и Турчаку?
0
04.10.2013 10:00
03.10.2013 10:32
"Это надо же. Столько текста и ни о чём"

- Да нет, есть там "о чем", просто Вам не осилить. Почитайте что-нибудь более легкое на соседних ветках, например - с какого возраста половую жизнь надо начинать или еще что в том же роде.
0
04.10.2013 15:33
Брячаки вперед!
0
04.10.2013 15:46
Я - за варягов!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
0
Движение имя мне 04.10.2013 21:35
Принцип сложения потенциалов

Подробности на форуме Псковской ленты новостей. По теме
(Лев Шлосберг: Я буду выдвигаться в губернаторы Псковской области)

Правильно конечно всё говорит Шлосберг. И мне между прочим почему-то кажется у него есть неплохие шансы не только избраться, но и отработать подряд 2 губернаторских срока и добиться хороших успехов в регионе. Но это только в том случае если он сам придёт к осознанию того, что нужно строить работу и выстраивать отношения на совершенно иных принципах, нежели те, которые применяются сегодня. Взять к примеру тот же туристический кластер, который сегодня уже фактически набил оскомину всем. То каким образом его пытаются сегодня "развивать" тимуровцы есть не только полная деградация исторической ценности региона как таковой, так и фактическое его разорение. Это скорее всего уже понятно многим. Но развивать его тем не менее нужно, но на совершенно иных, на новых принципах. По принципу сложения потенциалов! Это не то, что бы новый принцип, но тем не менее и радикально иной! Своего рода попытка убить одним выстрелом сразу целое стадо зайцев! И между прочим кто бы здесь из вас не строил ухмылку на лице лично я считаю это вполне осуществимым.
Ну вот скажем к примеру есть у нас усадьба Римского-Корсакова в Плюсском районе. Был я там, ну и что? Вполне себе унылое место, пусть даже и красивое. Чем туда привлечь туриста? Ответ - нечем. Абсолютно любые вложения бессмысленны! Никто туда не поедет смотреть пустую усадбу. Меряю по себе. Несмотря на всё своё уважение к Римскому-Корсакову! Но возможность организовать туда МАССОВЫЙ туристический поток есть уже в ближайшее время. А каким образом спросите? Ответ - очень просто! Малыми средствами добиться максимума успеха! Вряд ли многие знают о том, что у нас в области проживает удивительный человек, селекционер, доктор наук, профессор Агеев Борис Николаевич. Который занимается селекционной работой у себя на участке в деревне. И как бы странным не показалось этот человек сегодня у населения востребованнее исторического центра Пскова! Востребован его талант, знания и опыт! Но у которого нет средств на развитие. И всё что необходимо сделать это соединить его научный потенциал с имеющимся потенциалом вот этой усадьбы. Достаточно просто подселить его рядом. Построить неподалёку ему небольшой и уютный деревянный домик, провести туда интернет, сдать ему пожизненно в безвозмездное пользование участки территории вокруг усадьбы, перенести туда его коллекцию и предоставить возможность зарабатывать на селекуционной работе! Помочь ему продать его дом, а остатки кредита даст Бог он и сам отработает, своим умом и талантом. Только мешать не нужно! И что тогда мы получаем в итоге? А в итоге мы сохраняем для будущих поколений его наработки, его опыт и знания, мы получаем фактически за гроши развитие территории и дополнительно получаем туристический поток в нужное нам место! Пусть он зарабатывает на селекционной работе, на публикациях и чтении лекций, а регион на туристах!
Это только один из примеров. В частности развития именно туристического кластера, но метод просто уверен применим и в других сферах. В том числе таких специфических казалось бы как культура, искусство & *%знес! Каким бы странным это по началу не показалось. Соединяя вместе казалось бы несовместимые вещи можно приходить к развитию и добиваться самых высоких результатов практически не прибегая к затратам. Это новый принцип выстраивания деловых отношений при котором с одной стороны все зарабатывают совместно и одновременно каждый в отдельности. Когда несколько сфер работающих бок о бок являются взаимодополняющими и развитие одной приводит к развитию другой не нанося при этом никому ущерба! Не знаю буду ли я понят в этом, лично мне всё равно, но свои отношения с другими в деловой сфере лично я в будущем буду стараться строить на этом принципе. Я даже имя ему придумал. Принцип сложения потенциалов!
Именно по этому принципу мне кажется мы должны сейчас развивать отношения и с нашими бывшими республиками. И тот кто сейчас это осознает, способен принять как должное и работать именно на этих принципах просто обязан добиваться величайших результатов в абсолютно любых сферах.
0
Сон кота 04.10.2013 21:41
Того, который “Васька”

30.09.2013 13:06
Сегодня приснился вещий СОН.
И наступил 2014 год.И пришел с золотистой листвой сентябрь. И выбрали в этом сентябре Губернатором Льва Шлосберга.И прокричали сторонники Льва Марковича Ура! И состоялась Инагурация. И созвал он всех своих в ПСКОВСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. И начали они ПРАВИТЬ и ХОРОШУЮ ЖИЗНЬ в Псковсом крае обустраивать.

Во сне, в полудреме началось мне сонное видение - и вижу все поля распаханы, а на них колосится золотистая кукуруза, а населения прирастает с каждым днем и деревни начали наполнятся детскими голосами, а свинарники в Невеле закрыты и свиньи бегают по деревенским подворьям, и все заводы работают и трубами дымят, а рабочие довольны зарплатой и одыхают в отпусках на Канарских островах, а молодежь позабыла о наркотиках и убирает грязь в городах, а а а а ... и тут я проснулся от громыхания старого заржавевшего лифта, установленного в нашем доме еще в те времена, когда мы с Левой Шлосбергом пошли в первый класс.
Так что сон в руку!
0
06.10.2013 02:25
Шлосберг пытается навязать выбор себя. Кто то "купится".
0
06.10.2013 17:00
Важность и оценка деятельности Губернатора - это ответ на вопрос: может ли регион сам зарабатывать! Привлекать федеральные деньги - это хорошо, но ведь давно известно: кто платит, тот и музыку заказывает! Мы уже "напривлекали" инвестиций: набережная, детский парк, невельские свинофермы...
0
Рейтинг@Mail.ru