В преддверии 850-летия Великих Лук Псковская Лента Новостей совместно с Великолукским городским краеведческим обществом и Общественным Советом при комитете культуры администрации города публикует серию мини-экскурсий с фото «Путешествие в Великие Луки». Сегодня мы публикуем очередную экскурсию.
24 сентября 1901 года в маленьком уездном городке Великих Луках произошло событие, резко изменившее его жизнь. Началось регулярное движение по Московско-Виндаво-Рыбинской (ныне Балтийской) железной дороге и на великолукскую станцию пришел первый поезд. Вот как описывала это знаменательное явление газета того времени: «Кудряво попыхивая белыми факелами, крикливый паровоз будил окрестности. У ворот города настигнутые пешеходы неистово сбегали с тропинок, петлявших у железнодорожной насыпи, и с почтительного расстояния с откровенным удивлением разглядывали «железного коня» с полдюжиной зеленых вагонов, с неожиданными крикливыми гудками.
Паровоз, поблескивая сталью движущего механизма, коротко и голосисто вскрикнул несколько раз и остановился у приземистого рубленого здания вокзала станции Великие Луки».
Строящийся железнодорожный вокзал. Слева на снимке прежнее деревянное здание вокзала. Снимок начала XX века
В 1907 году через наш город прошла еще одна линия, уже не акционерная, как Московско-Виндавская, а казенная, имевшая стратегическое значение Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. И Великие Луки стали крупным железнодорожным узлом, каким являются и поныне. В это время было построено и новое каменное, красивой архитектуры, здание железнодорожного вокзала, в перестроенном виде сохранившееся и сейчас. Прежний деревянный вокзал стал школой для детей железнодорожников. Он сгорел в годы войны.
Мемориальная доска на здании великолукского железнодорожного вокзала. Современное фото.
А начиналось все в 1893 году, когда великолукское земское собрание приняло решение ходатайствовать перед правительством о строительстве через Великие Луки железнодорожной линии. На переговоры о строительстве и изыскании новой трассы ушло пять лет. Не обошлось и без конфликтов связанных с финансовыми проблемами, пришлось, по видимому, раскошелиться на взятку железнодорожному начальству. В самом городе тоже не все были в восторге от прокладки железной дороги. Однако все проблемы в конце концов были улажены. Великолукские власти выплатили стоимость 60 десятин земли для постройки железнодорожных сооружений и в 1898 году на засыпанном Волчьем болоте, за пределами тогдашней городской черты, началось строительство железнодорожного узла.
Главные Великолукские железнодорожные мастерские. Снимок начала XX века
Для ремонта подвижного состава рядом с вокзалом были построены и 10 сентября 1901 года приняты в эксплуатацию Главные железнодорожные мастерские (впоследствии паровозовагоноремонтный – локомотиворемонтный завод). Одно из крупнейших предприятий нашего края, с самым современным для тех лет производством, мастерские располагались на площади в 20 гектаров, имели 7 цехов, собственную электростанцию, водопровод, канализацию и паровое отопление. Работало на них свыше 500 человек. Некоторые корпуса предприятия, к сожалению, погибшего в 1990-е годы, сохранились до настоящего времени.
Паровозный цех мастерских. Снимок начала XX века
С постройкой через наш город государственной Николаевской железной дороги было введено в эксплуатацию и паровозное депо, в котором трудилось 130 человек. Оно действует и по сей день.
Техническое железнодорожное училище. Снимок начала XX века
Для работы на железной дороге нужны были квалифицированные кадры. В 1902 году в Великих Луках было открыто техническое железнодорожное училище (ныне ж/д техникум), которое в 1906 году вселилось в новое, специально для него построенное здание на Подолешенской (Первомайской) улице, уцелевшее до наших дней.
Учащийся технического железнодорожного училища. Снимок начала XX века
В училище принимались мальчики, имевшие начальное образование, срок обучения был три года и два года практики. Окончившие учебное заведение (первый выпуск состоялся в 1905 году) работали техниками и мастерами на железной дороге и предприятиях с ней связанных. Помощь в открытии технического железнодорожного училища оказал тогдашний министр путей сообщения Сергей Юльевич Витте (будущий премьер-министр России). За это городская Дума присвоила министру звание Почетный гражданин города Великие Луки.
Железнодорожный мост через реку Ловать. Снимок начала XX века
Железнодорожный мост через реку Лазавицу. Снимок начала XX века
От тех уже далеких времен в нашем городе сохранились также железнодорожные мосты через реки Лазавицу и Ловать, а также две водокачки на берегу Ловати у Казанского кладбища.
Одна из железнодорожных водокачек в Великих Луках. Современное фото.
Прокладка железнодорожных магистралей, связавших Великие Луки с крупными промышленными центрами, имела важное значение для развития промышленности, торговли, социальной структуры, культуры, быта нашего города.
Владимир Орлов, член Союза краеведов России.
Город Великие Луки.