«Когда я увидела его пост у себя в ленте, я расплакалась», - Галина Паскевич не могла поверить в то, что полиция все-таки возбудила уголовное дело по факту гибели ее пса Пифа от руки соседа. Эта история, всколыхнувшая псковичей и жителей области, к сожалению, лишь одна из многих: за последние несколько лет в Пскове и области участились случаи жестокого обращения с животными. Но, видимо, этот случай стал той каплей, которая переполнила чашу терпения людей, которые еще помнят: «Мы в ответе за тех, кого приручили». К проблеме подключились не только общественники, но и представители власти: ситуацию взял под личный контроль губернатор региона Михаил Ведерников - он и разместил в своем Instagram-аккаунте сообщение о возбуждении дела.
Псковская Лента Новостей выяснила, почему для того, чтобы правоохранительные органы обратили внимание на вопиющий случай, потребовался режим ручного управления, где пробуксовывает закон, регулирующий ответственность за жестокое обращение с животными, и какие пути изменения ситуации видят власти и общественность.
Еще два года назад, на этапе обсуждения, закон «Об ответственном обращении с животными» вызывал массу споров: все понимали, что документ этот необходим, но как его положения будут реализовываться на практике, не понимал никто. В итоге закон приняли - а вопросы о готовности инфраструктуры и возможностях местных властей и полиции по его реализации повисли в воздухе. За все время закон сработал в Псковской области лишь несколько раз: когда в Великих Луках осудили мужчину, сбросившего с балкона таксу, и когда закрыли контактный зоопарк, который привез в Псков больных истощенных кошек. Собственно, на этом все.
Сейчас вновь зашла речь о необходимости пересмотра и уточнения ряда положений закона. В частности, губернатор Ведерников, комментируя убийство Пифа, выступил за ужесточение закона об обращении с животными. «Если потребуется, выступлю с законодательной инициативой по внесению изменений в федеральное законодательство, чтобы такие действия впредь не оставались безнаказанными», - заявил он и подчеркнул, что соответствующая уголовная статья в федеральном законодательстве есть, надо просто заставить ее работать.
Позицию главы региона поддерживает и депутат Государственной думы, секретарь регионального отделения «Единой России» Александр Козловский. «Необходимо разобраться в этой ситуации - почему закон, предусматривающий наказание за жестокое обращение с животными, на сегодняшний день не работает, - считает он. - Если необходимо вносить какие-то поправки в статьи, мы готовы с этим разобраться».
Практика реализации законодательства, в свою очередь, зависит от правоохранительных органов. С точки зрения депутата, сотрудники полиции должны более внимательно изучить этот закон и более внимательно отнестись к существующей проблеме: граждане могут злоупотреблять тем, что на сегодняшний день есть проблемы с применением закона. С этой точки зрения чрезвычайно важна роль общественности, которая привлекает внимание к случаям, подобным происшедшему в Невельском районе.
На сегодняшний день большую часть работы берут на себя волонтеры, но депутат Госдумы уверен, что мероприятия по защите животных в регионе стоит проводить на более широком уровне.
«То, что губернатор такое внимание уделяет этому происшествию, - правильно, - говорит Александр Козловский. - Такие случаи не должны оставаться без внимания, необходим строгий контроль за ними. Надеюсь, случай с псом Пифом станет «отправной точкой» в настоящей работе этого закона».
Замечания к ныне действующему закону есть и у псковских зоозащитников. Руководитель автономной некоммерческой зоозащитной организации (АНЗО) «Шанс» Мария Величко поясняет: «Есть в УК РФ 245 статья, по которой в принципе можно привлечь к уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. Но согласно этой статье человек должен либо сознательно причинить вред, либо с корыстной целью, либо в присутствии малолетних детей. Это настолько шаткие показатели! В случае, например, с гибелью Пифа в Невельском районе, «притянуть» их к совершенному деянию невозможно. Очень странно вообще доказывать, что человек, втыкая нож в собаку, не предполагал, что ей будет больно. Но проще говорить, что нет состава преступления - работает человеческий фактор». Как считает Мария, закон требует переработки - только тогда он заработает.
Фото: https://vk.com/shanszoopskov
Руководитель общественной организации «Зоозащита» Вера Короткова того же мнения: закон «Об ответственном обращении с животными» необходимо реанимировать. Сам по себе он не плох, даже жестковат в какой-то мере: он предполагает не только административную, но и уголовную ответственность. А значит, следователь должен со всем вниманием рассматривать такие дела, изыскивая все необходимые доказательства виновности или невиновности человека. С этим как раз проблемно. «Все эти дела очень сложно доказуемы, - говорит Вера. - Я не юрист, не могу сказать, на каком этапе рассыпаются эти дела. Мы очень много материала для полиции предоставляли по таким вопросам, но на каком-то этапе все разваливается. Наверное, надо закон еще отработать, как им пользоваться».
Руководитель «Зоозащиты» отмечает, что органы следствия не отказывают в приеме заявлений и проводят необходимые мероприятия: опрашивают свидетелей, берут показания - нельзя сказать, что отказы поступают автоматически. Тем не менее, по ее словам, необходимы определенные изменения в менталитете сотрудников правоохранительных органов. «Да, такая же адова работа, такой же труд многотомный должен и по собаке вестись - как и по случаям, касающихся людей», - подчеркивает она.
Фото: https://vk.com/zoopskov
Однако в реальности пока до этого далеко. Об одной из недавних историй рассказал на днях «МК в Пскове» в публикации «Животное Дно: в псковском райцентре подростки безнаказанно убивают кошек». 63-летняя пенсионерка обратилась в полицию с заявлением о том, что кошек, за которыми она ухаживала, убили местные подростки: на месте преступления даже сохранилась удавка со следами шерсти. «Мне очень жаль - я столько души вкладывала в этих обиженных людьми животных! - с болью в сердце признается женщина. - Я думаю, что получу отказ в возбуждении дела, потому что это самое простое в ситуации. Видите ли, закон о жестоком обращении с животными очень хитрый, скользкий и каждый трактует его по-своему».
В России уже сложилась определенная практика работы общественных контролеров - защитников уполномоченных по правам человека, детей, предпринимателей. С января этого года поправками в «Об ответственном обращении с животными» предусмотрено и появление общественных зооконтролеров.
Из объектов проверки в документе пока указаны только приюты. На территорию, где содержатся питомцы, зооконтролерам должны предоставить беспрепятственный доступ, они смогут вести фото- и видеосъемку, делать аудиозаписи. Если будут выявлены факты жестокого обращения, материалы должны быть направлены в органы госвласти – в законе указано, что это могут быть администрации субъектов РФ и муниципалитетов, органы местного самоуправления. Общественные инспекторы будут проверять условия содержания животных по собственной инициативе или по сигналам от граждан. Возможно, они станут получать задания от органов госнадзора.
Между тем, под общественный и государственный контроль могут попасть не только учреждения вроде приютов, но и владельцы кошек и собак. В Минприроды разработали рекомендации, по которым жалобы на физлиц за жестокое обращение с животными станут поводом для внеплановых проверок. Обращения уже сейчас принимают территориальные отделения Росприроднадзора и Россельхознадзора. Не исключено, что реагировать на такие сигналы будут и зооинспекторы.
Работать инспекторы будут добровольно и на безвозмездной основе. Однако для подтверждения статуса и полномочий потребуется удостоверение. Чтобы его получить, необходимо будет подать документы в подразделение Росприроднадзора или органы власти по экологическому надзору. Сделать это сможет любой совершеннолетний россиянин. Для получения удостоверения придется сдать экзамен и ответить на вопросы специальной комиссии, ее сформируют из экспертов Росприроднадзора. В правилах оговаривается, что претенденту смогут задать до пяти вопросов. Например, экзаменаторы могут спросить о правилах содержания домашних животных или что делать с бездомными кошками и собаками. Если претендент успешно пройдет экзамен, ему присвоят статус общественного инспектора на один год и выдадут удостоверение. Чтобы продлить полномочия, зооконтролер должен будет предоставить отчет о проделанной работе.
Как рассказала нам Вера Короткова, в Пскове и других городах региона пока нет таких контролеров, что не отменяет значимости этого нововведения.
По словам руководителя «Зоозащиты», с инициативой выбрать зооомбудсмена пока не выступали ни общественники, ни органы власти. «Такой человек не то чтобы смог улучшить ситуацию - улучшить ее смогут только правоохранительные органы, - замечает Вера Короткова. - Все равно исполнение закона ложится на их плечи, все действия должны проходить в правовом поле. Но такой общественный контролер мог бы помочь полиции помочь, и помощь эта может быть глобальной. Если у нас такой человек появится, это будет очень хорошо».
***
Кто-то скажет: ну что вы так возитесь с этими кошками-собаками? Дались они вам! Есть проблемы важнее. Несомненно, есть. Но отношение к животным - зеркало человеческой души. И если в нем мы видим подростков, убивающих беззащитных кошек, мужчин, выбрасывающих собак с балкона смеха ради, нелюдей, заливающих собак гудроном и оставляющих их умирать в лесу со связанными лапами, - что можно сказать о нас?
«Придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека», - предрекал когда-то Леонардо да Винчи. Может, это время уже пришло?
Елена Никитина