Предлагаем вашему вниманию текстовую версию программы «Дневной дозор», вышедшей на волнах радио «Эхо Москвы в Пскове» 3 июля. Новый выпуск ведущая Любовь Кузнецова посвятила трагедии в усадьбе Строгановых в Волышово.
Недаром на дворе 18-й год - у нас снова горят усадьбы. Но если 100 лет назад это явление было закономерным в условиях общественно-политической ситуации в стране, то в наши дни это явный признак чьей-то халатности и бесхозяйственности. Итак, в ночь с 1 на 2 июля сгорела усадьба Строгановых в Порховском районе. Волышово известно с XV века, наибольший расцвет и неповторимые черты русской дворянской усадьбы приобрело в XVIII и особенно в XIX веке.
Усадьба - это большой комплекс зданий и обширнейший парк, в котором некогда произрастали 200 пород деревьев. Что касается построек, это большой господский дом и два небольших дома-флигеля, конюшни, конный двор с примыкающими к нему жилыми зданиями. Господский дом был построен в смешанном стиле: центральная часть - барокко, боковые - классицизм. Внутренняя отделка дома изумляла своим богатством и красотой: двери из мореного дуба, мраморная лестница, лепнина на стенах и потолках, паркет из редких пород дерева. Как рассказывают краеведы, при создании уникального напольного покрытия были использованы не менее сотни видов деревьев. Во второй половине XIX века имение перешло во владение Строгановым и при достройке приобрело вид охотничьей загородной усадьбы. В советское время село Волышоово получило новое развитие: на заре советской республики в бывшей помещичьей усадьбе был открыт первый в Псковской губернии сельскохозяйственный институт, затем сельхозтехникум. Затем был создан конный завод с целью выведения коней русской рысистой породы. Уже через десять лет слава о волышовских рысаках разнеслась по всему Советскому Союзу. В постсоветское время все это было заброшено.
Усадьба - это памятник федерального значения, за ней приглядывает (назовем это так) Росимущество. Полномочий, соответственно и средств, ни у местной власти в районе, ни у региональной нет. Потуги отдать памятник в надежные руки инвесторов были во времена губернатора Андрея Турчака, а воз и ныне там. Объявлялись и потомки прежних хозяев - Строгановых, хотели вернуть родовое гнездо. Как рассказал глава Порховского района Виктор Степанов, даже если бы была проведена реституция, нынешние Строгановы по финансам - не прежние помещики, не потянули бы. Что собирается делать с усадьбой Росимущество? И был ли ограничен доступ посторонних на территорию памятника перед пожаром?
Кошмаром произошедший пожар называет искусствовед Тамара Шулакова. Месяц назад она была в Волышово с группой экскурсантов. Усадьбу Строгановых по своему значению для региональной и общероссийской культуры Тамара Шулакова сравнивает с псковской Сикстинской капеллой - Мелетовской церковью.
Действительно, сразу после известия о пожаре врио губернатора региона собрал оперативное совещание, раздал всем сестрам по серьгам. Перво-наперво госкомитету по охране объектов культурного наследия (главному уполномоченному хранителю старины на территории области) надлежало выехать на пожарище и оценить масштаб беды. Съездили - увидели руины: площадь горения - практически весь графский дом. На месте пожара был заместитель руководителя госкомитета по охране объектов культурного наследия Антон Заруцкий. Он рассказал «Дневному дозору», что пожар в ночь возгорания недотушили, и к утру все вспыхнуло вновь.
Фото Юли Артемовой
Распорядителем федеральной собственности является межрегиональное представительство Росимущество, которое базируется в Великом Новгороде. По информации госкомитета, распорядителю сообщено о произошедшем. Игорь Крестьянинов, заместитель федеральной структуры, сообщил, что картину пожара изучали по материалам прессы. Пользователя у памятника в данный момент нет, а значит мероприятия по охране от проникновения посторонних лиц никто не осуществляет. В планах у Росимущества памятник продать.
Идем далее. Если госкомитет по охране объектов не может охранять усадьбу Строгановых, Росимущество готово втюхать этот объект за рубль, не осуществляя охранных мероприятий, а теперь надо понимать, что обгоревшие руины некогда прекрасной усадьбы и с доплатой никто не возьмет при их-то обременениях. Общественники из ВООПИиКа этой усадьбой в силу своих полномочий не занимались. Комментарий заместителя руководителя регионального отделения ВООПИКа Ирины Голубевой.
В колокола били по мере сил и возможностей и местные власти. Глава Порховского района Виктор Степанов заверяет, что кого на памятник только не зазывал - все мимо. А сейчас он надеется, что несчастье, которое произошло с усадьбой, заставит о ней говорить, а это может послужить импульсом к решению вопроса с поиском хозяина. Комментарий Виктора Степанова.
В общем-то, открыто назвал причину произошедшего пожара и в целом запустения усадьбы Строгановых депутат областного Собрания по территории, на которой этот памятник находится, Сергей Быков. Он сейчас бьется на здание еще одного памятника - богадельни в центре Порхова. Говорит, лоб болит от ударов в глухие двери.
Собственно, вот и вся картина: создан и работает целый ряд организаций - государственных и общественных, различной специализации и уклона, а результат один - страна теряет уникальные памятники, которые горят и разрушаются без реального хозяина. И даже если находится инвестор и за рубль покупает памятник, то на него накидываются всевозможные контролеры и согласователи, говорят, что ему нельзя, что можно и сколько это стоит денег, то этот бедолага бежит прочь, бросая всю работу, дабы не разориться. Странное наше государство и современное чиновничество: сами после себя шедевров не оставляют, а то, что до них было, сохранить не могут. Довольно унылая, но реалистичная картина.