Уходят люди нашей эпохи. В неполные 74 ушел Вадим Иосифович Радун. Последнее время он тяжело болел, но его жизненный тонус был так велик, что это помогало ему повседневно преодолевать недуг и оставаться в своей профессии. Ей он отдал всю свою жизнь. Её он ощущал как призвание. Он - театральный режиссёр, проработавший в Пскове сорок лет.
Безусловно, это было его призвание, потому что он не только придумывал, ставил и режиссировал спектакли. У него рождались идеи о том, как развивать театр в древнем городе Пскове. Много лет просуществовал театр Вадима Радуна в исторических памятниках «Карусель», который псковичи с удовольствием посещали в недолгое теплое летнее время.
Это помогало и зрителям - псковичам и гостям города, и самим творцам спектаклей на открытом воздухе заново, остро прочувствовать пространство современного города Пскова и как историческое, и как театральное и, вместе, как неповторимо особенное, сакральное, одухотворённое и духовное.
Спектакли, поставленные Вадимом Радуном, завоевали признание зрителей многих городов за пределами Псковской земли. Режиссёр много сил положил на то, чтобы в эпоху кризисов и перемен сохранить театральные традиции в Пскове, который ещё в 50-60-е годы обрёл статус театрального города и дал российскому искусству целый ряд заметных имён.
И всё же….На взгляд многих псковичей, отношения псковской публики и режиссёра складывались не просто. Вадим Радун, временами царящий в псковском театре на протяжении многих лет как единоличный лидер, создал свой стиль театральных постановок. Его, в целом, можно назвать брутальным - грубоватым, в чём-то эпатирующим.
Успех постановок подчас оказывался переменным, при обоюдном желании актёров и режиссёра ставить и играть современные яркие, нужные зрителю спектакли. Честно говоря, хотелось разгадать некую загадку то ли «несовпадения», то ли «недопонимания».
Неожиданно мне представилась возможность соприкоснуться с работой режиссёра над спектаклем и с актёрами. Это – главное, о чём хотелось бы высказаться сейчас, когда окончился земной путь этого незаурядного человека, крупной личности и театрального деятеля.
В декабре 2011 года мне позвонила завлит театра Любовь Никитина и от лица режиссёра Вадима Радуна предложила мне участвовать в театрально-музыкальном проекте псковского театра – постановке пьесы Л. Мея «Псковитянка».
Идея проекта – постановки возникла в связи с готовящимся празднованием 1150-летия Изборска. Спектакль должен был стать очередным проектом театра «в исторических памятниках». Премьерные спектакли должны были пройти с июня по сентябрь в Пскове и Изборске.
Вадим Иосифович предложил написать мне музыку к новому спектаклю. И идея, и предложение просто окрылили меня. Ведь нужно было сочинить много разноплановой музыки, написать её так, чтобы её исполняли сами актёры! Какие возможности для совместной творческой работы!..
Я уже в начале работы, которая продлилась полгода, с января по июнь, испытала огромное чувство горячей признательности к Вадиму Иосифовичу, который доверил мне этот труд. До последнего дня подготовки к выходу спектакля мы работали совместно, обсуждая каждый новый сочинённый музыкальный номер. Многое режиссёр принимал не сразу, создавались другие варианты, получавшие, в конце концов, его одобрение.
А я на опыте убедилась , какие талантливые люди эти театралы!
Музыка создавалась и записывалась и в живом звучании, и в электронном варианте (при неоценимой помощи коллег – музыкантов и звукорежиссёров).
Мне, кроме музыки, по требованию режиссёра приходилось подбирать стихи для «вставных» песен и хоров. Они (стихи Бунина, Мея, Золотцева) дополняли и «осовременивали» текст пьесы Льва Мея. Позже, в рецензиях на спектакль, весьма прохладных, даже текст пьесы оценивался чуть ли не негативно. На мой взгляд, творчество Мея явно недооценивается, и не только псковскими критиками…А ведь язык его стихов очень богат, музыкален, жанрово разнообразен. Мей – блестящий стилист и в подражании народным песням, и в переводах восточной и античной поэзии.
Так вот, благодаря Вадиму Иосифовичу, мне довелось пережить радость работы с поэзией и драматическими текстами Мея, и радость совместной работы над созданием современного музыкального спектакля.
Судьба у спектакля, очевидно, оказалась драматичной - он просуществовал два летних сезона – и наступили новые времена стремительного «обновления».
Восстановленный театр возглавили новые лидеры, впереди – новые проекты, как постановочные, так и организационные. «Прервалась дней связующая нить».. Похоже, между прошлым и настоящим разверзлась бездна. Кому под силу её преодолеть, и кто на каком краю оказался? Но время потребует (или позволит?) восстановить некую справедливость (или истину?) – какие же ценности были созданы в эпоху режиссёра Вадима Радуна. Большое видится на расстоянии?
Своим драматическим, по сути, уходом во время внезапно надвинувшейся эпохи нешуточных распрей и «боёв» за театральное и духовное пространство, режиссёр Вадим Радун словно подчеркнул эту смену эпох. Очень дорогой ценой он её обозначил…. В фойе театра, на церемонии прощания в воздухе остро ощущалась звенящая трагическая нота…
Татьяна Лаптева