Сентябрьская сессия Псковского областного Собрания, первая после парламентских каникул, едва ли стала сегодня откровением законотворческого процесса, если бы не один очень важный вопрос - о сокращении числа депутатов регионального парламента. Принятые изменения в Устав Псковской области предполагают, что состав парламента будет почти уполовинен - с 44 до 26 депутатов. На этом фоне даже отчет об исполнении областного бюджета за прошлый год выглядел блекло, хотя ему был уделен почти целый час. Все предвкушали главный пункт повестки и не зря: парламентское самоурезание обсуждалось очень словообильно. Зато во время голосования по проекту закона в зале стояла, пожалуй, беспрецедентная гробовая тишина.
Работали депутаты сегодня очно, но пока с учетом эпидемиологической обстановки были все еще разделены на два зала - общаться приходилось в режиме видеоконференцсвязи. При этом на 49-й сессии не было ни парламентского часа, ни вступительных депутатских «пятиминуток гнева», поэтому депутатам не представилось возможности разогреть свои речевые аппараты перед основной вербальной баталией.
Не совсем понятно, зачем им было тратить час времени сессии на отчет об исполнении бюджета, если учесть, что документ буквально вчера подробно разбирался по косточкам на всех парламентских комитетах. К тому же многие показатели уже были озвучены губернатором в июне в отчете о деятельности администрации Псковской области. Но, видимо, здесь было важно услышать ту же арию, но в сольном исполнении главного финансиста области - заместителя главы региона Татьяны Бариновой.
Отчет вышел довольно пространным, но без особых открытий. Докладчик сама призналась, то ли сетуя, то ли хвастаясь, что структура доходов-расходов у нас десятилетие уже не меняется. В прошлом году, конечно, свою посильную лепту в казну внесли нацпроекты, но это не стало финансовой революцией локального масштаба.
Депутатам показали нарядные картинки, но мы, пожалуй, не будем в сотый раз пересказывать основные бюджетные параметры. Но на несколько любопытных нюансов внимание все же обратим.
Во-первых, еще до свистопляски с коронавирусом в Псковской области заметно просела налоговая часть доходной базы бюджета. В 2019 году снижение превысило 220 млн рублей по сравнению с 2018 годом. В 2020-м по понятным причинам ожидаются еще большие потери, поэтому «все самое интересное» - впереди.
Во-вторых, дефицит областного бюджета за 2019 год составил 2,2% (тут Татьяна Баринова вставила «всего лишь») - 400,8 млн рублей.
В-третьих, с реструктуризацией госдолга Псковской области пока картина вырисовывается крайне расплывчатая. Условия соответствующего соглашения с Минфином мы выполнить не в состоянии, а федеральный бюджет не торопится разбрасываться бюджетными кредитами, хотя, казалось бы, наш регион вошел в список десяти, которые «на особом контроле». В 2018 году региону предлагали изыскать средства в 2 млрд рублей, чтобы погасить коммерческие кредиты, в 2019-м уже в 4,3 млрд, а в нынешнем, коронакризисном, сумму возросла уже до 5,7 млрд рублей. Этих денег в псковской казне, конечно, нет.
Вот и пишет администрация области старательно письма-расчеты в правительство с просьбой предусмотреть возможность перекредитования, но пока тщетно. Впрочем, Татьяна Баринова выразила надежду, что к просьбе псковичей в кабмине все-таки прислушаются.
Не менее слезные письма и не менее регулярно пишутся в Москву по поводу пересмотра дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Около 10 лет бюджетная обеспеченность Псковской области не превышает 0,7. Это значит, что 30% мы не получаем по сравнению с обеспеченными на 100% регионами. Отсюда и растущий госдолг, который нам пока никак не удается толком реструктуризировать.
Отчет предсказуемо единогласно утвердили. Но важно, что по его итогам парламентарии приняли решение составить обращение в правительство о том, что методику расчета межбюджетных отношений, от которых мы зависим чуть ли не больше, чем от собственных доходов, необходимо менять. Председатель регионального заксобрания Александр Котов напомнил, что этот вопрос уже поднимался в начале года на встрече со спикером Госдумы Вячеславом Володиным.
Отчет об исполнении бюджета ФОМС был принят куда быстрее. Не менее оперативно приняли закон об увеличении прожиточного минимума пенсионеров на следующий год. Хотя повышение вышло так себе - на «целых» 69 рублей - до 9558 рублей. Как говорится, гуляйте и ни в чем себе не отказывайте.
Тут важно понимать, что в этом вопросе наш регион на своем уровне может немного - сумму для расчета по определенной формуле спускает Минэк. Поэтому депутаты нахмурили брови и… 32 - за, против - 4, воздержались - 2 во втором заключительном чтении.
Кстати, при общем числе пенсионеров порядка 210 тысяч человек в регионе получается, что каждый седьмой псковский пенсионер нуждается в доплате, а значит - получает пенсию ниже 9,5 тысяч рублей. Действительно нахмуришь брови.
Депутат Псковской городской Думы, справедливоросс Олег Брячак, далеко не в первый раз вносящий законопроекты в областной парламент, сегодня снова ушел не солоно хлебавши. Его проект закона о поддержке многодетных семей (речь шла о сохранении права на получение бесплатного земельного участка после достижения 18-летия одним из детей) большинством голосов отклонили.
Вице-спикер областного заксобрания, председатель парламентского комитета по труду и социальной политике Виктор Антонов («Единая Россия») и вовсе «обозвал» законодательную инициативу «рекламой «Справедливой России», а не искренней заботой о «несчастных и униженных многодетных семьях».
И это не единственная инициатива справедливороссов, которая сегодня получила от ворот поворот. Лидер фракции «СР» в областном парламенте Наталья Тудакова представила законопроект об единоразовой выплате в 10 тысяч рублей семьям с детьми от 16 до 18 лет, которые, как известно, с этой «ковидной» мерой поддержки пролетели.
Восстанавливать социальную справедливость предложили за счет областного бюджета. Тут-то и возник вопрос: «А где деньги брать, Зин?!». Выяснилось, что источники финансирования в проекте закона не указаны, их предлагается изыскать после принятия. И администрация высказалась, и депутаты посчитали, что 180 млн рублей просто так с неба все-таки не упадут.
В итоге 12 - за, против - 17, воздержались - 3.
А вот идею пятикратно увеличить размер штрафа за надписи и рисунки на стенах домов в Псковской области депутаты единогласно поддержали, что удивительно, ведь на заседаниях парламентских комитетов многие указывали на сомнительность этой затеи. Ну, правда, любопытно, как будет работать этот закон, если настенных каллиграфов ловят, прямо скажем, с переменным успехом. Да еще и формулировки звучали смешные - якобы существующий штраф в размере 2000 рублей даже не покрывает стоимость причиненными вандалами расходов, приходится целый фасад перекрашивать.
Хотя, например, председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Псковского областного Собрания депутатов Владимир Яников считает, что мера вполне действенная. По его мнению, пусть законопроект полностью все вопросы не решит, но, по крайней мере, больше людей задумается о том, стоит ли рисковать репутацией и кошельком.
Кроме того, депутаты согласовали повышение взносов на капремонт в Псковской области на следующий год. Готовьтесь с 2021-го платить на 28 копеек больше за квадратный метр в домах без лифта (7,36 руб.) и на 33 копейки больше в домах с лифтом (8,58 руб.).
В прошлом году взносы, к слову, были повышены на 27 и 31 копеек соответственно.
Главное, что свершилось на 49-й сессии, - это, конечно, сокращение числа депутатов в новом созыве Псковского областного Собрания. С 44 до 26. Такой законопроект был внесен в Псковское областное Собрание группой депутатов, представляющих фракции «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР.
Исторический момент, однако. Поэтому и обсуждение было бурным. Традиционно зарубились яблочник Лев Шлосберг и единоросс Алексей Севастьянов, да так что спикеру парламента не очень-то удавалось их унять.
Еще перед дискуссией председатель заксобрания региона Александр Котов напомнил, что вопрос о сокращении числа парламентариев, мягко говоря, не нов: он обсуждался и на Совете Собрания, и на заседаниях фракций, и широко освещался в СМИ. Еще спикер отметил, что установленная Уставом Псковской области с 2017 года численность регионального парламента - 44 депутата морально устарела, поскольку с того времени существенно изменилась численность избирателей в регионе.
Лидер фракции КПРФ Петр Алексеенко в своем выступлении отметил, что предлагаемые изменения в Устав касаются не только количества депутатов, но и многих других вопросов, например, назначения прокуроров области президентом без согласования с региональным парламентом. «Почему по таким серьезным вопросам мы голосуем пакетом? Я за одни вопросы - за, а за радикальное сокращение количества депутатов - нет», - высказался коммунист.
Александр Котов в ответ поинтересовался, почему же фракция КПРФ не внесла поправку во время предварительного обсуждения проекта закона, но ответа не дождался.
Петр Алексеенко продолжил гнуть свою линию. По его словам, на 1 июля 2010 года в Псковской области насчитывалось 584 тысячи избирателей, на 2020-й - уже только 524 тысячи. «То есть количество избирателей сократилось примерно на 10%. Нам же предлагают сократить количество депутатов более чем на 40%. Мы уже пожинаем плоды оптимизации, например, здравоохранения. Теперь проводится оптимизация политической системы. Мы понимаем, что таким образом ЕР убирает политических конкурентов, закатывая их в каток», - высказался он и привел в пример недавние выборы, где оппозиция получила очень мало мандатов. «Так же у нас будет и с областным собранием. Сократить можно, но не так лихо. Поэтому фракция КПРФ намерена воздержаться», - заключил Петр Алексеенко.
Лидер фракции ЛДПР Антон Минаков в свою очередь высказался в поддержку проекта закона, поскольку его партия уже не первый год также выходит с инициативой сокращения областных собраний, ведь это большая экономия бюджетных средств - около 100 млн рублей.
Ну, а Лев Шлосберг в очередной раз попытался воздействовать на мнение коллег наглядными пособиями - представил презентацию с графиками и громкими заявлениями. Сразу выдадим спойлер - тщетно. Парламентарии не оценили проделанную статистическую работу яблочника, а в его выводы не поверили.
Лев Шлосберг апеллировал к тому, что Псковское областное Собрание находится в рамках действующего законодательства по количеству депутатов, и что-то менять «нет юридических оснований». Лидер фракции «Яблоко» показал графики, на которых сравнил Псковскую область с другими регионами СЗФО и с некоторыми другими регионами по параметру «представительский статус», то есть по соотношению числа депутатов к количеству населения.
«Сейчас у нас очень хорошее место, а будет плохое», - примерно к следующему свелся спич парламентария. Были и сравнения с Северной Осетией, где заседают 70 депутатов (максимально возможное по закону количество), а население немногим больше Псковской области, и с Иваново, где заседают как раз 26 депутатов, но регион - один из самых нищих.
«На мой взгляд, основанный на представленной статистике, новый закон ослабляет возможности государственного органа законодательной власти. К тому же мы уменьшаем количество людей, кто потенциально может раскрыться в депутатской работе. Нужно продолжить дискуссию», - резюмировал он.
Интересно, что противники инициативы - из фракции КПРФ и «Яблока» - апеллировали к количеству избирателей в регионе, а не к его жителям. А кто подумает, к примеру, о детях, у которых еще нет избирательного права? Им сэкономленные на сокращении парламента средства точно не помешали бы.
Кстати, лидер справедливороссов в облсобрании Наталья Тудакова как раз и отметила, что деньги на ее проект закона, отклоненный из-за неозвученных источников финансирования, как раз мог бы быть «спонсирован», хотя бы частично, за счет сэкономленных средств при сокращении штата депутатов.
С суровой критикой аргументов Льва Шлосберга выступил его оппонент-завсегдатай единоросс Алексей Севастьянов: «То, что вы представили, это статистика, которая не отражает реальной работы депутатов. Это только цифры. Неужели наши избиратели станут жить лучше, если депутатов станет 60?! И не надо ссылаться на кавказские республики, там совсем другая история, и вы это прекрасно знаете. Ваши цифры с вашими выводами никак не связаны. Говорить о том, насколько хорошо будет с точки зрения благополучия регионов, если они будут на второй и предпоследней строчке предложенных критериев, просто неправильно».
Депутат подчеркнул, что сегодняшние коммуникации позволяют проводить нормальную работу и при меньшем количестве депутатов. А заодно поинтересовался, а вдруг в Иваново тоже думают о сокращении количества депутатов, а мы их тут в качестве «плохого» примера рассматриваем.
Алексей Севастьянов также обратил внимание, что Лев Шлосберг в своем выступлении впервые заявил, что у нас в регионе нормальная численность, да еще и может увеличиться. «Первый раз вы не сказали, что мы теряем население», - сыронизировал он.
«Эти изменения вносятся после выборов. Политически мотивированные решения вносить в Устав нельзя. Мы можем прийти к тому, что в собрании будет только 6 депутатов из Пскова и Великих Лук приезжающих в районы, как на гастроли», - настаивал на своем Лев Шлосберг.
Коллегу по фракции «ЕР» поддержал ее глава, спикер областного парламента Виктор Антонов, который высказался не менее эмоционально: «Качество работы законодательного органа не зависит от количества депутатов, а зависит, прежде всего, от качества самих депутатов. Вспомните историю. У нас уже было 22 депутата в областном Собрании, и это был самый сложный период за всю его историю. Приходилось принимать и устав, и регламент, и многое другое - впервые, с чистого листа. Справились. А то, что в Ивановской области нищета, потому что там депутатов мало, это абсурд. И это не политическое решение. Мы все вместе долго обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что сокращать необходимо».
В полемику вновь вступил Антон Минаков, который указал, что фракция ЛДПР тоже руководствовалась опытом соседей. «В Санкт-Петербурге - в десять раз больше населения, а депутатов всего 50, почти столько же сколько у нас. Да, у нас тоже есть опасения, что оппозиционным партиям будет сложнее войти в парламент, но мы надеемся, что выборы будут проходить честно. Более честно, чем минувшие», - сказал депутат и напомнил ситуацию с выборами главы Себежского района, где примерно 50% избирателей проголосовали досрочно по бюллетеням, где не было всех кандидатов.
«Чтобы добиться правды, пришлось дойти до Верховного суда. Коллеги, давайте работать по-честному», - заключил Антон Минаков.
Александр Котов поблагодарил всех, кто участвовал в разработке обсуждаемой законодательной инициативы и вносил свои предложения, а затем подчеркнул, что, если депутаты будут работать добросовестно и с полной отдачей, то народное представительство ни в коем случае не пострадает. «Что касается преимуществ ЕР, то правила игры для всех одинаковы. По меньшей мере, неправильно говорить, что у кого-то есть преимущества на старте. Уверен, что большинство избирателей наше сегодняшнее решение поддержат», - отметил он.
А решение такое: 36 - за, против - двое, столько же воздержались, а еще двое решили просто не голосовать. Если посмотреть протокол голосования, то становится понятно, что против выступили представители партии «Яблоко» Лев Шлосберг и Артур Гайдук, а фракция КПРФ воздержалась очень странно - Петр Алексеенко и Николай Чувайлов нажали соответствующие кнопки, а Дмитрий Михайлов и Анатолий Копосов голосование просто проигнорировали.
Впереди, скорее всего, уже на октябрьской сессии, грядет утверждение новой нарезки округов, и уверены, этому будет предшествовать очень интересный процесс, за которым мы будем внимательно следить.
Александр Котов предложил после принятия закона вместе с Избирательной комиссией Псковской области рассмотреть, какие варианты возможны по нарезке округов, и принять согласованное решение. Председатель регионального избиркома Игорь Сопов уже отметил, что вариантов действительно есть несколько, но ни один район делиться не будет. «При формировании избирательных округов, будем исходить не только из географии, но и количества избирателей», - добавил он.
В любом случае исторический, если не сказать поворотный момент в новейшей истории Псковской области уже произошел. Как он отразится на жизни каждого псковича? Что ж, нам еще предстоит это оценить.
Алексей Овчинников