Вчера губернатор Андрей Турчак встретился с редакторами псковских СМИ и выразил буквально-таки пионерскую готовность - участвовать в выборах, менять кадры в администрации, поднимать село, помогать оппозиции, вести диалог даже с теми, кто явно выступил против него (речь, разумеется, о демарше Брячака), и делать много чего еще. Как обычно, не обошлось без запоминающихся фраз и новых словечек. В этот раз глава региона, говоря о бюджетном процессе, заверил: «Мы в демократию не играем», употребил термин «разваряживание» команды, поправил собеседника – дескать, надо говорить: «ленинградские» кадры, а не «питерские». Вдобавок нашел повод похвалить главу Пскова Ивана Цецерского за «интересную и амбициозную» инициативу с переездом псковских городских властей в здание гостиницы-долгостроя на берегу Великой, не обидеть уехавшую в Белоруссию биатлонистку Калину (квартиру у нее не заберут) и раскритиковать неназванного, но легкоузнаваемого подчиненного - областного чиновника от физкультуры и спорта. Бросалось в глаза, что Турчак выглядит значительно серьезнее, чем это бывало раньше при встречах с журналистами - даже отвечая на вопросы, губернатор как будто что-то обдумывал и принимал решение, из-за чего не было ни привычных подмигиваний и проявлений эмоций, ни шуток, ни загадочных «диалогов с подтекстом», что уже давно отличает главного ньюсмейкера от других местных политиков. Не берусь судить в чем причина, однако на официальном портале госорганов Псковской области отчета о встрече и привычного фоторепортажа так и не появилось. Возможно, впервые за весь срок губернаторства г-на Турчака.
Встречи с руководителями редакций – одна из разновидностей общения губернатора со СМИ. От привычных и неформальных посиделок «без галстуков» беседы с командным медиасоставом отличает более узкий круг собеседников, меньшая продолжительность мероприятия и «галстучный» стиль общения. Впрочем, границы тут зачастую весьма условны. Например, предыдущая подобная встреча, прошедшая ровно год назад, ознаменовалась несколькими занятными диалогами, а завершилась и вовсе неожиданным признанием Турчака в любви к творчеству Ильфа и Петрова: мол, «12 стульев» и «Золотой теленок» перечитываю два раза в год, обязательно зимой «для поднятия тонуса». После чего мечтательно произнес, видимо, вспоминая Остапа Бендера: «Лето, парусиновые штаны»…
Направляясь в «псковское Останкино» - здание местной гостелерадиокомпании, я невольно вспоминал ту встречу. За минувший год многое изменилось, в том числе в составе участников – например, покинул должность директора ГТРК туляк Эдуард Бажатков, при котором встреча с редакторами впервые прошла в здании телекомпании и вдобавок она одновременно стала записью итогового интервью губернатора. Видимо, формат разговора и прошлогодний опыт в пресс-службе администрации посчитали успешным. И спустя год вновь пригласили руководителей СМИ на разговор.
В этот раз за столом с губернатором были представлены шесть редакций – государственного медиахолдинга Псковской области (Максим Андреев), региональной «Комсомольской правды» (Ирина Федорова), «Псковской губернии» (Светлана Прокопьева), «Курьера» (Олег Константинов), ГТРК «Псков» (Наталья Юрченко) и Псковской Ленты Новостей (Александр Савенко).
- Коллеги, прошу: давайте постараемся, чтобы общение было неформальным, задавайте вопросы, поддерживайте разговор, - буквально умоляла собравшихся руководитель пресс-службы губернатора Оксана Ширан перед началом встречи. Правда, потом она же дополнила собственное напутствие и попросила не задавать вопросов, требующих от собеседника знания каких-то специфических деталей и показателей – если это только не было оговорено заранее. Как показали следующие полтора часа, со второй частью просьбы г-жу Ширан коллеги не подвели: в тупик губернатора никто не поставил. А вот с первой частью вышло сложнее – превратить административно-медийное общение в праздник непринужденности и искрометности не получилось. Раскрепоститься никто из журналистов не смог, и даже на фоне в общем-то официозного общения с «лицами» центральных телеканалов Владимира Путина или Дмитрия Медведева – псковский аналог, думаю, выглядел, мягко говоря, не очень.
К тому же и сам губернатор был куда как более сдержан, чем прежде. Относительно причин можно гадать – то ли просто случайность, то ли напряженная неделя выдалась – бюджет, консультации с фракциями, поездки, тысяча дел, встреча с Путиным опять же...
С президента, к слову, и начали. В понедельник ВВП встретился с псковским губернатором и продемонстрировал ему хоть и сдержанную, но вполне очевидную поддержку. Следом появились многочисленные комментарии в диапазоне от «Встреча с главой государства - это никакое не знамение» до «Интрига разрешена: Турчак - кандидат Кремля на будущих выборах». И неудивительно, что от встречи с журналистами через пару дней после аудиенции у президента многие ждали официального публичного объявления в духе «Иду – и точка, в Кремле мое решение одобряют». С учетом ситуации и предшествующего события все выглядело бы складно. Более того - ранее Андрей Анатольевич неоднократно обещал журналистам, что, во-первых, именно они будут первыми, кому он официально сообщит о своем решении. А, во-вторых, произойдет это то ли за год до дня голосования в сентябре, то ли месяца за три до февраля 2014-го, когда истечет срок полномочий губернатора и президент издаст указ об и.о. главы региона. Как нетрудно подсчитать, оба срока уже истекли.
Однако – вопреки ожиданиям (причем, не только журналистов, но и, насколько мне известно, многих сотрудников администрации региона) – Турчак так и не сделал однозначного заявления по поводу своего участия в выборах-2014. Когда я - на правах журналиста, изведшего несколько литров чернил на описание хитрых политических маневров, и редактора СМИ, ведущего обратный отсчет губернаторских выборов, прямо спросил, а верны ли сделанные нами выводы о разрешении интриги, Андрей Анатольевич сыграл эмоцию легкого изумления.
«Меня всегда удивляла способность и готовность наших журналистов читать между строк и искать в различных встречах, различных поводах скрытые смыслы», - почти беспристрастно поведал губернатор. Читающий между строк без труда обнаружил на этих словах вопрос с ответом «Какие такие выборы? Ничего мы с президентом не обсуждали».
А ньюсмейкер продолжал – про то, что уже было известно из информационных сообщений и большого интереса не представляло – разумеется, встреча с Путиным носила рабочий характер, обсуждали то-то, решили то-то. И когда казалось, что о выборах и разговоре с ВВП в данном контексте уже не будет произнесено ни слова, он все-таки вернулся к теме.
- Считать эту встречу предвыборной или не считать, это опять-таки ваше оценочное суждение, уважаемые коллеги. Могу сказать лишь то, что решения по действующим губернаторам у нас принимает президент. Это решение оформляется соответствующим указом, который появится в феврале следующего года, - сказал Турчак. - Если говорить обо мне лично, то естественно я провожу некий анализ того пути, который мной был пройден здесь в качестве губернатора и пытаюсь внутри себя, давая оценку этому периоду, сформировать свою профессиональную готовность, свою человеческую готовность к тому, чтобы этой работой заниматься следующие пять лет. На сегодняшний день я могу сказать, что я готов. Готов, в первую очередь, за счет той команды, которая была сформирована на протяжении последних пяти лет, в случае если президент РФ сделает и примет такое решение в феврале, готов участвовать в избирательной кампании по выборам губернатора Псковской области.
Ответ губернатора на главный вопрос вновь воссоздал в памяти образ пионера-барабанщика из журнала «Компания». «Будь готов – всегда готов!»
Может быть, это был единственно возможный вариант ответа в данной ситуации – и действительно «все решает президент». Все же надо помнить, что мы живем в стране победившей «суверенной демократии» и вертикали власти, где центр принятия решений один. Не удивительно, что любой российский политик, что самое смешное - как во власти, так и в оппозиции - ориентируется на позицию Кремля. Вот и Андрей Анатольевич обозначился, но с поправкой на получение светской инвеституры, по-русски говоря, верховный «одобрямс». Эти слова настолько уже привычны, что мы даже не задумываемся об их логической и правовой нелепости. Ну как так, государственный муж 38 лет, свободный гражданин великой страны, обладающий по Конституции всеми правами и обязанностями – и ждет чьей-то отмашки, чтобы пойти на выборы?
Однако при этом не следует забывать, что есть и те, кто считает: разговор с Путиным сам по себе ничего еще не значит в предвыборном контексте и надо дождаться, как минимум, февральского указа президента, а лучше вообще не спешить с выводами до лета следующего года - этапа выдвижения кандидатов.
Но также возможно и то, что губернатор вчера мог выбирать и сознательно отказался от заявления, которого от него давно ждали. И тогда так ли уж неправы те, кто придерживается версии о специально поддерживаемой интриге, как элементе продуманной стратегии. Ибо пока она жива – главным в предвыборной повестке остается вопрос, будет ли участвовать в выборах действующий губернатор. В том, что это, безусловно, главный вопрос, легко убедиться, если посмотреть на результаты избирательных кампаний двух последних лет в других регионах страны.
Отчасти такое затягивание с объявлением - копирование действий в аналогичной ситуации федерального руководства, когда тот же Путин долго-долго томил соотечественников и не объявлял своего решения относительно участия-неучастия в президентских выборах 2008 и 2012 годов. Цель – сконцентрировать внимание СМИ и публики на собственной персоне, заставить всех вокруг обсуждать не альтернативу действующему руководителю, не личности потенциальных претендентов, их предложения и программы, а кандидатуру №1. С таких позиций, разумеется, стартовать значительно проще. И соответственно шансы на успех выше. И уже затем, на заключительном этапе, кампания превращается не в реальные выборы, а в плебисцит по доверию. соответственно, сколько бы там других кандидатов не было, выборы пройдут под лозунгом «14 сентября 2014 года - выборы губернатора Андрея Турчака».
Как бы там ни было, процесс затянулся.
Уже после окончания встречи на ГТРК родился образ из мира музыки: исполнитель закончил свое выступление на сцене, ушел за кулисы, но ждет продолжительных аплодисментов публики. Публика захлопала, а он не выходит. Послышались крики «браво», а он недвижим. Уже и директор филармонии похлопал по плечу: мол, «пора, брат, пора выходить», а он все ждет…. Прием насколько древний и испытанный, насколько и сложный, требующий определенного мастерства и развитой интуиции . Пауза ведь оттого и называется гроссмейстерской, что под силу большим мастерам, предполагает точное понимание, когда с молчанием пора заканчивать. Недодержишь ее – плохо, передержишь – тоже нехорошо. Чего доброго, народ интерес потеряет и начнет расходиться…
Александр Савенко