Сегодня, в 18.00, истекает срок подачи документов на конкурс потенциальными соискателями кресла главы администрации (сити-менеджера) Пскова. Таким образом, совсем скоро «политический стриптиз», устроенный членами конкурсной комиссии, будет закончен – и нам покажут все. Вернее, покажут всех доселе «засекреченных» конкурсантов, коих набралась уже «чертова дюжина». Одному из 13 претендентов через неделю гордума, вероятно, и вручит «поводок управления» городским хозяйством.
Напомню, еще несколько месяцев назад большинство участников политического процесса и наблюдателей не без оснований полагали: главная интрига полугодия, да и всего 2012-го, - в грядущих губернаторских выборах. А именно - в принятии поправок в областной избирательный кодекс, формах реализации в регионе федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ», действиях потенциальных участников предвыборного марафона, которые начали сообщать о своих намерениях еще зимой, сразу после заявлений первых лиц государства о грядущем возвращении прямых выборов глав субъектов.
Однако, вопреки ожиданиям, главную интригу таил не старт губернаторского забега, а процесс изменений в руководстве областного центра и определения будущего политического и административно-хозяйственного лица города. Причиной тому послужил уход в инвестиционные уполномоченные главы администрации Пскова Петра Слепченко, который, по общему мнению, не просто «крепко стоял на ногах», а воспринимался как опорный элемент властной конструкции в региональной столице. Отставке сити-менеджера предшествовали несколько месяцев его непростого сосуществования с вновь избранной городской думой во главе с Иваном Цецерским. Решение Слепченко и привело к необходимости объявить конкурс на замещение вакантной должности главы администрации.
Такого развития событий, безусловно, можно было избежать. Весьма распространенное мнение: ситуация, возникшая в Пскове, явилась следствием ряда политических ошибок со стороны регионального руководства, неверной стратегии самого сити-менеджера, а также политической изворотливости Ивана Цецерского, за годы карьеры научившегося использовать любое стечение обстоятельств, даже самое неблагоприятное, с пользой для себя и неизменно выходить сухим из воды, набирая попутно политочки.
Есть и другая точка зрения: согласно ей, произошедшие события стали логичным и последовательным развитием ситуации вокруг «двухголового монстра» в городском руководстве. Притом, что каждая из глав считала себя первой и, простите за каламбур, главной.
Наконец, третьи из опрошенных ПЛН экспертов, участников политпроцесса и самих главных героев этого «сериала» считают, что произошедшее явилось следствием перехода на новую модель отношений руководителей области с региональной элитой, в том числе с главами муниципальных образований.
Краткий курс новейшей истории
После того, как в 2010 году глава администрации города Ян Лузин покинул свой пост и был назначен вице-губернатором, многим казалось, что областная исполнительная власть сумела решить задачу, которую ставит перед собой любая губернаторская команда. Контроль над «столичным» муниципалитетом был установлен, а это, как известно, удавалось далеко не всем региональным руководителям. Как следствие - на протяжение многих лет в абсолютном большинстве субъектов РФ происходило противостояние высших должностных лиц - губернаторов и мэров областных центров. И не случайно, главы регионов, уже после того, как система их избрания была изменена, добивались, чтобы в центрах республик, краев и областей вводилась именно такая модель, которая в настоящее время существует в Пскове – с главой города (избранным из состава депутатов представительного органа местного самоуправления) и главой администрации (сити-менеджером) на контракте.
В Пскове после ухода Лузина распределение ролей стало следующим: представительские функции исполнял глава города Иван Цецерский, реальные же рычаги управления хозяйством были отданы члену команды губернатора Петру Слепченко.
Относительно беспроблемно данная конструкция просуществовала до декабря 2011 года. Именно тогда над Иваном Цецерским, образно говоря, сгустились тучи – и даже грянул гром. Катализатором процесса явились провальные итоги парламентских выборов в Пскове.
Как писала Псковская Лента Новостей вскоре после описываемых событий, г-на Цецерского решили сделать «крайним» за неудачу «Единой России» в областном центре, где партия власти не только набрала катастрофические для нее 28 процентов, но даже уступила первое место КПРФ. Иван Николаевич вроде бы отказался посыпать голову пеплом и даже разоткровенничался с журналистами и депутатами гордумы, но слово губернатора – почти что закон. И Цецерский написал-таки заявление об уходе – причем, что странно, на имя губернатора, который формально ему не начальник. Некоторая курьезность ситуации заключалась в том, что глава города избирательным штабом не руководил, в организации кампании фактически не участвовал и просто не имел реальных рычагов для влияния на процесс.
Впрочем, в отставку г-н Цецерский так и не ушел. После госпитализации в кардиологическое отделение областной больницы, обнародования позиции «Мы - за главу!» горожан и депутатов гордумы, встречи последних с губернатором и других событий Иван Николаевич вернулся. Вскоре последовало решение, которое многим с самого начала казалось алогичным и непоследовательным: главу Пскова определили в лидеры списка «Единой России» на мартовских выборах депутатов гордумы.
Выпавший шанс первый номер «команды Цецерского» использовал если уж не на все сто, то весьма эффективно. Победить на выборах ему не помешали ни «наезды» в федеральных СМИ (в организации информационной атаки наблюдатели и сам лидер списка усматривали происки неких неназванных недоброжелателей), ни явный дефицит средств, ни другие проблемы с ресурсной обеспеченностью. 4 марта Цецерский и его команда получили, по определению главного виновника поствыборного торжества, огромный вотум доверия.
И уже с первых шагов городская дума пятого созыва во главе с Иваном Цецерским, по образному выражению одного из собеседников ПЛН, «водрузившего на себя корону», начала действовать по-новому. Осложнение взаимоотношений с администрацией Пскова и лично Петром Слепченко, «дело Барышникова», отказ в выделении средств футбольному клубу – это лишь некоторые эпизоды. А сколько их было в последние месяцы! Как итог - в мае г-н Слепченко принял, по определению губернатора, «эмоциональное» решение покинуть свой пост. 30 мая на сессии гордумы Андрей Турчак передал Ивану Цецерскому разводной гаечный ключ.
«Каждый мог трактовать этот жест по-своему. Я это воспринял только как сигнал взять полноту ответственности за город Псков - и главе города, и депутатам гордумы», - объяснил впоследствии символические действия губернатора глава города, который теперь «в ответе за все».
Что это было?
В настоящее время высказывается ряд версий относительно того, почему произошли события, так круто повлиявшие на ситуацию в Пскове. Остановлюсь на трех, на мой взгляд, наиболее аргументированных точках зрения.
Согласно первой из версий (ее авторство, очевидно, принадлежит недоброжелателям областной администрации), к произошедшему в Пскове привела цепь ошибок команды губернатора.
«Главный просчет - неверно выстроенные отношения и недооценка руководством области главы Пскова, которые привели в тупик, и сейчас администрации важно хотя бы сохранить лицо», - объясняет один из экспертов ПЛН. По его мнению, Иван Цецерский, еще несколько лет назад не пользовавшийся большой популярностью и заметным влиянием среди представителей местной элиты, в силу различных причин стремительно превратился в одного из наиболее известных псковских политиков. А после декабря 2011-го и последовавших за этим событий Иван Николаевич, фактически не имея значительных ресурсов, финансовых средств и политического лобби, тем не менее вновь стал руководителем города, секретарем местной партийной организации и сосредоточил власть в своих руках.
Сегодня в Пскове более чем вероятно повторение так называемого «великолукского сценария». Напомню, в южной столице кресло сити-менеджера занял 30-летний Алексей Новиков, которого не без оснований считают членом команды главы города Николая Козловского. При этом фигура молодого управленца стала своего рода компромиссом для региональных и городских властей: несколько лет назад Новиков был помощником Турчака, тогда еще сенатора. Вполне вероятно, нечто подобное произойдет и в Пскове: не имея возможности навязать гордуме свою кандидатуру будущего сити-менеджера, команда губернатора согласует компромиссную фигуру.
Согласно второй версии, существующая двухглавая модель просто не может работать в современных российских реалиях, даже в том случае, если главы не конфликтны и готовы в чем-то идти на уступки друг другу.
«Какой-то период времени сама система себя поддерживала, сама себя регулировала и была относительно стабильна. Эта стабильность поддерживалась за счет того, что Цецерский опирался на думское большинство и старался сфокусироваться на своих задачах, а Слепченко как типичный технократ и «назначенец» Турчака концентрировался на вопросах городского хозяйства. Какое-то время система выдерживала внутренние противоречия. Но с определенного этапа эти противоречия вырвались наружу и понеслось, особенно в период выборной кампании и после нее…» - говорит сторонник данной «теории».
Показательно, что на недавней пресс-конференции Иван Цецерский косвенно подтвердил имевшие место трения с бывшим сити-менеджером: «Были по многим вопросам разногласия - но это нормально! А что же у нас должна быть тишь, гладь и божья благодать? Нет, конечно! Были споры - были. Но грань межличностного общения мы не перешли никогда». При этом ранее не раз подчеркивалось, какие замечательные рабочие и даже дружеские отношения сложились между главами: и в ресторане вместе сиживали, и по много раз за день созванивались, и с граблями на субботники плечом к плечу выходили…
Здесь также следует отметить, что за несколько дней до мартовских выборов и соответственно победы «команды Цецерского» Андрей Турчак публично обозначил свою позицию относительно американской модели организации местного самоуправления, скопированной в России. По мнению губернатора, «двухголовость» на муниципальном уровне у нас не прижилась, от неэффективной модели следует отказаться и вернуться к всенародным выборам глав городов и районов.
«Мне кажется, это вопрос будущего, самого ближайшего будущего», - сказал тогда руководитель региона.
В июне на встрече с журналистами Турчак сообщил, что уже осенью областная администрация предложит депутатам псковской гордумы рассмотреть поправки в устав города, связанные с возвращением выборов мэра. Для того, чтобы голосование прошло в ближайшее время, думе надо самораспуститься.
Г-н Цецерский не заставил долго ждать своего ответа. На пресс-конференции от предложения о роспуске думы он отказался и по сути дела предложил считать себя тем самым мэром.
Наконец, третья версия относительно причин, приведших к необходимости проведения конкурса по замещению должности главы администрации города. Выдвигающие ее, уверены: все произошедшее – естественный ход политических событий, обусловленный изменением стратегии команды Турчака во взаимоотношениях с местными элитами. В определенный момент в руководстве области поняли, что, во-первых, на каждый «пятачок» своего назначенца не поставишь, а, во-вторых, каждый из таких делегатов ассоциируется с руководителем региона. В связи с этим и было принято решение внести в модель корректировку.
«Оплошности и недостатки в деятельности муниципальных руководителей экстраполируются на общерегиональное руководство, в частности на имидж губернатора. Поэтому региональная власть решила сосредоточиться на своих конкретных инфраструктурных проектах, на стратегическом развитии региона, а управление муниципалитетами делегировать местным элитам. Постепенно к этому все и идет», - считает источник, близкий к органам госвласти.
«Что до декабрьского недоразумения, повлекшего за собой все дальнейшее развитие событий, то уход Цецерского, который в принципе не должен был отвечать за провал ЕР на выборах, объяснялся партийной установкой: секретари региональных отделений партии и главы муниципалитетов, где население не поддержало единороссов, должны уйти», - продолжает он. – «Так бы и вышло, если бы глава Пскова не создал из этого «церемониального шага» политическую интригу».
То есть, согласно последней версии, речь идет не о системной ошибке, а лишь о проблеме во взаимоотношениях конкретных личностей (ну, не сошлись характерами – и только). В целом же региональная власть по-прежнему доверяет Цецерскому и делает ставку на него, что и должны продемонстрировать результаты сити-менеджерского конкурса.
Как бы там ни было, повторения сценариев, по которым садились в кресла предыдущие сити-менеджеры Ян Лузин и Петр Слепченко, точно не будет.
Еще не вечер, или Сити-место пусто не бывает
Итак, сегодня лонг-лист кандидатов в сити-менеджеры должен принять законченный вид. По состоянию на 14.00 в списке претендентов значилось 13 человек. Список конкурсантов до сих пор засекречен.
Напомню, решение не разглашать фамилии до окончания этапа подачи документов приняла конкурсная комиссия, из-за чего вокруг конкурса на ровном месте было устроено мало кому понятное шоу. На решение секретаря комиссии, коммуниста Виктора Дули и его коллег не повлияли ни обращения журналистов, ни рекомендация губернатора, шокированного решением «засекретить» фамилии (при этом многие обращают внимание на то, что Андрей Турчак если и не самоустранился от процесса выборов сити-менеджера, то бурной публичной активности не проявляет). Впрочем, ряд претендентов на должность главы администрации уже известны: это депутаты городской думы Валерий Лесников («Единая Россия»), Валерий Петров (КПРФ), Евгений Самуйлов («Справедливая Россия»), экс-депутат Виктор Салкин, бывший начальник управления городского хозяйства Пскова Святослав Пидуст и другие. В последние дни в кулуарах начали активно обсуждать возможность участия в конкурсе и.п. главы администрации города Александра Гаврилова, который ранее заявил, что есть более достойные кандидаты на этот пост, и вроде бы не собирался участвовать в состязании сити-претендентов. Однако время идет, позиции могут и меняться – тем более, если ловить поступающие сигналы…
Решение по кандидатуре сити-менеджера гордума планирует принять на сессии 17 июля. Уже сейчас не вызывает сомнений, что победителем конкурса станет человек, удовлетворяющий помимо формальных требований, трем основным критериям: поддержка той самой «команды Цецерского», согласие администрации области во главе с губернатором Турчаком и прохождение через политсовет «Единой России».
На взгляд экспертов, «идеальный» образ будущего псковского сити-менеджера выглядит примерно так. Это мужчина средних лет, имеющий опыт работы в органах муниципальной власти. Не имеющий собственного крупного бизнеса, а также интересов в сфере распределения муниципальной собственности, недвижимости, торговли. Член или сторонник партии «Единая Россия» - или, как минимум, не состоящий в оппозиционной партии. Не обладающий амбициями публичного политика и не связанный с крупными политическими или финансово-промышленными кланами. Пожалуй, все.
И последнее. Как это ни парадоксально, но даже такая, явно не дотягивающая до определения «демократическая», конкурсная модель, породила пусть и закрытую, но все-таки конкуренцию. Прежде – ни в 2009-м, ни в 2010-м - и такого не было.
Александр Савенко