Побег из Шоушенка России Анастасии Калины в соседнюю и дружественную нам Белоруссию, у спортивных чиновников вызвал волну возмущения, а у нас - обывателей - ворох домыслов. Дать ответы на вопросы и разъяснить ситуацию биатлонистка попыталась в ходе телефонной пресс-конференции, где свое решение оправдывала замужеством. Нет, конечно, это мог быть весомый аргумент, если бы не интервью следом сестры спортсменки.
- Почему она поступила некрасиво? Быть на втором плане и не реализовывать себя как спортсменке... Мы бегаем для себя, а не для кого-то. Нужно зарабатывать деньги, - заявила Ольга Калина. - Это как-никак работа, а не хобби. Настя правильно сделала, что ушла, у нее ребенок, которого надо кормить. Каждый крутится как может, и переход не был запланирован. Она ждала до последнего, хотя по рейтингу попадала в сборную, но увы - чужих туда не берут.
По-житейски все понятно и прозаично. По-спортивному тоже. Инцидент с Калиной не проблема Пскова и региона, а следствие системы, фильтра отбора в национальную команду. В биатлоне места всем желающим не хватит. Отсюда масса «легионеров», которые ищут, где лучше. Часто лучше в Белоруссии. Вспомните украинку Елену Зубрилову, россиян Владимира Драчева и Елену Соколову, уехавших бегать и стрелять за батьку. Поменять сегодня гражданство в биатлоне, все равно, что подстричься - дело обыденное. Ведь во главе угла личная карьера и результат, а спокойно лежащая на спине собака не добудет самую большую кость.
Не берусь осуждать Анастасию Калину. С другой стороны обидно и за область. Даже за наших региональных чиновников. Они-то ни в чем не виноваты: и работу свою делают, и квартирку выбьют для спортсмена по возможности, и национальную команду попросят заявить биатлонистку на Кубок IBU. Ты только оставайся у нас. А они не остаются. В Тюменской области, к примеру, год назад не осталась Мария Панфилова, которая перешла в украинскую команду. Она тоже не проходила в состав, выступила даже с открытым письмом против руководства сборной России. И почти сразу выиграла под новым флагом бронзу чемпионата Европы. Калина вот тоже не захотела мариноваться на лавке и в расширенных списках главной национальной команды. Сейчас биатлонистке 24 года. В Олимпийском году ей будет 25. Что будет еще через 4 года - бабка надвое сказала. Поменять гражданство - это реальный шанс принять участие в Олимпиаде.
Вот чего не пойму, так это реакции национальной команды. Вице-президент СБР Виктор Майгуров заявил, дескать, «таких, как Калина, у нас целая молодежная команда». Выходит, что не жалко. Ага, конечно. Растопыривать перья, как индюки - старый и добрый способ закрыть оголенное самолюбие. Как же, вырастили, а она за других выступать будет, да еще и бесплатно. Ничего не остается, как заявлять, что нам калины в гараже не нужны. Хотя лучше бы объяснили, почему уже не в сотый раз, спортсмены и их тренеры говорят, что попасть в национальную сборную без блата невозможно? Может, и переходов тогда станет меньше, а медалей побольше.
Представьте, что в Сочи белорусская женская сборная в эстафете выступит лучше российской. Неважно, будет там Калина или нет. Квартиру в отместку точно отберут. Даже если приватизированная - найдут способы. За няню, которую Насте оплачивала федерация, деньги обратно выклянчат. Может, и ребенка потребуют вернуть отчизне, чем биатлон не шутит. На олимпийское воспитание, так сказать. Чтоб маме потом стыдно было... Одновременно и смешно, и грустно. Калина ведь ничего не воровала и в долг ни у кого не брала. Выступала, тренировалась, ждала шанса, а он ей так и не представился. Что теперь деньги считать? А если не хотите бесплатно отдавать спортсменов в другие национальные команды, то пропишите в контрактах суммы трансферов. Да такие, чтобы каждый патрон был посчитан. Белорусам, кстати, по давней газовой традиции можно скидку сделать.
Владимир Капустинский