Агитационно-пропагандистская кампания в рамках выборов 4 декабря стартовала и быстро набрала ход. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в почтовый ящик, включить телевизор, раскрыть газету или просто выйти на улицу. Всюду - слоганы, партийные эмблемы и лица пытающихся излучать уверенность политиков на красочных агитационно-пропагандистских материалах, сокращенно - АПМ (тут трудно удержаться от сравнения с АКМ - автоматом Калашникова: ведь задачи-то схожие - поразить цель).
Но - парадокс, о котором уже вовсю рассуждают эксперты: несмотря на буйство красок и громкость лозунгов, происходящее почти не «задевает» жителей региона - то есть тот самый электорат, на который и нацелена вся эта агитация и контрпропаганда. О выборах в народе почти не говорят, достоинства кандидатов не обсуждают, программами партий не интересуются, теледебаты не смотрят. По данным соцопросов, определенная часть населения просто не в курсе того, что произойдет 4 декабря. Вероятно, и среди тех, кто информирован о дате выборов, точно назвать их статус, а также состав основных участников смогут далеко не все. Своеобразный «фильтр» не пускает информацию в мозг: так, краем уха что-то услышали, одним глазом глянули на агитки - и тут же забыли.
Другое отличие нынешней кампании от предыдущих состоит в ее деидеологизированности. Никаких предвыборных сериалов «коммунисты против либералов», никаких споров «западников» и «славянофилов» - в общем ничего, что было бы связано с идеологией и высокими политическими сферами. Все куда проще и незатейливее. Противостояние впервые проходит по другой линии - «За существующий порядок в стране» или «Против этого порядка», а конкретнее - «за Единую Россию» или «Против Единой России».
Особенностью нынешних выборов является монохромный характер партийных агитационно-пропагандистских материалов. Проще говоря, АПМ каждого из основных участников содержит только одну линию цветового спектра. Если у «Единой России» преобладает белый цвет (в том смысле, что все на конструктиве, красной нитью через весь АПМ проходит «Строим будущее вместе!»), то у противников партии власти, наоборот, преобладает черный (дескать, все кругом рушится, «достала» ложь и коррупция, жизнь беспросветна). По ощущениям, это первая кампания, когда большинство участвующих партий сошлись в критике лидера предвыборной гонки столь близко, и в этом смысле почти неотличимы друг от друга.
Позитив с интерактивом
Как и следовало ожидать, кампания «Единой России» в этот раз почти полностью лишена идеологического наполнения. Напомню, что еще в марте в одном из обзоров мы писали о том, что вероятнее всего «Единая Россия» построит свою стратегию на «концепции социальной ориентации», проще говоря, за счет бюджетно-партийных ресурсов постарается удовлетворить иждивенческую сущность отечественного избирателя. Агитационная кампания ЕР с лета стала строиться на освещении конкретных действий, связанных с социально-экономической проблематикой.
Еще на старте кампании сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко отмечал, что «на этой кампании программно-идеологические положения, общие правила работать не будут». «Необходимо будет сосредоточиться на проблемах, которые волнуют людей», - говорил он.
Как результат, кампания «Единой России» деидеологизирована. В АПМ нет никаких программно-идеологических манифестов, политических установок, мифологических угроз, противостояний - ни советскому прошлому, ни «лихим 1990-м», ни Востоку, ни Западу, ни чему-то еще. Только - тот самый позитив в виде результатов в экономике, развития в культуре и достижениях в иных сферах, а также в виде решения проблем, волнующих людей, - вроде благоустройства дворов, ремонта дорог, строительства детских площадок и тому подобных, понятных каждому, дел.
Яркой иллюстрацией этого подхода можно считать брошюру «Было. Стало. Будет». На 60 страницах «Единая Россия» рассказывает, что уже сделано и что будет сделано в будущем в каждом из муниципальных образований. «Бежаницкий локомотив», «Открыли центр надежды», «Путепроводу быть», «В Переслегино пришло тепло», «Развитие птицеводческой отрасли», «Стратегический проект», «Защита и забота», «Поддержка рыбаков», «Реальная помощь», «Инвестиционный прорыв», «Прочный фундамент образования» - это заголовки только с нескольких страниц книжки.
Ту же самую линию гнет и другой печатный АПМ - традиционный «Единомышленник» и созданный под выборы вестник регионального Общероссийского народного фронта «Действуй!». Последний, помимо прочего, использует интерактивные формы, публикует анкеты и призывает жителей области вносить свои предложения в Народную программу. Перефразируя известное: утром - в газете, вечером - в анкете. Отмечу, что ставка на интерактив вполне вписывается в общую линию предвыборного поведения «фронтовиков» и «медведей», ранее проводивших праймериз (возможность высказать свое мнение о потенциальных кандидатах тогда была предоставлена тысячам выборщиков) и сходы-«вече» (тут избирателям даже из родных дворов выходить не пришлось: депутаты-кандидаты сами шли в народ).
При всей кажущейся беспроигрышности избранной стратегии есть тут и «подводные камни». Как отмечал тот же Ципко, несмотря на то, что «сегодня многое в стране изменилось в лучшую сторону», следует учитывать «морально-психологическую ситуацию, связанную не столько с «Единой Россией», сколько с особенностями русской психологии: как правило, люди не умеют оценивать блага, видеть позитивные изменения». В общем, почти по старухе Шапокляк - хорошими делами прославиться нельзя.
Очередь из АПМ
Чего нет у единороссов, в избытке у других участников кампании. Тут тебе и негативная оценка действительности, и вывод о бесперспективности курса, и четко обозначенный враг, для большинства партий это «Единая Россия» и шире - вся действующая власть.
«Спасение России - в смене власти» - кандидат от КПРФ.
«Россия требует перемен!» - «яблочник» Явлинский псковичам.
«Пора менять зажравшуюся власть!» - это уже «Справедливая Россия».
«Хватит нас едросить!» - лозунг ЛДПР.
И т.д. И т.п. Особо отмечу: эти и многие другие фразы являются не вырванными из контекста фрагментами выступлений и статей, а используются партийными лидерами и агитаторами (вернее, контрпропагандистами) в качестве лозунгов, заголовков, врезов - «крикунов», то есть именно на это оппозиционные партии обращают главное внимание. Именно на этом сосредоточен основной удар.
Прочие установки выглядят не более чем фон. К тому же собственно агитация «за» у оппозиционных партий тесно увязана с оценкой «против» нынешнего положения вещей.
Согласитесь, коммунистическое «За возрождение земли Русской!» на билбордах в Пскове подразумевает и «Против упадка», а «ЛДПР за русских» - не что иное как продолжение националистической риторики жириновцев.
С одной стороны, логика оппозиционных агитаторов-пропагандистов проста и понятна: раскритиковав существующий порядок вещей, попытаться «оторвать» голоса тех, кто, может быть, ранее симпатизировал партии власти, но устал или же просто до последнего колеблется с выбором. С другой стороны, ставка на критику и отсутствие конструктива уже играет с оппозиционерами злую «шутку». Избиратель просто перестает видеть существенную разницу между ними.
«Поскольку коренной разницы в посылах партий-оппонентов нет, когда-то полицентричная модель российского политического поля постепенно превратилась в биполярную, когда предлагаемые схемы сводятся к простым парам. По типу «за «ЕР», за Путина, за Медведева, за Турчака и пр.» и «против «ЕР», против Путина, против Медведева, против Турчака и пр.», - считает псковский социолог Андрей Гаврилов.
По его мнению, эта модель «не самая плохая», но «хороша для реально биполярной политической системы, но не для нынешних партий-оппонентов».
«Оппозиционные партии тем самым сами загнали себя в такую электоральную нишу, где приращивать им электорат неоткуда. В условиях, когда избиратель не видит в них альтернативы, они пожирают сами себя», - заключил социолог.
Впрочем, это не более чем версия, пусть и основанная на «научном подходе». Кто там кого пожирает и что увидит в бюллетене избиратель, покажет только 4 декабря.
Александр Савенко
Коллаж Сергея Васильева. Фото Андрея Лупанова