После большого перерыва продолжаем нашу виртуальную экскурсию по Псковскому укрепрайону.
Трехамбразурный ДОТ 6 постройки 1931 года в отличие от остальных своих трехамбразурных собратьев расположен в первой линии обороны на западной окраине деревни Поддубье. В рельефе место посадки сооружения никак не выделяется. Трудно сказать, было так изначально или всему виной прошедшая здесь в 80-е годы мелиорация, сгладившая рельеф.
Фотографии сооружения сделаны в основном 9 января 2009 года.
Вот так выглядит расположение ДОТа 6 на фрагменте Схемы Псковской УП [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 2830, Л. 28]*, предположительно 1935 года. Из нее видно, что это одна из огневых точек первой линии Логозовичевского батальонного района обороны. Ее правый фланг прикрыт ДОТ 4, о котором мы уже рассказывали ранее, а левый прикрывает ДОТ 8, расположенный на несколько большем удалении, чем было принято. Тыл обеспечивает ДОТ 5. Расположение ДОТа 6 на западной окраине деревни Поддубья крайней важно, так как ДОТ прикрывал населенный пункт со стороны идущей от границы полевой дороги, пересекающей в этом месте р. Листовку, и простреливал идущую по ее правому берегу с севра на юг вторую полевую дорогу.
ДОТ 6 имеет один боевой каземат на три амбразуры с общим сектором обстрела всего в 145 градусов. Крайний левый азимут обстрела 190 градуса, крайний правый - 335 градуса [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 155, Л. 143]. ДОТ нетипичен тем, что его левая амбразура является наблюдательной и может быть использована только для стрельбы из личного стрелкового оружия и ручного пулемета ДП-27. Две другие амбразуры приспособлены для стрельбы из станкового пулемета системы «Максим» со станка СТАД Горносталева. Таким образом, ДОТ может вести эффективный пулеметный огонь только в западном и северо-западном направлении. Этот недостаток был исправлен во время усиления Псковской УП в 1936 году путем размещения дополнительной огневой точки 111 между ДОТами 6 и 8.
Вход в ДОТ прикрыт сквозником с продухом для предотвращения воздействия взрывной волны на тяжелую герметичную дверь каземата. Еще одна амбразура для стрельбы из личного стрелкового оружия прикрывает противоштурмовую решетку входа в сквозник. Какие-либо противохимические устройства отсутствуют. Устройство ОТ в общих чертах с легкой асимметрией в плане повторяет ДОТ 21 и хорошо видно на его исполнительном чертеже 1935 (?) года [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 2831, Л. 80]
Снарядостойкость сооружения рассчитывалась как обеспеченная от однократного попадания 6" осколочно-фугасного гаубичного снаряда и определялась по тогдашней классификации как М-2. Толщина фронтальных стен составляла 1350 мм, а покрытия с противоотколом - 900 мм.
Вид с фронта с запада на ДОТ 6. На заднем плане деревня Поддубье, ныне Дуброво.
Вид на ДОТ 6 с запада. Видны центральная и заваленная грунтом правая амбразуры.
Вид на ДОТ 6 с юга, со стороны наблюдательной амбразуры. На покрытии ДОТа видны кольца для крепления маскировки.
Вид на тыльную сторону ДОТа 6. Фото 12 апреля 2010 года.
Вид на фронтальную часть ДОТа 6 12 апреля 2010 года. Видны остатки крепления маскировки.
Вид на покрытие ДОТа 6 и сектор обстрела в юго-западном направлении. По центру сооружения виднеется обсадная труба на месте так и неустановленного перископа.
Вход в сооружение. Он готовил два сюрприза. Во-первых, проход в сквозник был забит украденной где-то полиэтиленовой пленкой. И я, несмотря на мороз, изрядно вспотел, пока частично повыдирал ее из прохода, чтобы проникнуть вовнутрь. А, во-вторых, - видите табличку над входом?..
Можете прочитать, что здесь написано? ДОТ 6 оказался одним из двух ДОТов Псковской УП, носившем имя собственное - Володарский. Может быть именных ДОТов (с барельефами) было больше, но до наших дней сохранилось только два из них. Как правило, каждый ДОТ имел не только свой номер, но и позывной, зачастую даваемый еще на стадии строительства.
Попасть в ДОТ все-таки было проблемно... Вначале в расчищенное отверстие я полез головой вперед, потом слегка подзастрял. Обратно вылезти не получалось. Извернувшись, лег на спину и скатился вниз головой с кучи полиэтилена в сквозник, в темноту... При этом получил изрядное ускорение как с хорошей горки. Полиэтилен то скользкий! Мне повезло - в сквознике не было камней и воды.
Тяжелая герметичная дверь в каземат, сделанная из дубовых досок и обшитая кровельным железом, хорошо сохранилась и была открыта. Даже одна из задраек на своем месте.
Продух сквозника позади двери сохранил оригинальную решетку и был заложен консервационной кладкой.
Заходим в каземат. Он был слегка затоплен. Вода в морозы замерзла, но лед тем не менее предательски потрескивал. Я так увлекся съемками интерьеров, что все-таки провалился под лед и начерпал в ботинок. В дальнем углу сооружения было намного теплее, и вода не замерзла.
Крайняя левая амбразура выполняла функцию наблюдательной. Мы знаем, что в 1931 году 26 сооружений Псковской УП были построены без амбразурных узлов [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 1524] . Их установили позже, предположительно в 1936 году по программе доусиления, и использовали кустарные изделия, вероятно, псковского производства. Возможно, в этом сооружении изначально все амбразуры планировалось сделать пулеметными. Но при монтаже амбразурных узлов в 1936 году и доделке ДОТа крайнюю левую амбразуру существенно заузили изнутри, подняв противооткол выше, чем полагается (так и не понял, как это сделали чисто технически), лишив тем самым сооружение возможности установки третьего станка СТАД. Вполне возможно, что в нише за противоотколом прячется выемка со штырем для установки станка СТАД, но на фото она только угадывается.
В этом амбразурном узле сохранилась броневая заслонка. Обратите внимание - наблюдательная амбразура намного меньше, чем стандартная пулеметная амбразура. Сам амбразурный узел имеет несколько меньшие размеры. Тем не менее, конструктивными особенностями он отличается от стандартного узла Н-31. Заслонка в открытом виде закреплялась не с помощью стержня фиксатора, а с помощью массивного шпингалета, который вставлялся в отверстие в бетоне. Крайне ненадежное устройство...
Еще один вид на амбразурный узел. Что там за кусок железа торчит, я так и не понял. Конструктивно его быть не должно. Возможно это кусок железа, который использовался при консервации сооружения.
Обратите внимание на конструкцию противооткола. Только у этой амбразуры он выполнен не из классических листов котельного железа, а, как бы сейчас сказали, из профнастила с характерными насечками. Более того, листы «профнастила» соединены между собой крестообразно расположенными скобами. Чем вызвано такое решения я не знаю.
Вид на центральную амбразуру и противооткол на потолке сооружения, выполненный из двутавров с проставками листов котельного железа. На простенке между левой и центральной амбразурой видно классическое решение закрепление вертикального противооткола. На двух из удерживающих его скоб сохранились проволочные крючки для закрепления труб или вешания верхней одежды
Центральная амбразура имеет стандартную конструкцию с амбразурным узлом для ведения пулеметного огня и нишей со штырем для крепления проушины пулеметного станка СТАД. Справа от амбразуры в стене сооружения выполнена ниша так же обшитая противоотколом. В нее при стрельбе из крайнего левого положения уходит коробка с пулеметной лентой.
Ниже амбразуры из стены торчат два штыря для закрепления станка СТАД.
Бронезаслонка из этой амбразуры украдена мародерами.
Вид на правую амбразуру и простенок между ней и центральной амбразурой.
Крайняя правая амбразура аналогична центральной.
Здесь сохранилась бронезаслонка амбразурного узла.
Ружейная заслонка РЗ-31 амбразуры обороны входа с сохранившимся запорным устройством. Через нее сквозь противоштурмовую решетку можно было вести огонь из винтовки или револьвера, а так же выталкивать наружу гранаты. Можно предположить, что этот узел был установлен уже после того, как ДОТ был отлит.
Еще один вид на усиленный противоотколом потолок. Почему-то в кадр мне не попало отверстие перископа и антенны.
Вид на тыльную стенку ДОТа у ружейной амбразуры. Видны кронштейны для крепления внутреннего оборудования и остатки клапанной коробки системы вентиляции.
Честно скажу, пока сидел внутри сооружения то побаивался, вдруг не смогу из него выбраться обратно по скользкой горе полиэтилена. Но все обошлось, и я слегка промокший благополучно выбрался на мороз. Заткнул дыру полиэтиленом обратно и поехал домой сушиться.
Подведем итог: ДОТ 6 легко доступен для внешнего осмотра и безусловно интересен для любителей военной истории прежде всего барельефом над входом. Он в меру хорошо сохранил свои интерьеры и представляет собой несколько не типичный трехабразурный ДОТ 1931 года постройки с одной наблюдательной амбразурой, достройка которого растянулась на несколько лет и была обеспечена силами псковских предприятий.
Алексей Старков
* - Схема любезно предоставлена Олегом Тульновым (СПб)