Целых два первых чтения, публичные слушания, работа согласительной комиссии и два заключительных чтения в областном парламенте и вуаля - в Псковской области принят бюджет на 2020 год и плановый двухлетний период. Бюджетный процесс в этом году не отгремел, не отшумел, не отмучался, а просто… прошел. Был он достаточно мирным, уравновешенным и степенным. Одни скажут, что в этом корень продуктивности, оппоненты же устало укажут на тщетность попыток что-то в главном финансовом документе региона глобально изменить.
В любом случае, в этом году никто рубах на себе не рвал с криком, что лучше уже по 1/12 жить, чем с таким бюджетом, так что в плане шоу интереснее было даже наблюдать за бюджетным процессом на уровне областного центра, где депутаты устроили небольшой демарш.
Впрочем, принятие бюджета, тем более регионального уровня, и не место для развлечений. Нам с вами по этому документу еще жить и жить, получать или не получать те или иные блага и оценивать на собственном опыте, насколько у нас все хорошо с образованием, здравоохранением, общественным транспортом и коммунальными услугами.
Основными трендами нашего многострадального бюджета остаются социальная направленность, ориентация на госпрограммы и нацпроекты, а также опасная зависимость от федеральных щедрот, неоперабельный горб государственного долга и набившая оскомину дефицитность.
«Бюджет развития», «Бюджет выживания», «Бюджет затянутых поясов», «Бюджет принуждения» - как только не называли главный финансовый документ Псковской области в XXI веке. В прошлом году традиция метких эпитетов как будто прервалась, и теперь никто не берется выдавать однозначные формулировки. Используются очень витиеватые - вроде «бюджет сложный, но внушающий оптимизм».
Сложный он потому, что при всех растущих доходах, аппетиты расходов у нас все равно больше. К тому же скептики, и, возможно, небезосновательно, полагают, что доходы наши накручены, тогда как расходная часть, наоборот, серьезно урезана. Оптимизм же, разумеется, внушают нацпроекты, которые в этому году стали притчей во языцех. Плюс программа индивидуального социально-экономического развития Псковской области, по которой в регион должна свалиться увесистая сумма дотаций. Правда, не одномоментно, а в течение пятилетки, и до сих пор до конца четко не понятно, когда и сколько, но… оптимизм внушает.
В бюджетном послании Михаил Ведерников подтвердил, что вопрос с источниками и объемом финансирования по программе пока окончательно не решен, однако Минпромторг уже пообещал выделить из своих лимитов в 2020 году 625 млн рублей в виде отдельного гранта на начало реализации первоочередных мероприятий программы. Эти средства в полном объеме планируется направить на обновление подвижного состава «Псковпассажиравтотранс». В первую очередь, будут приобретены автобусы на газомоторном топливе.
Власти рассчитывают также, получить дополнительные 620 млн рублей финансирования в первой половине 2020 года - их направят в дорожный фонд. Кроме того, в следующем году по линии Министерства культуры область рассчитывает получить еще 350 млн рублей.
Но это все равно всё на уровне сослагательных наклонений. Давайте лучше посмотрим, что у нас есть по факту.
Основные параметры бюджета на следующий год успели за декабрь прирасти почти на 1,9 млрд рублей. Это, безусловно, хорошие новости. Хотя отметим мимоходом, что в прошлом году «под елочку» Псковской области федеральный центр положил более увесистый подарок - 4,6 млрд рублей. Однако на этот раз у нас и изначальные основные параметры были понаваристее.
Так, в 2018 году на момент «нулевого чтения» бюджета-2019 общий объем доходов предполагал 26,5 млрд рублей, расходов - 28,1 млрд рублей при дефиците в 1,6 млрд рублей. В этом году мы стартовали с общим объемом доходов в 34,8 млрд рублей, расходов - 36,3 млрд рублей и дефицитом в 1,5 млрд рублей. Согласитесь, разница существенная.
Приятно отличаются и показатели уже принятых в трех чтениях бюджетов. В 2018 году главный финансовый документ области утвердили с параметрами 31,15 млрд рублей доходов и 32,78 млрд рублей расходов. В текущем это уже 36,7 млрд рублей доходной и 38,2 млрд рублей расходной частей.
Но и это еще не все. Глава региона Михаил Ведерников заявил, что уже есть данные о дополнительном поступлении еще 3 млрд рублей в рамках нацпроектов, таким образом мы перешагнем через отметку в 40 млрд рублей! И эти цифры, между прочим, беспрецедентные для нашего региона.
Стоит отметить, что в 2020 году поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области запланировано в объеме 26,6 млрд рублей, и это выше уровня доходов 2019 года на 109,6%. Не бог весть, какой рост, однако в прошлом году он был заметно ниже - 101,6%. Хотя власти говорят, что у нас растут всевозможные налоговые отчисления, что якобы свидетельствует о подъеме экономики, росте зарплат и развитии производственных мощностей, самый большой бонус в доходной части мы получили все же от акцизов на нефтепродукты. Нормативы отчислений по ним увеличили с 58,1% в 2019 году до 66,6% в 2020-м, вот тебе и небольшое финансовое чудо.
К слову, этот акцизно-денежный приток уже окрестили палкой о двух концах. Любой денежный прирост - это, казалось бы, хорошо, тем более, что у нас в регионе самый высокий удельный вес акцизов в общей собственной доходной базе - около 16-18%. Вот только в федеральном центре считают, что, если где-то приросло, значит где-то должно и убыть, и уменьшили дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности - аж на 246,6 млн рублей. Теперь депутатам и властям придется снова выбивать их обратно, умоляя не считать акцизы налоговой базой. Что ж, пожелаем им удачи.
Тут нужно упомянуть, что председатель Псковского областного Собрания депутатов Александр Котов уже предложил изменить методику расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в части учета доли акцизов на нефтепродукты на заседании комиссии по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Совета законодателей при ФС РФ. Так что начало этой работе уже положено.
Закрывая тему, налоговых отчислений, обратим внимание еще на один любопытный факт - поступления от подоходного налога, может быть, и растут, однако бюджету еще предстоит осилить и немаленькие выплаты по налоговым вычетам в связи с приобретением населением квартир, после оказания платной медицинской помощи и так далее. Там почти миллиард может набежать за год, а если учесть, что у нас две трети жителей области - это неработающие граждане, среди которых дети и старики, то сами понимаете, насколько у нас все на самом деле радужно в плане «подоходки».
С другой стороны, расходные обязательства областной казны заметно облегчат договоренности с Минфином по снижению уровня софинансирования поступающих из федерального бюджета субсидий. Когда-то мы радовались, что властям удалось договориться о 9%, 8%, 7% такого софинансирования, а нынче речь идет и вовсе об 1%. Тут важно понимать, что все сэкономленное - это заработанное, как говорят в бизнесе.
Так или иначе, медленно, но верно наши доходы растут. Структура же расходов областного бюджета в силу его «максимальной социальной ориентированности» уже многие годы не меняется: около 95% - это расходы по реализации госпрограмм, коих у нас с добрые два десятка.
Более половины расходов запланированы на «социалочку»: развитие здравоохранения (15,8%), образование и молодежную политику (19%), социальную поддержку и демографию (17,9%) и развитие транспортной системы (19,6%).
На рисунке распределение расходов на основе данных бюджета на уровне «нулевого» чтения
Кстати, впервые в бюджете предусмотрены средства в размере 83 млн рублей, которые будут направлены на восстановление здоровья людей, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания. Также предусмотрены средства федерального бюджета на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в рамках программы «Земский доктор, земский фельдшер» - почти 50 млн рублей.
Но одним из наиболее крупных блоков в 2020 году станет, конечно, финансирование реализации национальных проектов. Власти заявляют, что совокупности оно вырастет на 4,1 млрд рублей.
Так, на реализацию нацпроекта «Демография» запланировано 2,6 млрд рублей. Львиная доля этих средств пойдет на финансовую поддержку семей при рождении ребенка - это 1,7 млрд рублей (на 600 млн рублей больше, чем в прошлом году).
В рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин» в 2020 году предусмотрено финансирование в размере почти 350 млн рублей на строительство пяти детских садиков: в Пскове, Великих Луках и Псковском районе. Проблема назревшая, открывающиеся перспективы ее решения, безусловно, радуют.
Приятно и то, что увеличилось финансирование нацпроекта «Образование» - с 500 до 843 млн рублей. Из них 538 млн рублей заложены на строительство новой школы в Великих Луках, а 76 млн - на завершение строительства второго технопарка «Кванториум».
На нацпроект «Здравоохранение» в следующем году предусмотрено 954 млн рублей. Здесь ключевые позиции - это 308 млн рублей на создание единого цифрового контура в системе здравоохранения и еще 301 млн рублей - на борьбу с онкологическими заболеваниями.
Порядка 180 млн рублей в 2020 году направят на проект «Жилье и городская среда», из которых 176 млн рублей - на региональный проект «Формирование комфортной городской среды». Он включает в себя реконструкцию набережной реки Шелонь в Порхове, парка Петровский у Земляной крепости в Великих Луках и благоустройство общественной территории у школы в Изборске.
На нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будет направлено 2,4 млрд рублей, на которые планируется отремонтировать 123 км региональных автомобильных дорог. Причем власти утверждают, что этот показатель они намерены перевыполнить.
Разумеется, в этой бочке с медом не обошлось без ложки дегтя. Например, ситуация с госдолгом Псковской области остается сложной. Впрочем, мы к нашим долговым обязательствам уже привыкли - они воспринимаются как неизбежное врожденное уродство нашего бюджета. Как говорится, и не с таким люди живут.
Почему же фурункул воспринимается уже как родимое пятно нашей казны? Проблема в том, что мы все никак не можем договориться с Минфином о реструктуризации госдолга, потому что уважаемое министерство, как говорят в региональном финкомитете, ставит перед областью заведомо неисполнимые условия. Диалог со столичными чиновниками в этом направлении носит какой-то вялотекущий характер, поэтому мы снова и снова подписываем соглашения, а потом с невозмутимым видом не исполняем их.
За последние три года, с 2017 по 2019 мы «усилили» госдолг на 656 млн рублей - с 16,3 млрд до 17 млрд рублей. И в 2020 году он снова прирастет и составит уже 17,8 млрд рублей. Правда, затем, как обещают местные финансисты от власти, госдолг замрет на этой отметке. Впрочем, они уже зарекались. Тщетно. К тому же хотелось бы, чтобы он не просто завис в прыжке, а сокращался, но пока до такого далеко.
Успокаивают нас тем, что стремительно уменьшаться будет отношение государственного долга к собственным доходам бюджета. Это уже происходит. Если в 2017 году такое соотношение было весьма критическим - 101,7%, то в 2019-м - это уже 88,8%, а в следующем обещают достичь 82,4%. Так себе параметры, конечно, но хоть что-то. В конце концов, в 2018 году финуправление региона строило еще менее радужные планы, собираясь сократить это соотношение к 2020 году - лишь до 86,3%. На лицо прогресс!
Но ничего хорошего в ситуации все равно нет. На обслуживание госдолга области приходится тратить непозволительно много денег. В прошлом году мы заплатили 808 млн рублей за удовольствие быть регионом-должником. Да и повторимся, подливает масла в огонь и тот факт, что, несмотря на то, что власти Псковской области больше не собирались привлекать коммерческие кредиты с 2020 года, еще один займ региону - в 1 млрд рублей - все равно придется взять. Снова. И только это удовольствие обойдется нам в 75 млн рублей из региональной казны за обслуживание кредита.
Особое место в бюджетном процессе занимает работа согласительной комиссии, в которую входят на паритетных началах представители законодательной и исполнительной власти. Скажем прямо, в некоторые годы казалось, что заседания этого органа не более чем жеманство и позерство. Депутаты исправно озвучивали проблемы, чиновники не менее исправно брали их на карандаш, вот только в таблицу поправок к проекту бюджета вносить их не торопились. «Давайте посмотрим, что можно сделать в рабочем порядке», - вещали вице-губернаторы. Это приводило к тому, что наказы фланировали из согласительной комиссии в согласительную и болтались на том самом карандаше без малейшего намека на прогресс.
Дошло до того, что областные депутаты заявили, что не будут больше принимать новые наказы, пока по старым не начнется хоть какое-нибудь внятное движение, явно отвешивая увесистый булыжник в огород областной администрации. «Напугали ежа… иголками», - скажете вы. Может быть, но, как ни крути, именно в этом году согласительная комиссия продемонстрировала чудеса соглашательства. Многие наказы, а некоторые из них ждали воплощения не один десяток лет, получили реальный шанс на исполнение, а три из них даже внесли в текстовую часть бюджета (то есть их финансирование, можно сказать, дело решенное).
В итоге ко второму чтению, после работы согласительной комиссии, в бюджет региона внесли поправки по 30 вопросам на общую сумму 2,7 млрд рублей. Из них 1,9 млрд - дополнительные средства федерального бюджета, оставшееся - перераспределение уже учтенных расходов.
Но в целом, бюджетных баталий в этом году, можно сказать, и не было вовсе. Публичные слушания по проекту главного финансового документа региона прошли почти заунывно, да и в принципе процесс был… ровным. Системная оппозиция, за исключением разве что «Яблока», по большому счету бюджетным процессом и стараниями властей по наполнению казны осталась довольна. Даже члены фракции КПРФ регионального парламента, которые дружно нажали кнопку «Против» при голосовании за проект бюджета в третьем чтении, не скупились на комплименты в адрес высшего должностного лица и его подчиненных - видим, говорили, планомерную работу, а главное ее результаты.
Последователен в своем остром неприятии областного бюджета остался лишь лидер фракции «Яблоко» Лев Шлосберг. Выражаясь в свойственной ему манере весьма метафорично, он заявил, что бюджет Псковской области поддерживается системой искусственного дыхания.
И надо признать, сермяжная правда в этом санитарно-клиническом поэтизме есть. К сожалению, пока при всем росте собственной доходной базы, рекордных основных параметрах и оптимистичных прогнозах по выходу на профицитный уровень бюджета, приходится признать, что мы прочно вжились в роль федерального иждивенца, и даже сложно представить, какая судьба ждет регион, если его оторвать от финансовой тити столицы. Сами себя кормить и одевать мы так и не научились, а все старания по исправлению ситуации выглядят сизифовым трудом.
Но свет в конце туннеля при должном оптимизме разглядеть можно. Да, Псковскую область в числе еще 9 регионов страны официально признали сирой и убогой, но это значит, что к нам должны и применять особые подходы, щадящие коэффициенты и лояльные нормативы. Конечно, ради этого местным властям придется снова и снова обивать пороги министерств, но игра определенно стоит свеч. К тому же, если Кремль все-таки доведет до конца всю эту свистопляску с индивидуальными программами социального-экономического развития отстающих регионов, то наша область получит в течение ближайших пяти лет дополнительно несколько миллиардов рублей, а миллиарды лишними не бывают.
Надо понимать, что важны не только средства в кубышке, но и их грамотное освоение. Пока с этим тоже не все гладко. Схема может дать сбой на уровне конкурсных процедур или увязнуть на уровне района или волости. К сожалению, так происходит довольно часто, а не освоенные деньги потом с виноватым видом приходится возвращать в федеральную казну, чтобы тут же попросить их обратно. Остается пожелать нашим чиновникам большего усердия в этом вопросе, потому что если мы еще и 10 млрд по индивидуальной программе развития профукаем, на нас точно можно будет поставить крест. И в сказки «это проблема не Псковской области, а в целом Российской Федерации» уже никто не поверит.
Станет ли бюджет-рекордсмен отправной точкой по выходу за рамки дотационного ярма и не самого почетного титула отстающей в социально-экономическом развитии области, покажет только время. Появится ли луч надежды в самых острых проблемах региона, связанных с демографией, газификацией, здравоохранением, «Псковпассажиравтотрансом», госдолгом и волостной безнадегой?
Хочется выдать исключительно позитивные прогнозы, тем более накануне новогодних праздников, которые по умолчанию подталкивают исключительно к ожиданию чуда. Вот только не первый год нам говорят, что вот сейчас, еще чуть-чуть и все будет, а по факту… старые песни о главном. Давайте уже менять репертуар!
Алексей Овчинников