В рамках конкурса «Парковочная карта», который проводит автосалон «Авто-Русь» и Псковская Лента Новостей, обозреватель ПЛН-Автомир Федор Котов решил вставить свои «5 копеек» в эту сложную и неоднозначную тему. Ни в коей мере не претендуя на победу в конкурсе (дабы не вызвать сомнений в его объективности), наш автор предлагает свои идеи по организации дополнительных парковочных мест в городе.
Шутка ли, официальные данные говорят нам о том, что в городе Пскове официально зарегистрировано порядка 100 тысяч единиц транспортных средств. Прямая логика говорит нам о том, что формально у каждого второго жителя областного центра имеется машина. Понятно, что это далеко не так, но грязные подсчеты говорят нам о том, что количество автомобилей в городе зашкаливает. Из-за этого имеем постоянное нарушение правил участниками дорожного движения в части расположения припаркованного транспорта, периодические конфликты между водителями за кусок асфальта.
Зачастую слышится фраза, мол, смотри: «А вот в Таллине, Берлине, Праге порядок. Люди живут цивилизованно. На улицах нет мусора, дорожные знаки разумны, движение машин прогнозируемо, сумасшедшие пешеходы отсутствуют…» - бла-бла-бла и прочая сладкая вата. А у нас – «смута, грязь и беззаконие». Я далеко не идеалист, скорее наоборот. Жизнь меня не раз подводила к циничному, сухому, «недушевному», но разумному и необходимому выбору. Поэтому я и предлагаю нижеописанный вариант решения проблем парковок в центральной части города.
Поймите меня правильно. Популистские призывы строить в центре города бесплатные парковки, закатывать в асфальт редкие лужайки газонов - невыполнимы. Невозможно в Пскове построить столько парковок, чтобы все могли бесплатно пришвартовать свой авто. Невозможно в нашем небольшом, исторически уникальном городе кардинально решить проблему размещения машин, не нанеся при этом урон историко-художественным ценностям и не затронув ту хрупкую составляющую, чем так славен город (старинные аллеи, губернская архитектура, уют и тишина). Сколько не строй бесплатные парковки, но спрос на них всегда будет на какую-нибудь малую величину превышать предложение. Город, в автомобильном плане, у нас динамично развивающийся. И верить, что рост количества авто замедлиться - глупо. Поэтому считаю, что решать проблему парковок можно исключительно репрессивными мерами. Необходимо не увеличивать ширину парковочных мест и стоянок, а уменьшать на них спрос. Делать это можно только с помощью денег.
Я прекрасно помню то время (начало двухтысячных), когда на остановке «Маяк» (в сторону центра) в восемь утра я буквально вбивался в толпу людей, которая заносила меня в автобус. В салоне автобуса боевые кондуктора еле протискивались сквозь хмурую утреннюю толпу. Трудовое население активно пользовалось общественным транспортом. Автобусы ходили наполненными, параллельно этому проблем с размещением автомобиля перед «офисом» не существовало. Сейчас же я наблюдаю картину, как автобусы по утрам катают воздух. Любой маломальский самостоятельный госслужащий/сотрудник правоохранительных органов/офисный человече, подкопив сумму в два iPhone*а, уже мечтает о своем личном Автомобиле. Он залезает в сумасшедшие кредиты, отказывается от всех благ и берет себе «подержанный Фокус». Человек - личность самостоятельная, и его желание в личном маленьком мирке/пространстве вполне естественно. Как здорово ранним утром, по пути на работу, послушать обоготворяемого специалиста рта и микрофона Стасика Михайлова, выкурить папироску, поболтать по телефону. Вам никто не мешает. Здорово, правда?
Ну, а теперь давайте трезво посмотрим на ситуацию. У жителя города существует две основных альтернативы, как перемещаться на работу и вообще по городу: личный автомобиль и общественный транспорт. В решении человека, каким вариантом воспользоваться, заключено три основных параметра: цена проезда, скорость, комфорт. Понятно, что разные люди по-разному оценивают эти параметры - кому-то в транспорте так некомфортно, что он готов хоть в 10 раз дольше ехать, лишь бы на автомобиле. Я не беру в расчет частные крайние случаи, интересует среднее для всех жителей поведение, а оно всегда очень прагматичное.
Итак, мое предложение:
- Разделить общепринятую «Центральную» часть города на несколько зон.
Зона «А» - это наиболее загруженные «стояночные» улицы, такие как ул. Некрасова, ул.Гоголя, ул.Пушкина, ул.Ленина, ул.Советская, ул.Л.Толстого (до дома №20), ул. К.Маркса, ул. Свердлова, Октябрьский проспект (до дома №50)
Зона «В» - улицы центральной части города, пользующиеся спросом в ограниченном времени (покупки, деловые встречи). Ул. Я.Фабрициуса, ул.Металистов, ул.Гражданская.
- Установить тарифную сетку на право пользования стояночным местом из расчета:
а) Плата за пользование парковочным местом взимается по рабочим дням с 08.00 до 18.00. По субботам, воскресеньям и в государственные праздники парковка бесплатная.
б) Стоимость парковочного места «Зона А»
Первый час - бесплатно
Последующий каждый час из расчета 20 руб./час.
1 день - 50 рублей (2 поездки на автобусе - 32 рубля)
1 месяц- 700 рублей (аналогично стоимости месячного проездного билета - 700 руб.)
Стоимость парковочного места «Зона В»
Первый час - бесплатно
Последующий каждый час из расчета 10 руб./час.
1 день - 30 рублей
1 месяц - 400 рублей
в) Автомобили, обозначенные знаком «инвалид», от оплаты стоимости парковочного места освобождаются
- Водитель обязан зафиксировать время начала парковки письменно или при помощи парковочных часов. Парковочные часы или письменное уведомление начала времени должно быть под лобовым стеклом, на видном месте.
- Оплату парковки подтверждает:
а) парковочный билет (из парковочного автомата);
б) месячное разрешение на парковку. (Приобретается в киосках «Роспечати», отделениях «Почта России».)
в) возможна оплата через мобильную связь. Здесь можно посмотреть на опыт восхваляемой Эстонии. Например, в Таллине лично неоднократно пользовался такой системой. Действует безукоризненно.
- за отсутствие документа, подтверждающего начало парковки либо её оплаты, - эвакуация транспортного средства на штрафстоянку.
В итоге перед каждым водителем будет выбор, как именно ему выгоднее ездить на работу. Вырисовывается некий баланс городской транспортной системы - какое-то количество ездит на автомобиле, какое-то пересаживается на общественный транспорт.
Парадоксально, но благодаря данному подходу выигрывает несколько сторон. Во-первых, сами автомобилисты. Для них, если установить нормальную ценовую политику, исключить бесплатные места (читай «блатную» бесплатную парковку) и четко проводить штрафную политику - будет точно понятно - ты платишь определенную сумму и ездишь по городу без пробок и проблем парковки у организации, где ты работаешь.
Во-вторых, общественный транспорт. Городской автобусный парк будет более загружен в часы пик. Увеличившееся количество пассажиров позволит автобусному парку проводить более гибкую политику ценообразования, развивать и обновлять свой автопарк, добавлять новые маршруты в активно расстраивающихся районах города. Смотрите сами. Уже сейчас назревает потребность в новых маршрутах на дальнем Запсковье (ул.Юности, закольцевать ул.Инженерную и ул.Звездную), дальнем Завеличье (конец ул.Коммунальной, Рижского проспекта). Я практически уверен, что на господина Лупандина оказывают определенное давление по факту ввода в строй новых маршрутов. Но откуда им взяться, если в течение дня автобусы перевозят воздух? Современное «свободное плавание» на финансовом самообеспечении позволяет худо-добро поддерживать существующий порядок. Но о развитии нет и речи.
В-третьих, выигрывают сами жители города. Поступающие денежные средства можно реализовывать на обеспечение безопасности пешеходов. Например: оборудование пешеходных переходов дополнительными средствами, привлекающими внимание водителей (пример - пешеходный переход у «Маяка»), модернизацию светофоров с целью их перевода из автоматического режима в режим работы «по требованию», покупку и периодическую бесплатную раздачу световозвращающих «медальонов» школьникам. Или, искренне желаю того, деньги реализовывать на планомерную постройку во дворах простейших спортсооружений: игровой площадки, турников, коробки для мини-футбола/хоккея. Помните про существовавшие «коробки» во дворе магазина «Маяк», двор ул. Гражданской, 11? Если у сегодняшних властей не хватает денежных средств на постройку/реконструкцию общественных спортсооружений, то необходимо проявлять инициативу самим горожанам.
Поймите, плата за парковки, как и вообще плата за пользование автомобилем нужна вовсе не для того, чтобы кто-то наживался. Она необходима для того, чтобы регулировать количество машин, которые ездят в центральную часть Пскова, и которым не хватает свободных мест. К сожалению, в нынешних условиях философия «сначала сделайте альтернативу, а уж потом запрещайте» - не работает. В этом деле никакой альтернативы существовать не может. Попытки создать «концепцию развития транспортной инфраструктуры с учетом исторической ценности градостроительного комплекса» выливается в пустую трату времени и денег. Но главное - это то, что предложенный комплекс мер возможен лишь тогда, когда из головы людей исчезнет идеология того, что ездить свободно по городу и бесплатно парковать машину в любом месте - это его неотъемлемое человеческое право, а все запреты и знаки - это полная ерунда. Пока подобная философия будет жить в головах наших горожан, ни о каком развитии транспортной системы Пскова речи быть не может.
Федор Котов