Отгремел III Международный кинофестиваль «Западные ворота». На нем побывал известный российский режиссер театра и кино, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Астрахан, фильмы которого – «Ты у меня одна», «Все будет хорошо» – снискали статус «народных», в 90-е их смотрела вся страна. Его актерский дебют тепло приняли и критики, и зрители: за роль в картине «Высоцкий. Спасибо, что живой» удостоился премии «Ника».
В Пскове он представил свой новый фильм «Судьба диверсанта» (2021). Мы побеседовали с Дмитрием Астраханом о съемках «правильного» кино, о подлинных и мнимых героях, о творческих планах и о назначении его художественным руководителем театра «Школа современной пьесы».
– Дмитрий Хананович, насколько вам интересно снимать «правильное» военное патриотическое кино?
– Тут формального патриотизма-то нет, это скорее неформальный патриотический фильм. Он посвящен подвигу белоруса Федора Крыловича на железнодорожной станции Осиповичи в Могилевской области. С одной стороны, это реальная история – самая масштабная сухопутная диверсия. Он взорвал 16 «тигров» – супермашины, которые по тем временам стоили миллионы. На Курской дуге тогда воевало 160 «тигров», то есть он одним ударом уничтожил 10% боевого потенциала. А это были «золотые» машины, супероснащенные: с двух тысяч метров поражали наши танки, а броня у них была непробиваемая.
То, что он придумал взорвать цистерны в составе эшелона, – реальный факт, дальше уже история была досочинена. Ее написал белорусский автор Павел Могилин, помогал ему мой персональный сценарист Олег Данилов, который все мои фильмы написал, в том числе «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо».
За этот подвиг Федора Крыловича практически не наградили, медаль действительно была одна. Жил он в подвале, не получил квартиры, работал до конца жизни на этой станции. Руководитель партизанского отряда и другие получили чины, должности. Мы хотели снять фильм о подлинных и мнимых героях. О том, как эта война, к сожалению, показывала, что рядом с героизмом был и карьеризм. Кто-то воевал за честь, за Родину, а кто-то занимался другим, как часто бывает. Коллаборационизм был. Переходили из одного лагеря в другой.
Фильм имеет и телевизионную версию, там сюжетные линии детализированы.
Фото здесь и далее: kinopoisk.ru
– Насколько главный герой похож на свой прототип?
– Похож на свой персонаж духом и типом мировоззрения, характером. Крылович из-за того и не получил наград, что был наглый, самоуверенный, отчаянный, в драке даже участвовал. У него была кличка в партизанском отряде «герой». И это еще до того, как он совершил диверсию. Он был такой человек эмоциональный, неравнодушный к несправедливому решению, бескомпромиссный.
Хотелось на примере образа главного героя поразмышлять над тем, что такое «советский человек». В фильме есть кадры, где жители поселка смотрят «Чапаева». Готовность к подвигу и самоотдаче откуда была у людей? Она была, потому что люди смотрели эти фильмы, читали эти книжки, были воспитаны в определенной идеологии. Мы хотели показать этот героический романтизм картин, которые смотрели наши папы с мамами, в который они верили и который любили и формировали. Эти люди и выиграли войну. С этим мышлением, самоотдачей и готовностью.
Хотелось создать в хорошем смысле слова фильм с героем, которому хочется подражать.
– Сложно ли снимать такого формата фильм?
– Сложно, потому что это требует базы. Восстанавливать время всегда сложно. В Беларуси это было более-менее возможно. На площадке киностудии «Беларусьфильма» много костюмов и реквизита, оружия, натурная площадка с землянками. Это была база, которую использовали еще в Советском союзе. Он и в народе назывался «Партизанфильм».
Фильм снимался довольно долго: около полугода. Был подробный и спокойный процесс. В нашем распоряжении была студия «Беларусьфильма», что позволяло без гонки проводить съемки.
Сложность еще и в том, что сейчас в городах невозможно снимать историческое кино: найти кусок ландшафта под улицы того времени – большая проблема.
– Какой свой фильм вы считаете самым лучшим, удавшимся с точки зрения замысла и воплощения?
– Все фильмы любишь по-разному, как и своих детей. Я очень люблю свой фильм «Игра». Он недавно снят, его приобрел «Первый канал», был на многих платформах. Все фильмы разные. Очень люблю свой первый фильм «Изыди». Сложно сказать, какой лучший. Надеюсь, что лучшее я еще не снял.
– Помимо того, что вы режиссер, вы много работаете как актер. Насколько такой переход меняет самоощущение в съемочном процессе?
– Не сильно меняет. Просто добавляет радости. Я, в общем, люблю что-то интересное делать. Я люблю играть, чем, честно говоря, не занимался до определенного возраста. После фильма «Спасибо, что живой» начал сниматься много. До этого момента это не было гранью моей профессии. В текущем году я сыграл в театре «Ленком Марка Захарова» одну из главных ролей собственного спектакля. Сейчас с удовольствием выхожу там на сцену.
– Какие у вас творческие планы?
– Так сложилось, что я стал художественным руководителем театра «Школа современной пьесы». Все произошло довольно спонтанно. Планы будут только сейчас формироваться. Есть задумки, что делать, что ставить в театре.
– Вы приехали в Псков на кинофестиваль. Вы первый раз в нашем городе?
– Первый раз вообще в Пскове. Город понравился и публика понравилась. Люди как-то хорошо смотрели, никто не ушел, готовы были обсуждать фильм, задавали вопросы, что радует. Фестиваль организован очень приятно.
– Нет ли идеи снять фильм в Псковской области?
– Вы знаете, пока идеи какой-то фильм снимать нет. Но, если будет, то я понимаю, что есть город для определенного времени, определенной темы - русский провинциальный, в котором многое сохранено. Здорово.
– Как вы оцениваете современное российское кино?
– Как можно давать оценку кино? Во-первых, я его не настолько хорошо знаю, чтобы давать оценку. Оно разное. Мне кажется, есть много очень хороших фильмов, появляются интересные сериалы. Телевидение сейчас очень интересно работает. Появляются кассовые фильмы как «Холоп», к примеру, которые имеют огромный зрительский успех. Индустрия работает, слава Богу, она набирает силу и это хорошо.
Беседовала Мария Королёва