Псковская Лента Новостей представляет очередного героя проекта «Перейдем на личности. Интервью без компромиссов».
Сегодняшний собеседник – глава города Пскова Ян Лузин. Беседу ведет автор проекта, журналист Александр Савенко.
Главные темы интервью: Бизнес и политика – Выборы главы города - Задача от губернатора – Наведение порядка в Пскове – Конфликт с Михаилом Хороненом – В ожидании Сити-менеджера – Мнение о Вениамине Пинхасике – «Единая Россия» - Отношения с Михаилом Кузнецовым - Открытое письмо рекламистов - Обвинения в коррупции - Отец - Новогодние желания - Анекдот про старого еврея – Политические амбиции.
- Ян Вячеславович, еще несколько лет назад такого политика Ян Лузин в Пскове не было. Вы занимались бизнесом, насколько я знаю, заработали капитал на рынке недвижимости, вели достаточно роскошный образ жизни по псковским меркам – «Мерседес», яхта, поездки в Монте-Карло. Что вас заставило круто изменить судьбу, вернее, свою биографию и пойти на выборы?
- Я уже раньше про это рассказывал. Про роскошный образ жизни вы как-то так прямо аж «завернули». Не думаю, что у меня был некий роскошный образ жизни, как вы описали – «Мерседес», яхта, Монте-Карло. Но, действительно, занимаясь бизнесом и зарабатывая неплохие деньги, я мог позволить себе достаточно многое. Поэтому предпочитал, как минимум, 3-4 раза в году отдыхать. И до сих пор считаю, что если человек много, хорошо и напряженно работает, то неэффективно и непродуктивно отдыхать один раз в год 30 или 40 дней. Лучше меньше, но чаще: по недельке, но 3-4 раза в году. И я, действительно, любил и до сих пор люблю путешествовать, мне нравится ездить с семьей в Европу и в другие части планеты Земля.
Яхт каких-нибудь на зарубежных гаванях у меня не было. То, что касается моторного катера – да, рыбалка – это интересно. Насчет того, что можно себе позволить, - наверное, да. Когда человек начинает заниматься бизнесом, то основная цель – обеспечить благополучие себе, своим ближним и своему окружению. Причем, когда бизнес растет, человек начинает понимать, что он уже работает не столько на себя, сколько на людей, которые его окружают, потому что от его действий, от того, насколько он может выстроить стратегию своей компании, от того, насколько правильно он работает, уже зависят судьбы не только его самого ближайшего окружения, а уже многих десятков или даже сотен людей. Наша компания первоначально занималась оптовой и розничной торговлей и сделками с недвижимостью, впоследствии это был достаточно крупный многопрофильный холдинг…
…В какой-то момент я понял, что если буду продолжать работать и заниматься бизнесом дальше, то смогу это делать эффективно, хорошо, но это начнет превращаться в некий капитал и богатство, что не соответствует моим представлениям о смысле жизни. Мне захотелось делать что-то хорошее и полезное обществу, поэтому я пошел на выборы. Именно на выборы в город, не в областное Собрание, хотя я мог бы и не исключаю того, что мог бы пройти в областное Собрание, более статусное. Мне интересен именно город Псков, как моя родина, как мой любимый город. И мне хотелось именно своим трудом, отдачей, энергией попробовать улучшить качество жизни в городе. Попробовать сделать лучше сам город, принести максимальную пользу.
- Когда вы принимали решение пойти на выборы, видели себя в качестве депутата и думали, что у депутата есть полномочия, чтобы изменить жизнь к лучшему и сделать все то, о чем вы говорите? Или вы уже тогда предполагали, что можете стать главой города и двигаться дальше по этой иерархической лестнице?
- До конца продуманной стратегии не было. Мне хотелось быть депутатом, причем шел не я один, а мы шли командой – не лично моей командой, а командой единомышленников. И я с очень многими бывшими кандидатами – сейчас депутатами – общался. Я понимал, что наши представления о том, какой должна быть работа депутатов и какой в будущем должна быть работа Псковской городской думы, совпадают. Когда мы избрались депутатами, проходили многочисленные консультации, и в определенный момент мои коллеги сделали мне такое предложение. Ну и губернатор сделал это предложение. Люди мне поверили и доверили такой достаточно высокий пост – возглавить наш коллегиальный орган, и я согласился.
- А когда решался вопрос об избрании председателя городской думы, были ли какие-то взаимные договоренности между вами, губернатором, представителями других групп? В чем они выражались, и удается ли сейчас выполнять эти условия?
- У каждого из депутатов были наказы избирателей по округам…
- Нет, вопрос не об этом – о взаимоотношениях личностей, руководителей определенных групп…
- Могу сказать про губернатора более конкретизировано. Губернатор ставил одну задачу. Если ее вкратце описать, это - наведение в городе порядка. Понятно, что решить ее на 100 процентов только силами Псковской городской думы, наверное, невозможно. Мы можем лишь максимально стремиться к этому, поскольку наш орган – нормотворческий. Мы, с одной стороны, издаем нормативные акты, с другой стороны, обеспечиваем контроль над их выполнением. Но непосредственную работу ведет исполнительный орган – администрация и, конечно, в процессе работы у нас были определенные претензии к администрации, к качеству их работы и эффективности. Основная задача была обеспечить максимальную прозрачность, насколько это возможно, в плане нашего контроля над распоряжением как бюджетными средствами так и всеми активами, которые находятся в городе: это земельные участки, муниципальная собственность, муниципальные предприятия, и насколько можно было осуществить этот контроль, я считаю, мы выполнили эту задачу. Именно это от нас хотел губернатор. На тот момент я понял, что наши представления о том, какая должна быть наша работа, совпадают. Мы с Михаилом Варфоломеевичем по данной задаче думали в унисон…
- А вы задумывались, когда принимали это решение, о том, какие будут отношения с мэром Пскова Хороненом, потому что на поверхности лежит конфликт интересов, и было понятно, что очень тяжело будет какие-то конструктивные отношения выстроить. Или нет - были иллюзии? Почему отношения сложились таким образом?
- В самом принципе взаимоотношения властей – представительной и исполнительной или в масштабе областей – законодательной и исполнительной власти, есть некие противоречия, лежащие изначально. Сам антагонизм заложен внутри этих взаимоотношений. Но я считаю, что мудрые люди должны сглаживать те антагонизмы, которые заложены в самой системе, и протягивать друг другу руки…
…Та система, когда у нас в рамках местного самоуправления раздавали столько суверенитета, сколько каждый сможет унести, была неправильна. И, конечно же, руководителям исполнительных органов власти трудно психологически отказываться от той системы, я бы назвал ее даже не социалистической или капиталистической, а это что-то даже сродни феодальной. При ней руководитель исполнительного органа власти чувствует себя как мелкий феодальчик на вверенной ему территории, и он сам контролирует принятие законов и нормативных актов, сам их потом исполняет и сам потом перед собой отчитывается, что порождает, как минимум, предпосылки к неэффективному управлению, а, как максимум, предпосылки к коррупции. Если нормативные акты, законы, правила игры разрабатывают другие, представители общества в виде депутатов и потом существуют эффективные механизмы муниципального контроля, то это правильно. Задача исполнительного органа – качественно и в соответствии с законом работать. Конечно же, перестроиться, перейти на эти новые правила игры, а эта тенденция идет по всей России, достаточно сложно. Кто-то менее болезненно переходит к этому, кто-то более болезненно, считая, что здесь идет ущемление неких личных интересов или личностных амбиций, даже так можно сказать. Где-то мы находили компромиссы, искали. Где-то исполнительный орган власти не понял такие новации и такие требования федеральной политики. Но я все равно думаю, что эти 2 года работы – это был некий переходный период, процесс налаживания контроля и создания предпосылок для последующей работы.
С марта наша реформа окончательно вступит в силу, и мы уже выберем специалиста по контракту, оценивая не его личные предпочтения или личную привлекательность-непривлекательность для населения, а именно качества профессионала. Это должен быть человек-профессионал, которого не просто изберем и заключим с ним контракт, а будем потом оценивать достаточно жестко и требовательно. Я думаю, что все должно встать на свои места.
- Не понял я про ваши человеческие отношения с Михаилом Яковлевичем. Разговариваете ли вы при встрече, жмете ли вы друг другу руки, приглашаете ли друг друга на какие-то праздники?
- Было бы глупо и с одной и с другой стороны пытаться перевести конфликт на личности. Конечно же, мы общаемся и встречаемся. Но для меня есть некие непонятные моменты. До сих пор Михаил Яковлевич не ходит на наши сессии, не вступает в открытый диалог с Псковской городской думой. Я считаю, что это неправильно и это не способствует пониманию друг друга и конструктивной работе. Так же как и многие другие вещи. Есть ряд порядков, нами принятых, - некоторые из них до сих пор игнорируются. Оценивать это как неэффективное управление или же то, что мэр входит в противоречие между логикой и личностными амбициями, мне бы не хотелось. Тут, как говорится, история и народ нас рассудят. Но в любом случае, я знаю, депутаты Псковской городской думы и я старались, делали все возможное для того, чтобы эти противоречия сгладить и попытаться по максимуму выстроить конструктивную работу. Но при этом, нисколько не поступаясь тем, что мы определили для себя как аксиому, – это прозрачные отношения и полный контроль.
- В начале этого года по вашей инициативе в областном Собрании была создана антикоррупционная комиссия, проявляли активность с тем, чтобы правоохранительные органы расследовали факты имеющихся нарушений. А во второй половине года как-то практически на нет сошло это направление вашей деятельности. С чем это связано? Планируете ли вы дальше работать в этом направлении?
- Я считаю, что была проведена очень большая работа всеми депутатами Псковской городской Думы, подключились наши коллеги из областного Собрания опять-таки в рамках той задачи, которую губернатор поставил. Это прозрачность, контроль и максимальная эффективность в управлении активами города. У нас есть ресурсы возобновляемые, есть доходная часть бюджета, которая приходит из самых разных источников, а есть ресурсы не возобновляемые. И задача исполнительного органа власти – решить, как этими ресурсами максимально эффективно распорядиться. И согласовать с депутатами, а, следовательно, с населением, поскольку мы представители интересов населения, чтоб получить соответствующее одобрение. Это земля, это имущество, это муниципальные предприятия. Действительно, была масса ситуаций и эпизодов, когда эти активы использовались, мягко говоря, не эффективно. Предмет ли это был неких коррупционных моментов или это просто недогляд, недосмотр или отсутствие в команде сильных помощников, управленцев, которые могли бы подсказать другое, более эффективное решение, тяжело судить. В любом случае мы старались сделать всё, чтобы те манипуляции с активами муниципального образования, которые происходят, стали бы достоянием гласности и их можно было бы рассмотреть на предмет наличия или отсутствия коррупционности. Работа была проведена, были даны соответствующие оценки. И я считаю, что самый главный вывод и самый главный результат – это то, что все поняли: ничто не может происходить за кулисами и все тайное становится явным.
Некоторые говорили, что за последний год управления городской администрацией планируются такие схемы, такой «дембельский» аккорд, что в городе вообще никакого имущества не останется. Я такого сказать не могу, но такие слухи и такая риторика упорно ходили. Во всяком случае, мы сделали все, чтобы эти слухи так и остались слухами, и никогда ни у кого не появилось бы желания что-нибудь подобное совершить…
- Как вы себе представляете будущее Михаила Яковлевича после марта? На ваш взгляд, как он может быть встроен в политическую систему города Пскова или области, что с ним будет?
- Наверное, не самая благодарная задача – рассказывать о судьбе другого человека. Мы сами не знаем, что с нами случится через день, можем только предполагать. Есть такая поговорка: «Человек предполагает, а Господь располагает». В любом случае, мне кажется, Михаил Яковлевич человек достаточно деятельный и активный и, просто уйти на пенсию и заниматься приусадебным хозяйством, мне кажется, ему будет скучно. Хотя, может быть, я ошибаюсь, и он захочет отдохнуть от достаточно сложной и напряженной работы за последние годы. Вполне возможно, он найдет себе какое-то применение, поскольку опыт работы в городе у него достаточно высокий и знание города у него большое.
- Вы уже обозначили тему Сити-менеджера. Достаточно распространено мнение, что есть у вас личные интересы в этом вопросе. Хотелось бы внести ясность: планируете ли вы сами стать Сити-менеджером, усадить в это кресло кого-то из близких вам людей или нет – все это слухи, россказни, злые языки?
- Вы так расплывчато сказали: «Есть интересы». Интересы, конечно же, есть. Это тот человек, с которым я должен буду плечом к плечу вместе работать.
- Это не вы? Вы сами не планируете?
- Вот так? Тогда надо конкретизировать: «Планируете ли вы сами?» Потому что интересы есть, и я буду смотреть за процедурой выборов. Интересы есть к тому, какой это будет человек. А буду это я или не буду я? Еще раз о принципах. Есть высшее должностное лицо – глава муниципального образования, человек, заключающий контракт с Сити-менеджером. То есть фактически я буду выступать работодателем, и Сити-менеджер будет руководить исполнительным органом власти, и соответственно его задача будет организовать хозяйственную работу в муниципалитете и сделать это максимально эффективно. Но, в любом случае, как человек, являющийся высшим должностным лицом, как человек, который представляет муниципалитет перед областными и федеральными властями, другими регионами России, я буду нести если не прямую, но косвенную ответственность, поскольку все-таки депутаты вместе со мной будут принимать это решение, и я фактически должен буду поставить свою визу, свою подпись на этом контракте. Взять, например, и пойти на понижение, если так можно сказать, я мог бы только в том случае, если бы меня попросило достаточно большое количество населения города Пскова, поскольку, считаю, что именно в хозяйственных вопросах, в вопросах построения эффективности я достаточно хороший специалист. Плюс ко всему я и раньше был знаком с теми проблемами и вопросами, которые стоят в Пскове. И за эти 2 года работы я изнутри дополнительно узнал то, что есть в городе. Но на это я пошел бы, если бы попросило население и, конечно же, губернатор. Потому что если каждый из органов – дума, администрация Пскова и администрация Псковской области - будет руководствоваться своими представлениями и своими амбициями, это не приведет ни к чему хорошему. Это как лебедь, рак и щука. И заложниками этих процессов будут люди, проживающие на данной территории. Только когда эти три органа власти будут работать вместе, в унисон, вместе понимая задачи, - губернатор как проводник государственной политики, и мы, на местах решая каким образом эту политику лучше - с учетом интересов местного самоуправления, - тогда можно говорить о долгосрочных проектах – неважно, экономические это или социальные проекты…
Если это скажет губернатор или население, я, безусловно, могу пойти на это понижение, это с одной стороны. С другой стороны, очень интересная работа, и считаю, что с ней справился бы. Но на данный момент в мои лично планы это не входит…
- Вы за какой срок выступаете – считаете, что устав должен остаться без изменений или все-таки меньше 5 лет?
- На данный момент мне представляется, что устав должен остаться без изменений. Снижение срока, с одной стороны, влечет усиление контроля и те пожелания, которые высказывались, в том числе губернатором, были как раз в этом. Но на данный момент нам видится… Основная задача, поставленная губернатором, – усилить контроль за исполнительным органом власти и предусмотреть возможности для замены, если данное лицо будет управлять городом в хозяйственном плане неэффективно. Можно это сделать, но при этом не уменьшая срока контракта. Сделать контракт таким жестким, заложить туда определенные оценки, критерии эффективности работы (а именно это нам сейчас диктует федеральный центр) с тем, чтобы, если человек управляет неэффективно, иметь возможность расторгнуть с ним контракт. С выборным лицом сделать это нельзя. Если только человек не просто неэффективно работает, а к нему есть уже претензии уголовного плана, в его работе есть нарушения закона, то тогда его через суд можно снять. Если же человек не совершает противоправных действий с точки зрения законодательства, но работает из рук вон плохо, то сейчас мэра снять нельзя. А Сити-менеджера снять будет можно. С другой стороны, если он работает длительный срок, работает 5 лет, то с него уже можно спрашивать, оценивать, заставлять его делать отчеты, как за год его работы, так и за три года. Ведь бюджет принимается на три года, план социально-экономического развития принимается на три года. Поэтому я за пять лет, но с возможностью снятия по инициативе депутатов, главы города, губернатора – тех, кто будет следить за его работой.
- А в других муниципалитетах России, в других регионах такая процедура снятия уже прописана? Это вообще реально – отстранить Сити-менеджера, назначенного на 5 лет?
- Конечно, без проблем. Никаких проблем нет, все зависит от контракта.
- И прецеденты есть?
- Если человек работает неэффективно, то да, можно снимать его. Я не знаю о конкретных прецедентах, но именно такие консультации я получал, в том числе консультируюсь с комитетом по местному самоуправлению Госдумы и Совета Федерации. Мне сказали, что именно такой подход будет в русле именно государственной политики по отношению к местному самоуправлению. Более того, сейчас разрабатывается закон, предусматривающий возможность расторжения контрактов с руководителями местных администраций…
- Вы наверняка уже следите за процессом выдвижения кандидатов на пост Сити-менеджера. По крайней мере, уже появился один человек, в кулуарах говорится и о ком-то другом. Как вы оцениваете деловые и управленческие качества тех людей, которые обозначили свою заинтересованность, ну или губернатор выдвинул?
- Я думаю, в этой ситуации все будут искать у каждого кандидата не столько плюсы, сколько минусы, поскольку каждый представляет это лицо как идеального управленца. Но все мы понимаем, что идеальных людей не существует, у каждого человека есть сильные и слабые стороны. Я не исключаю, что таких кандидатов может быть много. На данный момент есть одна кандидатура – Пинхасик Вениамин Шмуилович. Я до настоящего момента был с ним не знаком, сейчас познакомился, пообщался, мне в беседе при первом знакомстве человек очень понравился. Та информация, которую я получил о нем, - это характеристика опытного и достаточно эффективного руководителя в той отрасли, которой он занимался. Это человек не с улицы. Ему не надо будет длительное время – полгода - на раскачку, и долго входить в эту должность. Поэтому как кандидата его рассматривать обязательно нужно. И это вполне достойный кандидат на эту должность. Я думаю, что, может быть, он будет не единственный. Пока в кулуарах других фамилий не называлось. В любом случае, мне кажется, что если данный человек победит на конкурсе, не должно быть губернатору за него стыдно, поскольку это его креатура и он его презентовал депутатам.
- Среди публичных мероприятий с вашим участием, на мой взгляд, не так много, связанных с «Единой Россией». И в целом вы проявляете гораздо меньшую активность в этом направлении, чем могли бы. Насколько я знаю, не возглавляли избирательный штаб по городу Пскову во время кампаний парламентских выборов-2007 и президентских-2008. И в целом активность пониже, чем могла бы быть. С чем это связано?
- Я бы не сказал, что у меня активность пониже, чем могла бы быть. Я присутствую практически на всех мероприятиях, проводимых партией.
- Вам было предложение возглавить избирательный штаб по городу Пскову во время выборов федерального уровня?
- Как вариант, рассматривался. Но впоследствии данное предложение было сделано Севастьянову Алексею Анатольевичу, и он занялся этой работой. А я со своей стороны подключился – и сам лично, и депутаты Псковской городской Думы активно участвовали во всех этих процессах. Сначала мне делали такое предложение, но оно не было до конца оформлено, поскольку все равно есть вышестоящие органы партии, есть губернатор, который координировал здесь политику выборной кампании, есть руководитель регионального отделения партии «Единая Россия», который также определял стратегию выборов. По-видимому, были сомнения относительно того, что существовавший, если не явный, то скрытый конфликт между исполнительным органом власти – администрацией и между представительным органом может вылиться в то, что если я возглавлю кампанию, администрация города может пускай не прямо, но формально и косвенно саботировать этот процесс. Поэтому приняли решение, что возглавит эту кампанию нейтральная фигура – депутат областного Собрания Севастьянов Алексей, а мы со своей стороны максимально подключимся. И мы, действительно, подключались, присутствовали на всех проводимых встречах, совещаниях, работали с электоратом и первичными организациями. И я считаю, что тот результат был достигнут как раз во многом благодаря нашей совместной, общей, коллективной работе.
- Вы при ответах на вопросы несколько раз сказали о позиции губернатора. Как часто вы встречаетесь с Михаилом Кузнецовым, что обсуждаете, как часто у вас бывают разные точки зрения на процессы?
- В течение двух лет - практически постоянные встречи. Мне постоянно удается побеседовать с губернатором, высказать свою точку зрения, выслушать его пожелания и, конечно, для меня это очень здорово. Я считаю, что это правильно, поскольку экономика и социальная жизнь в области неразрывно связаны с Псковом. Не может быть в области хорошо, если в Пскове плохо. И наоборот, Псков тоже не может развиваться, если область не будет развиваться в целом. Поэтому хорошо, что нам постоянно удавалось поддерживать связь. Мы обсуждали многие моменты, начиная просто с подхода, постановки задачи для работы думы в общем. Впоследствии разбирали как создание этой антикоррупционной комиссии, так и выстраивание общеполитической стратегии. Я считаю, что наши отношения конструктивные, они достаточно эффективно складываются.
- Вы политик достаточно молодой. Из псковских региональных политических деятелей вы кого уважаете, выделяете для себя. Не хочу употреблять слова «пример для подражания», «кумир», но кто достоин уважения, на ваш взгляд, на кого могли бы равняться?
- Я бы тоже не хотел выбирать такие слова как «пример для подражания» или «кумир».
- Кумиров нет?
- Я считаю, что у политиков не должно быть кумиров. У каждого, наверное, свое представление о том, какой политик хороший, какой политик плохой. Мне не импонируют те люди, которые используют свой политический статус для своего личного пиара или решения своих собственных задач. Если политик работает во благо общества, населения и есть конкретные дела, то он достоин уважения… Фамилии? Руководитель регионального отделения «Единой России» Каленский – человек дела и политик. Антонов то же самое можно сказать: и специалист был, и показал себя как специалист-политик. То, что они делают, идет во благо области и жителей. Мне нравится подход Хритоненкова Дмитрия Константиновича, тоже очень взвешенная и качественная проработка многих вопросов. Безусловно, губернатор…
- Вы говорите о том, что вам импонируют политики, которые не преследуют личные цели в своей деятельности. Между тем вы наверняка знаете: в Пскове достаточно распространено мнение о том, что конкретно вы, став главой города, не перестали заниматься бизнесом. И открытие магазина связывают не с инвестиционной компанией, а говорят: «Магазин Лузина». Или вот это открытое письмо рекламистов, где вас чуть ли не напрямую обвиняют в коррупции, использовании служебного положения и продвижении интересов фирмы, которая входит в ПИК (ПИК - «Псковская инвестиционная компания», холдинг, который до избрания главой города возглавлял Ян Лузин – А.С.). Как вы считаете, насколько обоснованны такие обвинения? Наверное, когда это уже не просто слухи, а открытое письмо Президенту - то это уже обвинения. Что вы можете по этому поводу сказать?
- Может, тогда мухи отдельно, котлеты отдельно?
- Я просто обозначил саму проблему: есть мнение, что Ян Лузин, став главой города, не перестал заниматься бизнесом. И до сих пор стоит во главе своей бизнес-империи, назовем ее так.
- Империя, наверное, громко сказано. То есть вы, наверное, представляете, что если существовал какой-то бизнес, часть компании я продал тем менеджерам, которые у меня работали, часть продал родственникам и так далее. На тот момент, когда я уходил в политику, тот магазин или комплекс, о котором вы сказали, который называется ПИК 60, уже строился. И, естественно, поставить под удар десятки и сотни моих коллег, которые занимались и занимаются этим проектом, было бы неправильно. Это помимо материальных убытков, если сравнять с землей, не построить. Поэтому он, действительно, построен. Те люди, кто остались в компании после моего ухода, могли эффективно доделать все те проекты, которые уже были начаты на момент моего ухода из компании. На данный момент они руководят этой компанией. У компании есть новые собственники. Но я знаю, что с моим уходом никакие новые проекты не стали стартоваться. Часть проектов была закрыта, а те проекты, которые были связаны с эксплуатацией коммерческой недвижимости, на мой взгляд, достаточно эффективно были реализованы. Я сам заходил в ПИК, мне комплекс понравился, хотя его открыли уже не при моем участии и без меня. Это говорит о том, что та команда, которую я когда-то создавал, была вполне профессиональная, и я испытываю чувство удовлетворения от этого. Мне есть, чем гордиться. То, что я начинал, не умерло при моем уходе. Может быть, не стало развиваться, но, во всяком случае, не умерло.
А по поводу того, что я сейчас занимаюсь бизнесом, и открытого письма рекламистов рынка - здесь можно только поулыбаться. На самом деле, недовольные будут всегда. Кто-то хотел что-то украсть, ему ударили по рукам, сказали, какие у нас есть законы федеральные, какие есть местные законы. Когда людям не дают воровать, многим, кто привыкли воровать, это не нравится. На рынке рекламы существовала такая ситуация: есть компании, которые раньше получали законные места, на них ставили законные рекламные конструкции и с них законно платили необходимые налоги и сборы. Но существовали и лже-предприниматели, которые просто брали и ставили конструкции там, где они хотят, и никогда не платили ни арендную плату, ни сборы, ничего…
- Подписанты этого письма – из их числа?
- А есть люди, которые ставили конструкцию, у них был срок на год или два. Когда этот срок заканчивался, они должны были по закону демонтировать и забрать конструкцию. Они продолжали оставлять и эксплуатировать, не платя никакие средства. Я не анализировал ситуацию, но я связывался с КУМИ. Меня, действительно, заинтересовал этот вопрос: эти – не эти, или кто-то другие. Мне подтвердили, что вышеперечисленные фигуранты являются злостными неплательщиками. И когда у нас речь идет о недостатке 8 миллионов рублей для того, чтобы повысить зарплату воспитателям в детских садах, когда мы по копейкам собираем средства бюджета, чтобы решить аварийные вопросы, позволить каким-то хулиганам ставить незаконно конструкции и не платить городу ни копейки, - это не позволительная роскошь. И нами, действительно, был принят такой закон, нормативный акт, который определял бы точки размещения рекламных конструкций - там, где целесообразно их поставить. Все эти места должны выставляться на конкурс, и тот, кто на аукционе заплатит максимальное количество денег за право установки рекламной конструкции, тот и должен быть победителем. Причем, КУМИ, как орган, контролирующий этот процесс, должен следить за тем, чтобы эти люди являлись исправными плательщиками. Если человек не платит, то эта конструкция должна быть снята. Конечно же, те, кто не платил городу ничего и просто паразитировал на теле города, этим недовольны. Недовольные будут всегда. Просто надо хулиганов или тех, кто фактически ворует или крадет у города, таким образом призвать к ответственности. Можно сказать, что после введения этого закона ни одно место еще не выставлялось на конкурс. Компания, в которой я когда-то являлся учредителем или собственником, не получила ни одного места. Это, конечно же, голословные обвинения, но я не стал привлекать к ответственности ни за клевету, ни за какие-то действия, порочащие репутацию. Я считаю, что это просто мелочные нападки
- Кто-то может сделать вывод, что не делаете этого, потому что…
- Люди же всё видят и рассудят…
- У вас совместный бизнес был с кем-то из нынешних депутатов Гордумы?
- У меня в компании раньше работали Максименко и Болотин.
- А, кроме них, какие-то другие депутаты – ваши деловые партнеры?
- Поскольку город у нас маленький, я с очень многими находился или в дружеских или приятельских отношениях, или где-то пересекались. Но что такое совместный бизнес? Если я, например, прихожу в кафе «Калейдоскоп» покушать и мне просто очень нравится, импонирует Светлана Владимировна, это не значит, что у нас совместный бизнес. Хотя я с большой охотой могу провести какое-нибудь корпоративное мероприятие или день рождения у нее. Это не совместный бизнес, это просто отношения.
- А вот депутат Волков, вы же знаете такого депутата?
- Конечно.
- Говорят, вместе с ним создавали управляющую компанию.
- Кто создавал?
- Вы создавали.
- Нет, я не создавал с ним управляющую компанию. Как я могу создать?
- То есть это не более чем слухи, и никакого отношения к созданию управляющей компании и бизнесу с депутатом Волковым вы не имеете?
- Я являюсь муниципальным служащим. Депутат Волков был руководителем муниципального предприятия, на данный момент он создал управляющую компанию – также как и многие другие директора МУУМРов. Их достаточно много управляющих, есть такой, такой, такой…
- Ну, вот в том МУУМРе, где Волков и работал…
- Я не являюсь ни директором, ни учредителем…
- А кто ваш отец?
- Имя и фамилия? Или должность?
- Имя, фамилия… Я видел в биографии, что вы из семьи военного.
- Да.
- Хотелось бы узнать, поскольку в городе достаточно много говорится о том, что…
- Да? Вы меня хотя бы просветите, что говорится, а то я сижу и не слышу.
- Говорят, что чекист…
- Да.
- … и ваши успехи в бизнесе, да и отчасти сейчас, в политике, каким-то образом связаны с личностью вашего папы, его связями, влиянием и т.д. и т.п.
- Лузин Вячеслав Леонидович. Действительно, раньше являлся сотрудником Комитета госбезопасности. Сейчас пенсионер, на данный момент находится на пенсии, на заслуженном отдыхе. По поводу «успехов» – я один раз это видел в комментарии какого-то журналиста. Ни от кого из жителей города я это не слышал. Наверное, просто есть разные виды прессы. Есть пресса общественно-политическая, есть пресса достаточно серьезная, а есть пресса желтая, которой достаточно написать любую выдуманную историю, чтоб просто повысить свой тираж и читабельность. Это как бы бизнес, поэтому я не обижаюсь.
- Я не думаю, что разговор о родителях является признаком того, что СМИ, которое ведет такой разговор, - желтое. Или нет?
- Я имею в виду некие домыслы определенного журналиста, который сам придумывает, чтобы повысить тираж своей газеты. А по поводу моего отца - он ушел из органов госбезопасности тогда, когда я заканчивал институт. У него было свое охранное предприятие, у меня была своя компания. На данный момент он находится на пенсии.
- И никаких активных действий по продвижению сына он не предпринимал?
- Когда он работал в комитете госбезопасности, я учился в институте. Когда я закончил учиться, он к тому времени уже покинул органы госбезопасности и не мог оказывать влияния. Кроме того, он не занимал генеральских постов со всеми вытекающими.
- Понятно. Ян Вячеславович, когда куранты будут бить и настанет последняя минута декабря, вы осуществление какого желания загадаете на следующий год?
- Желание – такая вещь, которую не принято рассказывать, поэтому делиться до конца не буду. Есть такой анекдот. Золотая рыбка предлагает старому еврею загадать одно желание. Он говорит: «Хочу дом, машину, квартиру и 10 миллионов долларов на счет – это раз! А остальные можно загадывать или нет?» Я такому старому еврею уподобляться не хочу. Скажу честно, у меня, наверное, все желания будут связаны с моей семьей. А все, что связано с бытовой жизнью, политикой или еще какими-то вопросами - это больше зависит от человека.
Я всегда как считаю? Дорогу осилит идущий. Тот, кто хочет что-то делать, делает, ищет способы и решения. Кто не хочет ничего делать, тот говорит…
…Мне не нравятся те люди, которые находятся в таком апокалипсическом настроении, что «всё – будет кризис, какой смысл работать, всё равно все будет плохо». Это неправильно. Надо работать, надо четко представлять, чего хочешь добиться и обязательно к этому придешь, и все получится. А желание – это что-то от более высоких сфер, от Господа. Как я уже сказал, человек может предполагать, а Бог располагает. Поэтому если я что-то прошу и загадываю, то загадываю в личном плане, и это все связано с моей семьей.
- А чего хотели бы добиться если уж не в следующем году, то в течение ближайших лет, в политическом смысле – какие у вас амбиции?
- Те, которые были, я реализовал на данный момент - по максимуму, можно так сказать. Хотелось бы в той должности, которую я получил, которую мне доверили, сделать все, чтобы показать: я, команда Псковской городской думы и тот руководящий состав команды, который появится после выборов Сити-менеджера, смогут эффективно не просто выводить город из кризиса и поддерживать стабильность, а, действительно, его развивать.