Сегодня большой, едва ли не на тысячу посадочных мест, концертный зал областной филармонии был непривычно битком забит зрителями. Как вспоминали старожилы, лет 15-20 назад подобные аншлаги здесь при выступлениях политиков были не так уж и редки. Кто-то упомянул в этой связи искрометного Владимира Жириновского в лучшие для него 1990-е годы, кто-то – экс-губернатора Владислава Туманова с «Чайфом» на «подпевках» предвыборной осенью 1996-го… В последние годы БКЗ от ярких политических шоу успел отвыкнуть. Да и вообще, как мне кажется, с начала нулевых такой аншлаг из счастливых людей в Псковской области могут собрать единицы – прежде всего, первые лица российской эстрады.
Сегодня звезд шоу-бизнеса на сцене БКЗ сменила главная звезда региональной политики. Бенефис губернатора Андрея Турчака под названием «Отчет о деятельности администрации за 2012 год» в рамках сессии регионального парламента прошел с аншлагом. В БКЗ был приглашен весь политический бомонд. В роли безмолвных участников шоу на сцене выступили члены Совета областного Собрания: интересно, что некоторые из них о своем участии в «массовке» узнали уже непосредственно в зале.
Пафос постановки, которая обычно проводится в стенах областного Собрания в кругу депутатов, был понятен не всем. Но, видимо, сценарий показался настолько гладким и отрепетированным, что держать такой шедевр в рамках парламента показалось авторам преступлением.
Уже по окончании мероприятия злые языки из числа оппонентов губернатора говорили: мол, в зале были посажены традиционные для таких мероприятий «квакеры» (люди, которые хлопают в ладоши и впадают в экстаз, даже когда главный герой пьесы говорит «здравствуйте», и освистывают главных «злодеев»). По мнению других, все удалось – а именно доклад губернатора выглядел серьезно, фундаментально и выигрышно в сравнении с предыдущими.
Напомню, впервые Андрей Турчак выступил перед Собранием с отчетом о проделанной «антикризисной» работе в мае 2010-го. Тот спич мне запомнился, помимо прочего, и оценкой ситуации на губернаторском старте: «Убитые дороги, преданная история и культура, брошенный на произвол судьбы Псков, исключенный из региональной повестки город Великие Луки, «оптимизация», а точнее, ликвидация культурных и образовательных учреждений, загнанная в подполье общественно-политическая жизнь… Мы констатировали без иллюзий: на фоне других регионов России - область вымирает и стареет, уровень жизни населения падает, уровень экономического развития региона крайне низок». Впрочем, и сегодня, три года спустя, многие из произнесенных губернатором слов звучали в зале - причем, не только от него, но и от его оппонентов.
В апреле 2011-го доклад главы региона пришелся на «выборную» сессию, когда депутаты принимали решение сократить срок своих полномочий и совместить выборы в областное Собрание депутатов с парламентскими. Год назад (в апреле 2012-го), конкуренцию докладчику Турчаку составляли участники главного боя сессии – прокурор Тимур Кебеков и вице-спикер Собрания Михаил Гавунас. В этот раз соперничать с другими вопросами повестки сессии отчету первого лица не пришлось: их депутаты будут рассматривать завтра, во второй день заседания, который будет куда более традиционным.
Что касается самого выступления губернатора, то, думаю, не стоит пересказывать фабулу сюжета, хотя журналисты и некоторые из второстепенных героев заметили ряд несовпадений исходного «либретто» (например, которое озвучивалось на заседании правительства под председательством Дмитрия Медведева) с заявленными цифрами. Говоря уже более приземленным языком, непосредственно отчет, который занял рекордные чуть ли не полтора часа, оказался весьма полным и обстоятельным. «Нафаршированным» цифрами. Некоторые гости даже предположили, что это тоже входило в сценарий: эдакий «эффект Бариновой» (вице-губернатор, начальник финуправления Татьяна Баринова – авт.), которая славится фундаментальными докладами по бюджету, после которых теорема Пуанкаре кажется не такой уж и сложной. Губернатор рассказал о главных достижениях – росте валового регионального продукта на 42 млрд. рублей за последние четыре года, инвестиционных проектах и росте расходов на социальные нужды. Приведу лишь одну цитату: «Если раньше мы теряли с вами 11000 человек в год, вдумайтесь, это средний райцентр ежегодно, именно такой была разница между родившимися и умершими, то сейчас нам удалось сократить эту дельту до 6000 человек».
В остальном выступление (регулярно прерывающееся аплодисментами) напоминало не дежурный отчет, а, так сказать, политический задел на будущее. Не раз и не два Андрей Турчак вспоминал сегодня о губернаторских выборах. Многие из наблюдателей обратили внимание на программно-наступательный характер доклада и не преминули провести параллели с оставшимися в памяти мероприятиями в рамках предвыборных губернаторских кампаний прежних лет.
В отчете оказались, как говорят чиновники, «зашиты» и многочисленные уколы в адрес оппозиции (прошлый, кстати, тоже этим запомнился), и резкие заявления по вопросам, которые вызывали бурное политическое обсуждение и имели мало отношения к дежурной работе администрации. Началось все с оплеухи оппонентам, обвинявшим губернатора в попытке «выехать наверх» за счет закона Димы Яковлева. Губернатор сам заявил, что вопрос оказался излишне политизирован и вызвал «ангажированное отношение к региону». «Предлагаю лучше обсуждать квартиру моих родственников в Ницце или нарушения правил дорожного движения водителем губернатора», - грозно сказал Турчак и предложил к 2016 году сделать Псковскую область территорией, свободной от детдомов. Бурные аплодисменты.
Таким же жестким ответом оппонентам стала отповедь губернатора по поводу политического кризиса в Пскове. В своей речи Андрей Турчак обильно поливал городские власти дустом, а дерзкие стремления последних вести с губернатором споры назвал «попыткой прикрыть политическую импотенцию городской администрации».
Многие ждали развернутой речи губернатора о коррупционном скандале вокруг юбилея Изборска, о котором Турчак обещал рассказать по запросу коммунистов. Губернатор привел уйму красноречивых цифр, но кто виноват в скандале вокруг то ли 60, то ли 100 млн. рублей – подрядчик или придирчивый следственный комитет, - не стал.
Примечательно, что после легкого троллинга оппонентов в завершении выступления Андрей Турчак обратился к тому, что скоро выборы, и ближе к ним обстановка будет накаляться, попросив всех присутствующих удержаться в рабочем русле.
Ну а потом слово по сценарию перешло к «второстепенным героям». Возможно, авторам «пьесы» - после достаточно забойного выступления губернатора - стоило бы, пользуясь лексикой героя Андрея Миронова из «Человека с бульвара Капуцинов», «сделать монтаж»: к примеру, объявить антракт или вернуться на сцену большого зала областного Собрания. То есть попытаться спустить все на тормозах и не дать оппонентам в руки ни одного козыря. Но губернатор смело решил отвечать на вопросы своих политических оппонентов тут же, не сходя с места и не переводя дух. По мнению некоторых наблюдателей, это было ошибкой – так как в немалой степени оказался смазанным благоприятный эффект от самого выступления.
«Второстепенные герои», в свою очередь, были к герою тоже настроены по-разному, и некоторые вопросы были губернатору, безусловно, на руку: разберемся, решим, исправим! Потом дело дошло до двух главных раздражителей Андрея Турчака – руководителя фракции КПРФ Александра Рогова и главы фракции «Яблоко» Льва Шлосберга. Товарищ и господин выступали немного за рамками либретто, но, кажется, что если бы они даже спросили «который час?», то получили бы похожий ответ про «политическое бессилие». Больше всего досталось Шлосбергу, который не мог – по понятным причинам – распределить три отведенных фракциям вопроса среди всех депутатов своей фракции. Поэтому задавал их сам, вызвав, как всегда, у Андрея Турчака какие-то иррациональные эмоции. Сначала он дважды (или трижды?) обвинил яблочника во вранье, а позже угрожающе заявил, что прошли либеральные времена и «теперь передергивать факты никто вам не даст». При этом безапелляционно бросил собеседнику в лицо, что псковским врачам не нужен заступник Шлосберг. Ну а напоследок Турчак, зачем-то комментируя выступление оппозиционного политика, неожиданно для многих решил пошутить на национальную тему и заявил яблочнику: «Это, как говорят у ВАС в Одессе, - две большие разницы». После чего в зале вновь раздались аплодисменты и смех.
Удивительно, что белорусу Рогову не досталось что-то вроде: «Это вам не бульбу хавать». А что, было бы остроумно. Впрочем, наверняка в ближайшее время будут какие-нибудь переговоры с Иваном Цецерским, и эту домашнюю заготовку Андрей Турчак сможет применить.
Закругляясь, нужно отметить, что «постановка» оставила на редкость двоякое впечатление. Это словно классика чемпионатов по КВН, когда домашнее задание было подготовлено на «пять», а вот импровизация – провалилась. Гусман, может быть, и оценил бы шутку про Винни-Пуха, но все равно влепил бы «двушечку». С учетом того, что политические планы Андрея Турчака теперь предельно ясны, сложно представить, как молодой – по-прежнему молодой – губернатор будет вести политические дебаты с оппонентами. Прекрасно исполнив сольную партию, он сегодня потерялся в диалогах и рефлексирующем действии на сцене. Возможно, ему лучше перенять опыт старших коллег, которые уже взяли в моду отказываться от каких-либо значимых политических дебатов с оппонентами. Либо совершенствоваться в теории и практике, учить Станиславского и Немировича-Данченко. Главное – не забывать, что политика и актерское мастерство похожи: и там, и там очень важно не выпадать из образа. Одно дело – амплуа грозного и смелого главного героя, и совсем другое – роль раздраженно рефлексирующего персонажа.
Это, как говорят у нас в Одессе, - две большие разницы.
Денис Камалягин