Структура расходов консолидированного бюджета на 2013 год (млн. рублей)
Накануне сессии областного Собрания депутатов, на которой бюджет области будет рассматриваться в первом чтении, Псковская Лента Новостей беседует с руководителями фракций парламента об их видении финансового документа региона. О том, что больше всего волнует депутатов партии власти, корреспонденту ПЛН рассказал руководитель фракции «Единая Россия» Валентин Каленский.
- Валентин Григорьевич, каково общее впечатление фракции о бюджете?
- Этот вопрос сегодня беспокоит и интересует всех, и, я думаю, по одной простой причине: впервые выделено больше времени на обсуждение. Не знаю, комом или не комом получились общественные слушания - я тоже на них присутствовал, - но сам подход понравился. Но не очень понравилось, что было мало представителей от общественности.
- Большинство вопросов на слушаниях сводилось к нарастанию долга...
- Мы договорились, что перед принятием закона в первом чтении подготовим вопросы к второму чтению. Не то что, давайте мы примем, а потом… В заседании фракции активное участие принимали губернатор и его заместители, но основное время было отведено депутатам. Они говорили не только о параметрах для первого чтения: доходная, расходная части, заимствования, госдолг… Беспокоит госдолг? Да, беспокоит.
Структура собственных доходов консолидированного бюджета на 2013 год (млн.рублей)
Председатель комитета по бюджету Борис Полозов и на общественных слушаниях задавал эти вопросы, но, я считаю, то, что ответил губернатор – что мы не боимся этого – это хорошо. Но о чем говорил Полозов? О том, как будет наполняться доходная часть бюджета и за счет чего мы сможем гасить то, что будет накоплено. Я посмотрел бюджет за несколько последних лет, проанализировал доходную часть: она увеличивается, несмотря ни на что. Но она не увеличивается так, как хотелось бы.
Что нужно сделать, чтобы доходы были больше, чтобы мы могли гасить долги? Ведь не обязательно резко начать гасить долги уже в 2015 году. Но если мы будем видеть, что та площадка в Моглино начнет работать на полную мощность в 2014 году, а в 2015-м выйдет на свой пик, а только в 2017 оттуда пойдут реальные поступления, ну и что в этом страшного? Но и исполнительная власть, и депутаты должны быть в этом уверены, знать, какие предпосылки к этому есть, за счет чего будет расти доходная часть бюджета. Этот вопрос очень важный и щепетильный, потому что придет время, когда придется по долгам платить. За счет роста доходной части это сделать крайне сложно.
- Выручит ли бюджет реструктуризация долгов?
- Очень правильно губернатор сказал, что нам надо переводить долг из коммерческих кредитов в государственные. Для этого придется работать с Минфином и другими финансовыми институтами федерального уровня. Конечно, можно заемные средства не брать. Но куда ушел тот долг, который есть? На какие объекты? Мы быстро забываем тот уровень дорог, который был и который стал. А дороги сделались за счет дорожного фонда. Мы говорим: «Да, это надо! Давно надо было сделать!». А за счет чего?
Доходы консолидированного бюджета на 2013 год (млн.руб.)
Бюджет – это очень конкретная вещь. Есть доходы, есть расходы. Если вы хотите больше, то, пожалуйста, берите на себя ответственность. Озабоченность, насколько эта ответственность реальна, она очень правильная. Какой вопрос возник, когда мы получили на руки бюджет: все ли социальные программы, которые работают сегодня на территории области, будут сохранены? В принципе, все. А вот ко второму чтению возникает вопрос: насколько они будут сохранены. У нас есть перечень из 26 вопросов от депутатов ко второму чтению, и вопросы будут еще.
Есть вопросы с депутатами, например: нам надо предусмотреть выделение денег на тротуарные дорожки. А кто против? Но есть же у нас дорожное хозяйство…
- Кстати, у него один из самых больших фондов.
- Этот фонд еще надо увеличить раза в три, чтоб его хватило для муниципальных дорог. Я специально попросил сделать анализ, насколько будет меньше денег на муниципалитеты, дороги. С одной стороны, выделялось 30 млн., а будет 90 млн. рублей. Много. Но с другой стороны, закроет это потребность? Нет. Эту сумму надо увеличить, чтобы не только на дворовые площадки в Пскове и Великих Луках хватило, но и на районы. И когда мы говорим, что в Пскове в следующем году будет чего-то меньше, это не совсем корректно.
Расходы консолидированного и областного бюджетов на 2013 год (млн. руб.)
- Как раз хотел спросить у вас про ситуацию с Псковом. Пропорция между консолидированным бюджетом и непосредственно областным бюджетом растет не в пользу Пскова, да и в принципе доля муниципалитетов там все меньше.
- Многие вопросы с муниципального уровня забраны в область, это повлияло на соотношение. Это не недоверие к муниципалитетам, такова современная политическая ситуация.
Что касается Пскова: нельзя выделять какие-то отдельные муниципалитеты. Например, псковские депутаты говорят о необходимости платить по судебным решениям. Давайте тогда посмотрим по другим муниципалитетам, по их судебным решениям! Так не должно быть. Бюджет Пскова, конечно, непростой, но брать и говорить, что «нам надо», неправильно.
- Им нужно терпеть?
- Надо смотреть по доходной части, по нормативам, что-то выискивать. Вы с другой стороны посмотрите: а гарантии по водоканалу, который реализует проект по чистой воде, а строительство диспансера? Все это деньги, это проекты, которые неизбежно приводят к каким-то трудностям. Но, конечно, и нормативы по налоговым отчислениям в перспективе надо пересматривать.
- Да, и нормативы на лифты тоже.
- Понимаете, продлена программа по модернизации ЖКХ, надо посмотреть, может, там есть нормативы на лифтовое обслуживание. Понятно, что проблема для Пскова острая, но не менее понятно, что никто сейчас городу на одни лифты 480 млн. рублей не выделит: ни городской, ни областной бюджет это не потянут. Нужно искать возможности софинансирования. Например, софинансирование в газификации Псковской области очень полезно.
- Есть мнение, что именно софинансирование раздувает общую сумму расходов: чем в больших программах регион участвует, тем больше приходится вкладывать и своих средств.
- Да, конечно, это приводит к росту расходов. Что ж, можно и не участвовать в проектах. Остаться без той же газификации. Моя работа тесно связана с селом, я знаю, насколько важно провести газ в отдаленные районы, и не только для жителей: газ – это сохранение и развитие местных предприятий. Если резюмировать, то участие в программах необходимо, но надо, что называется, соизмерять аппетиты.
- При обсуждении бюджета часто озвучивается вопрос о сельской культуре.
- Работники культуры – это та категория людей, которая более всего обделена властью. Начиная от нормативов, которые разработаны исполнительной властью, и мы вынуждены уже в рамках этих цифр говорить о каком-то улучшении. Есть другой похожий вопрос – о затратах на одного школьника. Я все понимаю, но сама постановка вопроса некорректна: сравнивать городские и сельские школы неверно. Сельские школы нужно сохранять: численность сельского населения снижается, население области за последние годы сократилось на 40 тысяч человек, и в основном сокращение коснулось именно села.
Беседовал Денис Камалягин