Сцена / Фестивали

Писатель Белкин с запашком нафталина

08.02.2016 08:47|ПсковКомментариев: 15

Дневник фестиваля от Донецкого

«Повести Белкина» Московский театр имени Пушкина, 6 февраля, суббота, 18:00

После яркого и масштабного блокбастера «Маленькие трагедии», открывшего XXIII Пушкинский театральный фестиваль и поразившего публику постмодернистским драйвом, спецэффектами, зонгами, танцами, костюмами и монструозной сценографией, декорация арт-хаусных «Повестей Белкина» от Московского театра имени Пушкина выглядела более чем скромно, если не убого. Станцию изображал ряд скамеек да в центре куб, символизирующий, по-видимому, верстовой столб. Куб этот, впрочем, сыграл еще и роль стола, и роль ложа, и вообще - своего рода центра мира, пупа Земли, вокруг которого вьются истории из знаменитого цикла рассказов Пушкина: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель». На «Барышню-крестьянку» только почему-то рассказчика не хватило, но, видимо, вещь просто не лезла в хронометраж, нарушала некую художественную и сюжетную соразмерность.

Автор пьесы и режиссер Юрий Еремин собрал на одной станции разных рассказчиков, и они, ссорясь из-за лошадей, но все-таки вынужденные ждать своей очереди, начинают праздную болтовню: рассказывают друг другу забавные и увлекательные повестушки. Все эти персонажи, скрывающиеся под аббревиатурами (И.Л.П., К.И.Т., Б.В., сам станционный смотритель Самсон Вырин), рады поразить друг друга необычайной историей. А тут и верный писатель-хроникер кстати нарисовался - некто писатель Белкин с блокнотом. Еще живой. И истории-то все - одна другой необычайней: про отложенную месть, про женитьбу на неизвестной в метель, и счастливую невероятную встречу, про то, как мертвецы явились к гробовщику в гости, про то, как блудная дочь бросила бедного отца и укатила в столицу с обманщиком офицером. Белкин слушает да ест, в смысле - записывает. Позже сборник, как мы знаем, выйдет в печать, уже после смерти Ивана Петровича Белкина. Издатель - Пушкин.  

Форма спектакля - проще некуда. Театр пятерых актеров, не считая эпизодических персонажей, причем у каждого свой отдельный выход-бенефис. Получается как бы череда моноспектаклей, скрепленных местом действия и фигурой писателя Белкина. Если сравнений с «Маленькими трагедиями» все равно не избежать, то впечатление такое, будто на сцене вырубили весь свет и заглушили звук; так заглушили, что расслышать классический пушкинский текст стало весьма затруднительно. Я будто оглох, но, слава Богу, не ослеп. Потому что играли-то актеры Театра Пушкина  пластично, эмоционально, убедительно. Сбылась мечта тех псковичей, что якобы мечтают о классическом русском театре, быть может, и побитом молью, с нафталином, но зато в привычной по телеспектаклям 70-х реалистической манере. Вот вам костюмная драма по русской классике.

Присутствовал на сцене и проекционный телеэкран, с которым периодически, глаза в глаза с самим собой общался каждый из рассказчиков. Не знаю, как этот прием воспринимался 18 лет назад, в день премьеры, но нынче подобная режиссерская находка смотрелась как своего рода винтажный ход. Досадно, но звук при этих «телепередачах» совершенно исчезал. Стоило актеру дать реплику в сторону, или обратиться к экрану, как сцена глохла. И это не вина актеров, действительно талантливых и мастеровитых, а беда псковской сцены. Что-то не додумали акустики при реконструкции зала.

Повторюсь, трудно сейчас предположить, как воспринимался спектакль 18 лет назад, но сегодня это, по существу, чисто просветительский проект, не важно - для школьников или для взрослых. Главный герой «Повестей Белкина» - великолепный, чистый, живой русский язык. Язык Пушкина в лучших его речевых характеристиках.  Язык, исполненный актерами-мастерами. Это и образцы чтения в лицах, и просто актерская игра, великолепный мастер-класс для молодых псковских актеров, которых, к счастью, в зале было достаточно. Иногда один такой просмотр стоит  нескольких месяцев учебы.

Но просветительство просветительством, а было, разумеется, и искусство. Это я все по-снобистски про нафталин, а для многих «Повести Белкина» от столичного Театра Пушкина и есть подлинный образец театрального искусства. Слева от меня сидела дебелая дама, так финальные сцены спектакля вызвали у женщины целые потоки горячих подлинных слез. Это ли не вожделенный катарсис?

Пример «Повестей Белкина» от Юрия Еремина демонстрирует со всей наивной наглядностью, что у всякого театра имеется свой зритель, которому исключительно такой простой, как мычание, театр и подавай. Театроведы все спорят о трендах, о концепциях сочинительства, о художественных сверхзадачах, а оказывается, и любой старый проверенный прием вполне себе «работает», как бог из машины, вышибая из зрителя потоки слез.

Мальчик неумело метет метлой опавшие пожухлые листья, а женщина в зрительном зале рыдает. Подчеркну: не плачет тихо, а рыдает навзрыд. И что это такое? Как это объяснить? Не иначе старый нафталин перележал и обрел качества «слезящего газа».

Душа зрительницы умоется, и снова готова к трудам и заботам нового дня. Не это ли миссия театра?

Саша Донецкий

опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 253 человека
ПравилаКомментарии 15
08.02.2016 09:09
ПЛН, уймите уже этого автора! дневник фестиваля прекрасно ведут другие журналисты, а у Саши это плохо получается. Он по старой памяти пытается хохмить и остроумничать, но упускает из виду, что давно уже не торт, шуточки плоские, да и мыслишки так себе.
2
08.02.2016 10:07
Уберите Донецкого! Он ничего не понимает в театре, да и в журналистике тоже-пустобрех.
1
08.02.2016 10:18
Надо же, нашлись пониматели в театре. Они, видите ли, понимают в театре!- а Донецкий не понимает. Не слушай их, Саша, пиши исчо. Все равно ты лучший.
10
08.02.2016 10:43
"Сбылась мечта тех псковичей, что якобы мечтают о классическом русском театре, быть может, и побитом молью, с нафталином..."...Откуда этот высокомерный тон у пресс-секретаря театра? Профнепригодность и элементарное неуважение к потенциальным зрителям. Уже все поняли: постмодернистский драйв и нахрап (читай-Райхельгауз) вызывают у Донецкого восторг, сродни восторгу мальчика из глубинки, впервые посетившего "Макдональдс". И чего мы так смеялись над Злобинской? Хрен редьки не слаще. Тоже нахрапистое дилетанство и абсолютное непонимание и незнание темы "театр".
1
08.02.2016 11:04
А чего вы смеялись над Злобинской? над собой бы лучше похохатали. Театроведы псковские
8
для 08.02.2016 11:04 08.02.2016 11:45
Пионов понюхайте.
0
08.02.2016 13:14
про нафталин - это через %*&, #онечно, но этот спектакль не для большой сцены, однозначно.
0
МОДЕСТ. 08.02.2016 15:44
Как странно: сколько спектаклей посмотрел в нашем театре и никогда никто не жаловался на плохую акустику, на то, что артистов не слышно. Может дело не в акустике после ремонта, а в плохой работе актёров? Поставленный актерский шёпот будет слышен в последнем ряду. Значит, режиссёр дерьмовый и актёры второсортные.
4
08.02.2016 15:48
Донецкий выполняет заказ Кладько: "ругай театр после ремонта, нужно его переделывать". Вот Саня на акустику бочку и катит.
0
для 08.02.2016 15:48 08.02.2016 17:42
Какие заказчики, такие у них и исполнители.
0
08.02.2016 19:47
"Повести Белкина" - это и есть классический русский театр. А акустика действительно - хуже нарочно не придумаешь. Но это претензии к строителям, а не к актёрам.
2
08.02.2016 20:10
Уже не прессекретарь - пропил Саша должность. Адье!
1
15.02.2016 23:13
Честная рецензия!
0
18.02.2016 22:49
МОДЕСТ.
08.02.2016 15:44
Акустика в таком длинном зале не может быть хорошей. Ремонт неплохой, но с залом ничего сделать нельзя св плане акустики
.
0
18.02.2016 22:56
"Новые, свежие" прочтения иногда удивляют. Интересно, что бы сказали авторы, увидев порой интерпретации своих пьес. Переписывают тексты, финалы, вписывают сцены, вводят персонажей. Авторские права авторов, которых нет кто охраняет?
Пушкин -гений, у него всё выверено и точно, так что прочитывать его по новому каждый режиссёр Пупкин не должен.
0
Рейтинг@Mail.ru