Отмену визового режима между Евросоюзом и Россией тормозит отсутствие договора о госгранице между Эстонией и Россией. Такое мнение высказала депутат Европарламента Кристийна Оюланд в интервью для «Независимой газеты». На данным момент договора о границе между странами нет, граница определяется по факту, но документально не зафиксирована. Оюланд высказала предположение о том, что Рийгикогу может просто не ратифицировать соглашение о безвизовом режиме между Евросоюзом и РФ, когда оно будет все-таки достигнуто.
Сегодня в Госдуме пройдут переговоры российских и эстонских парламентариев. По сведениям «НГ», одной из главных тем для обсуждения станет вопрос о границе между Россией и Эстонией, договор о которой до сих пор не заключен. Эстонцы дают понять, что данная проблема может сказаться на заключении Россией соглашения о безвизовом режиме с ЕС. Ряд евродепутатов рассказали, почему отмена виз с Евросоюзом может быть достигнута лишь к 2020 году.
О том, что граница будет наиболее важной темой на сегодняшних переговорах, рассказал в беседе с «НГ» депутат финского парламента Имре Соар. Отметим, что сейчас договора о границе между Эстонией и Россией нет – по факту она определена, но документально не зафиксирована из-за разногласий сторон. Сейчас, по словам Соара, на российско-эстонской границе зачастую происходят комичные случаи. Недавно, по его словам, на территорию прибалтийской страны со стороны России проникли 40 вьетнамцев, причем без каких-либо отметок о пересечении российской границы. Когда у них спросили, откуда они приехали, они ответили, что из Вьетнама. По-английски они не говорили, по-русски тоже. Надо ли упоминать, что общей границы с Вьетнамом у Эстонии нет. Сейчас ее власти решают, куда депортировать нелегалов – обратно в Россию или все-таки во Вьетнам.
Заключение договора о государственной границе мешает отмене визового режима России с ЕС, заявила экс-министр иностранных дел Эстонии, ныне депутат Европарламента Кристийна Оюланд. По ее словам, местный парламент может попросту отказаться ратифицировать соглашение о безвизовом режиме ЕС–Россия, когда оно будет достигнуто. Напомним, что после заключения подобного соглашения его должны ратифицировать парламенты всех стран – членов Евросоюза. В марте в российском МИДе заявили, что переговоры об отмене виз могут завершиться до конца 2014 года, хотя ранее там надеялись заключить подобное соглашение уже к Олимпиаде в Сочи. В Евросоюзе к таким срокам относятся с недоумением. «Россия еще в декабре 2011 года подписала список мероприятий по достижению безвизового режима, однако с того времени ваша страна не продвинулась ни на шаг, – отмечает Оюланд. – В Европе многие, и я в том числе, поддерживают идею о безвизовом режиме с Россией. В частности, мы предлагали начать с безвизового въезда для отдельных категорий россиян, например студентов и журналистов, но пока сделать этого не удается».
Данную информацию подтвердила и депутат финского парламента, вице-президент Альянса либералов и демократов «За Европу» (группа ALDE в Европарламенте) Астрид Торс: «Наша страна, как часть Евросоюза, хотела бы стать максимально открытой для русских.
Однако процесс должен быть обоюдным – например, сейчас, насколько я знаю, финским студентам, которые хотят пройти практику в финских компаниях в России, довольно непросто получить российскую визу». По ее словам, перспективы достижения безвизового режима не так близки, как это представляется российским дипломатам: «Это может произойти к 2020 году».
Сегодня европейцы разделились на два лагеря. Часть из них считает, что России надо разрешить безвизовый въезд, чтобы как можно больше наших сограждан видели, как живут люди в Европе, и сравнивали их уровень жизни с российским. Другие считают, что вопрос о визах надо напрямую увязать с вопросом соблюдения прав человека и правил Совета Европы, которые регулярно нарушают российские власти. Пока победу одерживают сторонники умеренной риторики в адрес российских властей. Как заявил глава комитета по международным делам британской партии Либеральных демократов Роберт Браун, диалог с российскими властями более ценен, чем отказ от него.