Приходит Вовочка из школы, дает папе дневник посмотреть. Папа читает: «Русский - 2, математика - 2, физика - 2, музыка - 5. Господи, этот болван еще и поет!» Видел бы папа Вовочки современные школьные программы! Ритмика, шахматы, ГТО, Основы религиозных культур и светской этики, кое-где даже три иностранных языка в начальной школе, в том числе китайский.
Вовочки сегодня и волонтерством занимаются, ведь книжка добровольца дает дополнительные баллы при поступлении в вуз. Плюс кружки и репетиторы по плану... Неудивительно, что новости о том, что в скором времени в псковских школах появятся уроки по футболу, вызвали в родительской среде самые противоречивые чувства.
Поддержке детского и профессионального футбола в Псковской области в последние годы уделяют много внимания: создана автономная некоммерческая организация «Футбольный клуб «Псков», отремонтированы городские стадионы - «Машиностроитель», при условии появления дополнительных газонов, примет все сборные команды по видам спорта, а «Локомотив» станет местом базирования будущего регионального центра футболистов.
Решены вопросы о финансовой поддержке молодых футболистов: на эти цели в областном бюджете предусмотрена субсидия Пскову в размере более 20 млн рублей. Софинансирование из городского бюджета составит 5 млн рублей. Планируется, что эти средства регионального и городского бюджетов полностью покроют необходимые потребности по содержанию детских команд на год. По словам и.о. председателя комитета по спорту Псковской области Елены Чернышовой, речь идет о 350-ти начинающих спортсменах и 16 тренерах.
Фото: https://vk.com/ldf_pskov_obl
В рамки общей концепции развития футбола в регионе логично укладывается и обсуждаемое введение уроков по футболу в школах области. Как пояснил руководитель областной федерации футбола, замглавы администрации Пскова Александр Коновалов, в системе общего образования введено три обязательных урока физкультуры. С сентября один урок физкультуры станет уроком по футболу. Такая программа разработана Российским футбольным союзом совместно с Минобрнауки.
«Это не просто чиновники от футбола и образования щелкнули пальцем и сказали: «А теперь все идем играть в футбол», - подчеркнул чиновник. - РФС подготовил большую методическую базу, уже внедряются онлайн-лекции для учителей физкультуры по тактическим правилам и истории футбола». Кроме того, по его словам, в федеральном бюджете будут предусмотрены средства, которые пойдут на кружковую работу в каждой школе, а также на развитие спортивной инфраструктуры, системы соревнований среди школьников и на создание центров подготовки футболистов, которые должны выискивать футбольные таланты и поднимать их наверх.
Действительно, когда говорят о появлении уроков по футболу, имеют в виду не только Псков, но всю Россию в целом. Пилотная программа будет протестирована в Татарстане, Нижегородской и Свердловской областях. Если практика приживётся, её распространят на все субъекты страны.
В Российском футбольным союзе заявляют, что «урок футбола, заменяющий третий урок физкультуры, должен стать уникальной стартовой площадкой для знакомства детей со спортом номер один. Мальчики и девочки научатся базовым приёмам владения мячом и комбинациям в футболе; узнают больше о футболе в своём регионе и «прокачают» навыки, которые пригодятся им на протяжении всей жизни».
На сайте Министерства просвещения РФ в Реестре примерных основных общеобразовательных программ даже выложены примерные рабочие программы по модулю «Футбол».
Честно говоря, человека неподготовленного они могут привести в состояние испуга. Всего пара примеров. «Остановки мяча. Остановка с поворотом до 180° изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей. Остановки мяча изученными способами на высокой скорости движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий». Дальше - еще интереснее: «Финты: «уходом», «ударом», «остановкой» в условиях игровых упражнений с активным единоборством и учебных игр»; «Ловля мяча без падения и с падением в ноги. Применение техники полевого игрока для обороны ворот. Ловля, переводы и отбивания различных мячей, находясь в воротах и на выходе из ворот. Броски руками и выбивания мяча ногами на точность и дальность». Предусмотрено программой и участие в соревновательной деятельности на внутришкольном, районном, муниципальном, городском, региональном, всероссийском уровнях.
В принципе, для обычного мальчишки, который все лето гоняет мяч во дворе, это, наверное, предел мечтаний. Но есть ведь и вполне обычные девчонки, которым ехал-болел этот футбол. Среднестатистическую «мамину дочку» даже обычные занятия по «физре» приводят в ужас: при одном виде всех этих канатов, коней и козлов можно войти в ступор. Да и среди мальчишек не все фанатеют от футбола.
А тут - «показывать результаты не ниже среднего уровня, при выполнении нормативных требований ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Мнения псковичей о необходимости уроков футбола в школах разделились примерно поровну. Опрос, организованный на странице Псковской Ленты Новостей ВКонтакте показал, что 42,4% поддерживают эту идею, считая, что подвижные игры пойдут детям только на пользу, еще 6% уверены, что благодаря урокам футбола у нас появится шанс воспитать новых чемпионов. 21% недоумевает, зачем всех грести под одну гребенку, еще 26% выбрали вариант ответа «Лучше бы наладили преподавание общеобразовательных предметов» (в сумме - 47%). 2,9% не понимает, как можно проводить уроки, не имея учителей с соответствующей квалификацией (в Пскове известны случаи, когда шахматы вели учителя по музыке и изо).
Вопросы возникают и у профессионалов. Например, для директора сети фитнес-клубов «S-Fitness» Георгия Пономарева футбол - самый любимый вид спорта. Он и сам играл, и смотреть любит, но искренне не понимает, зачем делать футбол частью школьной программы. «Дело даже не в том, что не все учителя физкультуры футболисты и не в том, что нет материально-технической базы - вспомните залы в школах, - говорит он. - А в том, что главное в школьных уроках физкультуры - здоровье ребёнка и его пропорциональное развитие. То есть умение прыгать, бегать, подтягиваться, отжиматься и так далее, а не умение принимать мяч под стопу и бить «с носка». Специализацию ребёнок выберет на доп. секции, а не в школе».
Сходная точка зрения и у многих псковичей, которые поделились с нами своим мнением. «Кто хочет играть - пусть играет, а поголовно всех загонять - как это будет выглядеть? - объясняет, например, отец двоих детей Федор. - Я бы не хотел, чтобы у меня в детстве был урок футбола. Я и так знаю, что это за игра, во дворе летом играли всегда. Я не против, но особой нужды в этом не вижу».
«У меня ребенок не очень спортивный. Перед каждым уроком физкультуры она рыдает, потому что учитель постоянно говорит ей о том, что она бесперспективная, - рассказывает Ольга. - А ее еще хотят заставить играть в футбол. Если чиновники от образования будут вводить дифференцированно, для тех, кому это реально интересно, ради бога, я только за. Но только надо понимать, что не каждый ребенок, даже мальчик, готов посещать такие уроки. Чисто психологически: не каждый готов бегать, мячом получать - это все-таки травмоопасный вид спорта. В классе 33 ребенка, Я слабо себе это представляю, мне это кажется очередной утопией. Лучше бы усилия приложили на развитие нормального специализированного детского спорта - на кружки по футболу тому же самому».
«А почему именно футбол? - задается вопросом Кристина. - Может, мне баскетбол нравится? Или водное поло? Или вообще йога. Зачем концентрироваться именно на этом виде спорта? У нас есть урок физкультуры, где в первой половине мы попрыгаем, разомнемся, а оставшиеся можем играть в любой вид спорта».
Пенсионерка Галина Алексеевна, у которой подрастают двое внуков-мальчишек, категорична: «Лучше бы они ЕГЭ отменили: дети толком разговаривать не умеют. Что до футбола, то мне вспоминается, как меня на уроках труда в деревне обучали на тракторе ездить. У меня была твердая «тройка» по этому предмету и меня называли лентяйкой. А я этого трактора боялась как огня. А еще была военная подготовка - вот ее бы лучше ввели, а не футбол. Или этику семейной жизни».
Удивился нашему вопросу про уроки футбола и семиклассник одной из псковских школ Кирилл: «Что? Зачем? Это плохо: я буду тратить 40 минут на футбол? Даже если это полезно для здоровья, я думаю, в нашем классе никто не захочет играть. Может, только две девочки, остальные - сомневаюсь».
Общую обеспокоенность и скепсис горожан развеял в разговоре с нами председатель комитета по образованию Псковской области Александр Седунов.
Он напомнил, что в соответствии с Законом об образовании разработка образовательных программ принадлежит самой школе. Три урока физкультуры в большинстве псковских школ практикуется уже достаточно давно. Многие образовательные учреждения проводят эти уроки в субботние дни, прибегая к самым разнообразным форматам: это и занятия ритмикой, и игровые виды спорта, и занятия на улице. Все зависит от программы школы и конкретной ситуации.
«Сегодня школа вправе определить направления обучения, - подчеркивает Александр Седунов. - В том числе исходя из мнения родителей, из потребностей и возможностей наличия соответствующей технологической базы». Следовательно, образовательные организации Псковской области самостоятельно будут принимать решение о введении в свою программу урока по футболу в рамках занятий по физкультуре.
Руководитель комитета отметил, что на данный момент в регионе уже есть школы, где дети занимаются и футболом, и другими игровыми видами спорта. На сегодня в 34 школах области в рамках проекта «Самбо в школы» поставлено все необходимое оборудование и ведется преподавание по самбо. Есть даже школьные команды регби, которые показывают достаточно хорошие результаты.
Александр Седунов заверил нас: программа школы в соответствии с ФЗ формируется изначально исходя в том числе из мнений и пожеланий участников образовательного процесса. «Такими участниками являются и дети, которые вправе выбрать какие-то элективные курсы, и, безусловно, родители как законные представители детей, которые вправе выбирать отдельные предметы из вариативной части и заниматься этим как во внеурочное время, так и на уровне кружков дополнительного образования в самой школе», - говорит он.
Футбол в России больше, чем футбол. Но здравый смысл пока тоже никто не отменял. Теоретически, у псковских родителей есть право выбора программы, физкультура здесь - не исключение. Как все будет реализовано на практике - посмотрим. Лишь бы родителей и их мнение не отфутболили в итоге.
Елена Никитина