К половине первого дня в среду на Замковой горе в Себеже собралось немало жителей, как минимум полсотни себежан топтались вокруг ям свежего раскопа, и рядом с небольшим столиком, на котором аккуратно были разложены археологические находки, преимущественно керамика.
Тут же ожидали приезда первого лица области председатель комитета по культуре Александр Голышев, директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев, руководитель раскопок на Замковой горе Борис Харлашов.
- А точно губернатор приедет? – Спросила у меня старушка глубоко за 70.
- Точно. – Уверил я ее. - Уже в пути.
- Ох, хоть посмотреть на губернатора. – Обрадовалась бабушка, пришедшая на Замковую гору явно за новыми впечатлениями, то есть развлечься.
И все-таки большинство жителей, бросивших дела ради Замковой горы, пришли абсолютно сознательно – донести до губернатора свою точку зрения. А если судить по тому, что все они – как оказалось - были единодушны в своем мнении – кресту с мечом быть! – возникало даже подозрение, что толпа «организована» местными властями.
Старушке, падкой на впечатления, суждено было ждать недолго. Буквально минут через пять приехал губернатор Андрей Турчак, и сразу стал вникать в результаты раскопок, о которых ему поведал Борис Харлашов.
Главный итог - научное открытие состоялось: Себеж существует с 12-го века, а не с 15-го, как все привыкли думать, ориентируясь на письменные источники.
Для ученых, впрочем, более ранняя дата основания Себежа никогда не была секретом. Просто этим летом гипотеза получила документальное подтверждение.
- С точки зрения археолога мы извлекли стандартный набор предметов, но для Себежа, поскольку раскопки здесь проводятся впервые, это первый вклад в изучение древней истории города. – Констатировал Борис Харлашов. - И вклад результативный. Суть наших работ заключается не только в том, чтобы провести раскопки на Замковой горе, мы еще будем делать шурфы территории Замковой горы, чтобы определиться с параметрами.
- Сколько вам еще нужно времени? – Спросил губернатор.
- Ну, еще нужно недели две-три нам поработать. – Ответил археолог. – Тогда мы будем иметь полную картину по культурному слою Себежа.
- Сделаем объект охраны и его паспортизацию к 1 сентября. – Прокомментировал положение дел председатель областного комитета по культуре Александр Голышев. – Важно, что подобно Пскову, где основа охраны – детинец, так и в Себеже основой станет Замковая гора. Эти две-три недели убедили нас, что люди в Себеже жили уже в 12-м веке, а то и раньше. – Продолжил председатель концептуализацию первых результатов раскопок. – Хотя и нужно признать, что комплекс изувечен сильно, и не недавно, а за всю историю.
- Практически никаких следов захоронений немцев здесь мы не обнаружили. После войны была эксгумация. – В свою очередь пояснил Борис Харлашов ситуацию с бывшим немецким кладбищем времен Второй мировой войны.
В ходе раскопок был обнаружен немецкий солдатский медальон и остатки мундира, а когда весной рыли котлован под фундамент, рабочие нашли солдатский ботинок. Тоже немецкий.
- Вот как народ говорил, где немецкие захоронения, так и оказалось. – Вставил свое пояснение Александр Голышев.
Губернатор поинтересовался у себежан, которые пришли на Замковую гору, что они думают о прошедших слушаньях по судьбе поклонного креста. И здесь слово взял себежский краевед Владимир Спириденков, сразу задавший резкий и воинственный тон дискуссии.
- Великая просьба: примите правильное решение для района. – Призвал губернатора краевед, пожаловавшийся, что общественный деятель Лев Шлосберг назвал его в своем блоге «фашистом». – Такое впечатление, что по Себежу пробежались скунсы, стравили людей.
- Скунсы - это не оскорбление? – Решил уточнить губернатор.
- Нет. – Заявил краевед. – Это метафора. Если будет принято решение не в пользу большинства города, то это плевок в адрес депутата районного собрания, удар по авторитету главы района. А авторитет становится большим, потому что город начинает оживать. Тот же памятник Гердту...
Посвященные в себежские разборки люди тут же поняли, что речь идет о поклонном кресте, который власти Себежа хотели установить на Замковой горе, да были остановлены кампанией в СМИ, которую и организовал Лев Шлосберг.
Замковая гора на месяцы стала настоящей «горой преткновения», спровоцировав, - в том числе, - и обострение собственно политической борьбы в Себежском районе.
Краевед принялся жаловаться, что в блоге Шлосберга сюжет о скандале вокруг Замковой горы проходит под рубрикой «Сукины дети» и «Слуги Дьявола», а многие себежане названы «фашистами» и «варварами».
- Да, взбесившимися колхозниками... – Крикнул кто-то из толпы.
И по форме, и по сути выступление краеведа перед губернатором напоминало донос на политического оппонента.
- Все, кто против Шлосберга, фашисты, а все, кто за, милые люди. – Кипятился Владимир Спириденков. – Поносят православного священника Петра Нетребу. Главу района сравнили с Гитлером. Я вот до вас довожу...
- Я тоже люблю Интернет почитать. – Вставил реплику губернатор, вероятно, намекая, что хорошо знаком с псковским виртуальным пространством.
- Примите, пожалуйста, правильное решение. – Еще раз повторил краевед. – И стал докладывать губернатору о том, какую деятельность в Себеже развернул лидер псковского «Яблока».
- Это не предмет нашей сегодняшней встречи. – Решил наконец осадить «правдоискательский» порыв себежского краеведа Андрей Турчак. - А отдельного разбирательства. Начнется избирательная компания, и я думаю, дадут оценку этим действиям.
- Это не жалоба. – В свою очередь решил «откреститься» от роли жалобщика Владимир Спириденков.
- По памятнику Гердту собирались, обсуждали? – Перевел губернатор разговор в другое, менее политизированное, русло.
- Да, обсуждали. Было четыре проекта. И выбрали тот, который всем нравится. – Обрадовал губернатора краевед. – И вновь перекинулся на политику, объявив губернатору, что даже он сам, член КПРФ, работает на «партию власти», в одной связке, пока «кто-то (понятно, кто) вбивает клин».
- Сейчас единственно правильное решение – завершить раскопки. Законсервировать то, что сделали строители. И, после того, как появится паспорт объекта, перейти к благоустройству. Я предлагаю в этом сезоне больше ничем не заниматься. – Поставил точки над сумбуром Андрей Турчак. – Необходимо открыть в этом году памятник Гердту. А вопрос по кресту, какой нужно поставить – тот, который уже сделан, или какой-то иной – обсудить позже. Здесь тоже нужно представить несколько вариантов, причем именно поклонных крестов. И выбрать тот, который будет отвечать эстетическим критериям.
- Еще один плевок в лицо граждан Себежа! – Не мог успокоиться краевед. – Они уже не против креста. Но предложили место для его установки – въезд в Себеж на месте бывшего скотомогильника. Ну, куда же это дальше идти?
- Этим годом: раскопки, паспортизация объекта наследия, консервация и подготовка фундамента. – Еще раз подвел итоги губернатор. – После чего появляется несколько проектов. В том числе, и нынешний. Так же как и с памятником Гердту, все это выносится на обсуждение, на голосование. Выбирается и устанавливается. Как он будет финансироваться? Может быть так, как и памятник Гердту. Будут народные деньги, найдем спонсоров, лично я поучаствую как гражданин. Благоустройство обязательно в этом году, чтобы все, что раскопано, не раскисло. Принимаем этот вариант? – Обратился Андрей Турчак к народу.
Однако далеко не все себежане были согласны, а высказались в том духе, что крест нужно установить как можно скорее, уже в этом году, осенью, мол, все они уже обсудили и решение приняли.
- Я все-таки хочу, чтобы мы не ограничивались одним проектом. – Вторично определил свою позицию губернатор. – Я сам предложу проект. У меня лично имеется свое собственное виденье, как именно должен выглядеть поклонный крест. Да мы и не успеем его установить в этом году. Тут еще большие работы по благоустройству предстоят.
- Здесь такой раздрай из-за этого креста. Нужно закрыть тему Замковой горы. – Предложил форсировать события глава района Леонид Курсенков.
- Тема Замковой горы никогда в жизни не будет закрыта. – Не согласился с главой района губернатор. – Особенно если учесть, что на два века передвинулась дата основания Себежа.
- Чтобы крест стал крестом мира, а не раздрая, можно найти хороший поклонный крест в Себежском районе, коих у нас много, они просто валяются брошенные, и установить, чтобы он стал добрым символом и спасением Замковой горы. – Внес свое предложение Александр Голышев.
Губернатор в четвертый раз за 20 минут повторил свое предложение, - раскопать, снабдить паспортом, законсервировать, благоустроить в этом году, а проект выбирать и устанавливать уже в следующем, попрощался с себежанами и отбыл в следующий пункт программы своего визита в Себежский район.
Себежане же остались со своей Замковой горой, страстные разборки вокруг которой отнюдь не закончились, а, учитывая разгорающуюся предвыборную кампанию, только начинаются.
Правда, с одним «но»: теперь мы имеем внятно сформулированную и отчетливо озвученную позицию областной власти.
Александр Донецкий