Как из бытовой ссоры столичных дачников и местных рыбаков может родиться гражданское общество
- Знаете, у нас в роду все мужчины «правду искали»...
Знакомьтесь: Игорь Батов, 55-летний предприниматель, занимающийся производством стройматериалов - из знаменитого на Псковщине рода Батовых. В начале XX столетия в Пскове не было, пожалуй, человека известнее и зажиточнее, чем купец-старообрядец Петр Дионисиевич Батов, начавший свою «карьеру» в 1850-х годах обычным прислужником у купца 1-й гильдии (кстати, тоже старообрядца) Василия Хмелинского. Мой собеседник тому Батову - не прямой потомок: он «пошел по линии» брата Петра - Ивана. Заодно Игорь является и внучатым племянником еще одному брату «псковского» Батова - дважды Герою Советского Союза, восемь раз (! - столько же, сколько, например, Брежнев, Буденный, Василевский, Ворошилов и Туполев) награжденному орденом Ленина генералу армии Павлу Батову - тому самому, который 70 лет прослужил сначала в царской, потом в красной, а затем и в советской армиях, и войска которого первыми форсировали Одер и открыли путь на Берлин. Такая вот родословная!
Игорь до поры до времени из «традиции рода» выбивался: заметной общественной фигурой не был и занимался собственным делом. Но в последнее время он начал писать в СМИ о разных упущениях и нарушениях: то о том, что центральный мост Пскова аккурат возле дома купца Батова дышит на ладан и необходимо срочно проводить его обследование и ремонт опор, то о том, что где-то незаконно перекрыт выход на берег водоемов. С внимания к «захвату берегов» и началась эта история. И не случайно: Игорь - сам заядлый рыбак.
- У евреев есть шабат - священная суббота, когда они не должны работать ни при каких обстоятельствах. А у нас с друзьями свой шабат: священная субботняя рыбалка. Что бы ни случилось - дождь, снег, день рождения или другой праздник - мы в субботу едем на рыбалку, - рассказывает он по дороге в Гдовский район, куда мы направляемся, чтобы разобраться в обстоятельствах произошедшего с друзьями Батова инцидента.
Инцидент произошел в начале июля на берегу Раскопельской бухты Чудского озера в деревне Подлипье. Места здесь красивые и заслуженно пользующиеся популярностью у любителей отдыха на природе. Среди них - немало питерцев, для которых в таких случаях 240 километров - не расстояние. Тем паче, та самая деревня Подлипье сейчас почти сплошь заселена дачниками из «северной столицы».
С ними-то и произошел конфликт у супружеской пары рыбаков - друзей Игоря. Те как обычно приехали на берег в Подлипье, спустили на воду лодку и поехали рыбачить. А когда возвращались, местные дачники сделали им замечание: рыбаки - и здесь, конечно, была их вина - подходили к берегу на моторе, а не на веслах, да вдобавок не отогнали автомобиль от берега на 50 метров, как того требует природоохранное законодательство.
Со слов друзей Игорь описал все это в рубрике «Интерактив» на сайте Псковской Ленты Новостей так: «Когда они вытаскивали лодку в единственном оставшемся месте подхода к берегу (остальной многокилометровый периметр ВЕСЬ огорожен частниками), на них и еще одного псковского рыбака налетело штук двадцать питерских, в основном, женщин: «Что вы тут плаваете, мы здесь хозяева, мы здесь отдыхаем! У вас мотор, вы здесь пачкаете». Угрозы избиением, порчей машины (в стороне стояла возле дороги), оскорбления, в том числе и матерные, до драки чудом не дошло. Куча просто распоясавшихся баб устроили визг и гвалт, единственное, что успела вставить в этот ор эта очень доброжелательная и вежливая семья: «Вы вообще-то здесь в гостях...» Дальше просто не давали слова вставить».
Затем он сам съездил в Подлипье, после чего написал на ПЛН продолжение истории, описав, попутно, и «соседнюю» проблему.
«…Несколько слов об этом трехметровом проходе в озеро через стену камышей, которая окружает весь залив. В советские времена был выкопан канал, позволяющий приставать лодкам. Вокруг все заросло камышами, заилилось и лишь благодаря движению лодок рыбаков это мочило ещё не заросло. Рядом, на дороге, ведущей к бывшему пирсу рыбхоза и месту парковки рыбаков-любителей, шлагбаум и забор. Забор уже второй, первый разобрали втихую недовольные местные.
Оставшийся пятачок в прошлом году дачниками был огорожен металлическими столбами, которые сломали также местные, ибо там зимник, и там ходит через залив транспорт и снегоходы. Неудавшаяся попытка огородить и ограничить доступ в последнее место, где можно устроиться рыбакам, подхлестнула дачников на более радикально-оккупационные меры. Невзирая на возмущение местных (один очень метко высказался: я не хочу ходить на пляж с ключом, даже если он будет мой!), без оформления, затеяна аренда последнего участка берега с огораживанием и оканавливанием, и даже уже собраны дачниками деньги на эти работы. Однако уже написано письмо в администрацию против этого, подписанное всеми местными жителями.
Чем закончится эта «аренда», можно увидеть на примерах берега дальше. Рядом - турбаза «Подлипье», там третий, и самый лучший участок берега в окрестностях деревни. Вы думаете, он огорожен турбазой? Нет, там очередной «дачник», скупивший 6 га берега. Выход с турбазы к озеру перегорожен трехметровым забором, где огороженный пляж.
О таком и мечтают дачники победнее. Турбазе же остался «обход» частных владений с «пляжем» без воды. А хапнувший полберега частник распродает участки по 50 000 руб. сотка. Турбаза подавала жалобу в прокуратуру, но безрезультатно.
До последних пары лет местные жители мирно сосуществовали с рыбаками и приезжими. Но, скупив лучшие куски берега и деревни, пришлые почувствовали себя хозяевами и всей остальной окружающей территории и уже самовольно ограничивают доступ и в места общего пользования. Я спросил одного питерца: «А если вы решите загорать на Невском проспекте рядом с вашим домом, вы тоже будете огораживаться от мешающих вам машин и пешеходов канавой и забором?» На что получил ответ: «Это наш пляж, нечего здесь мусорить!»
Ситуация в Подлипье, да и думаю, в большинстве прибрежных деревень, просто взрывоопасная. Местные жители в открытую говорят о поджогах…»
На этом дело не остановилось: Игорь Батов написал на ПЛН и пригласил корреспондента вместе съездить на этот берег преткновения, дабы сообща разобраться в закрученной чехарде взаимных претензий рыбаков и дачников. И тут же… создал в социальной сети «Вконтакте» группу новоявленного движения «Свободный берег».
…В Подлипье мы приехали рано утром. Берег действительно зарос тростником, в котором была только узенькая протока: купаться в ней - разве что зайти ополоснуться: даже плыть некуда, кроме как вдаль на открытую воду.
- Пляж раньше здесь был отдельный, хороший: вот тут, буквально в тридцати метрах от канала, по которому лодки выходят в озеро, - показывает мой собеседник. Сейчас ничего не указывает на то, что в сплошных зарослях прибрежного тростника когда-то на песочке загорали дачники.
- А сейчас мы еще вон туда съездим, - показал Игорь Батов, новоиспеченный лидер общественного интернет-движения, налево, где виднелись какие-то хозяйственные постройки. - Раньше там была пристань, принадлежавшая местному рыболовецкому колхозу, и на берегу, где импровизированный пляж, лодки на воду редко спускали, основная масса рыбаков пользовалась более удобным подъездом с пирсом.
Теперь пристанью воспользоваться у рыбаков нет возможности: кто-то купил эту землю и на въезде поставил шлагбаум да повесил на него замок. Пройти - можно, проехать с тяжелой лодкой - нет.
- Я еще буду писать в прокуратуру: пусть проверят, законна ли была продажа этой земли и на каких основаниях огорожен подход к воде, - заявил Батов.
Затем мы вернулись назад. Еще издали у пляжа заметили группу собравшихся местных жителей. «О, точно как и договаривались: ровно в 10!» - с удовлетворением заметил Батов. Он загодя через «коренных» жителей Подлипья «забил стрелку» недовольным рыбаками дачникам.
Подъехав и поздоровавшись, Батов сообщил им (преимущественно, женщинам), что приехал поговорить о случае, произошедшем с его друзьями. В этот раз скандала не было. Стороны, как принято говорить в таких случаях, были взаимовежливы. Женщины заявили, что друзьям Игоря они не грубили, а только сделали замечание, что те могли бы после спуска лодки на воду отогнать автомобиль от берега, и что нельзя подходить к берегу на моторе, когда в воде купаются люди, тем более - дети.
Батов, в свою очередь, согласился, что рыбаки должны соблюдать закон и машины от берега после спуска отгонять. Но напирал на то, что хамить в ответ на замечание про «приезжих» ни в коем случае нельзя. «Так а мы и не хамили, вы что! Да нет, мы корректно сказали, что, пожалуйста, не ставьте здесь машину и на веслах к берегу подходите», - удивились дачницы. - И потом: причем здесь приезжие, «блокадники», как нас называют. При чем здесь блокада? Мы просто за детей боимся: чтобы им было, где купаться, и чтобы они не пострадали».
Как дело было на самом деле: теперь уже не установить. Да и важно это, наверное, теперь только самим конфликтовавшим. Потому что на встречу неожиданно подъехал депутат Гдовского собрания Игорь Филиппов и сообщил, что дачники уже скинулись на организацию пляжа, и вскоре будет организован отдельный выход для лодок и отдельный пляж для отдыхающих.
А Игорь Батов, уже собираясь уезжать, ответил на встречные претензии про захламления рыбаками берегов: «Вот косвенно благодаря вам у нас в Пскове родилось движение за свободные берега, в том числе за уборку мусора. И вот на тот забор (Батов показал на ограждение у въезда на бывший колхозный пирс) я собираюсь «наехать» вместе с прокуратурой».
В этот момент к берегу подплывала лодка с рыбаками, их машина с питерскими номерами стояла в нескольких метрах от уреза воды. «Вот подойдите к ним, поинтересуйтесь, почему они так машину поставили, почему не отогнали на 50 метров?» - предложил эксперимент Батов.
Рыбаки, издали заметившие толпу людей и человека с камерой, загодя пересели на весла и медленно подплывали с хмурыми лицами.
- Это ваша машина? – поинтересовался я.
- Наша, а что?
- Почему вы ее не отогнали за 50 метров от берега?
- А почему мы должны это делать?
- Вообще-то таково требование водоохранного законодательства.
- Сейчас уберем…
Блефовали они или действительно не знали этих юридических тонкостей - не знаю. Но очевидно, что движению «Свободный берег», если они хотят, чтобы с ними считались, придется не только бороться против незаконных барьеров, ограждающих подходы к воде, но и заниматься просветительской работой с любителями порыбачить с лодки.
Батов встречей с дачниками остался доволен. «А неплохое дело мы затеяли-то!» - бросил он, пока мы ехали к соседствующую с Подлипьем «одноименную» турбазу, про которую он тоже писал в интернете. Когда-то возле базы, до сих пор принадлежащей одному питерскому заводу, было куплено несколько гектаров прибрежного соснового бора, и сейчас в лесу в округе прямо на деревьях красуются баннеры-растяжки с текстом «Коттеджный поселок «Чудские берега»: участки на берегу, причал, пляж, охрана, сосны. www.navode.su».
Зайдя по интернет-ссылке, можно прочитать рекламный материал некоей компании «ЛВ-девелопмент» об этом поселке: «Коттеджный поселок «Чудские берега» находится на побережье Раскопельского залива Чудского озера, в чудесном сосновом бору. Весь поселок вытянут в одну километровую линию по самому берегу залива. Общее количество домовладений в «Чудских берегах» не превысит тридцати. В 1-ой и во 2-ой очередях поселка «Чудские берега» проектом застройки предусмотрены пляжи и охраняемый причал с освещением для стоянки катеров и яхт владельцев участков - каждому из них стояночное место на причале предоставляется бесплатно. Территория «Чудских берегов» огорожена высоким (3 м) сплошным деревянным забором. … Пункты охраны организованы при въезде в коттеджный поселок и на стоянке для катеров».
Сочинявший это описание для сайта как будто даже не стеснялся того, что береговая полоса - это зона общего пользования, и свободный доступ должен быть обеспечен для всех без исключения. То есть таких «элитных» поселков с «собственными» (читай - огороженными от посягательств погреться на солнышке «посторонних») пляжами быть просто не должно.
Работники турбазы рассказали, что владельцам поселка уже пришлось по предписанию прокуратуры или каких-то других уполномоченных органов убрать «сплошной забор» до берега, огородив только причал. Но подойти к воде в других местах просто невозможно (в другую сторону забор тянется очень далеко), и обитатели предназначенной для детей турбазы оказались «без воды».
Как вообще разрешили такое строительство, и почему до сих пор природоохранная прокуратура не «пригрозила пальчиком» застройщикам этого коттеджного поселка - вопрос в нынешней России скорее риторический. Потому что «захват берегов» богатыми и наглыми «соотечественниками» - явление повсеместное. За примерами далеко ходить не надо: та же Раскопельская бухта, только еще чуть дальше по берегу, уже за турбазой «Подлипье» - поселок Мда. Там, как говорят, некий «высокопоставленный» дачник тоже «прихватизировал» выход на берег, перекрыв туда доступ всем остальным. Контролирующие органы при этом вроде как ничего страшного не нашли: кое-как протиснуться через ограждения человек худого телосложения может, а значит «беспрепятственный доступ обеспечен». А попытавшимся «повоевать» быстро объяснили, кто в социальной иерархии какое место занимает.
В общем-то про это Батову в интернете уже писал один из скептически настроенных «безымянных форумчан»: «Вы думаете, много найдется активных, готовых убирать за другими мусор, разбираться на берегах с моющими машины, отгонять машины рыбаков от уреза воды? А встревать в проплаченные отношения между чиновниками и "арендаторами" берегов, за которыми не только деньги, но и бандиты, охрана? Это не в "убитых дорогах" с мерными деревяшками бегать. А как заставить прокуратуру работать, есть алгоритм? Не останется ли ваше сообщество "возмущенными" комментами в ПЛН и междусобойчиком в контакте? Похоже, вы идеализируете людей. Или вы лидер уровня Навального?»
Батов же, которому теперь надо разбираться и с этими случаями, настроен пока оптимистично. В ответ на то скептическое высказывание он заметил: «Я не идеализирую. И до Навального мне далеко, да и не по карману. Даже скажу откровенно - до 90% населения у нас ... ну назовем мягко - равнодушные. Но ведь 10 % от населения Пскова - это 2000! А есть Великие Луки, Остров, Опочка... даже Дно есть ))) Да даже если нас будет 500 человек, и из них активных будет даже 100 - можно горы свернуть! Это 500 фактов нарушений, это 100 исков в прокуратуру... Я уверен, что пройдет совсем немного времени, и, когда подошедшая молодая пара сделает замечание за мусор компании и скажет, что они из движения "Свободный берег", - подчинятся Авторитету группы, и уберут за собой. А владельцы берегов, зная, что за ними наблюдают и есть активно противоборствующие их самоуправству люди, и вести себя будут соответствующе. Забор денег стоит... Конкретный пример со Слудицами. Разговаривал с одним из владельцев ключа от шлагбаума. Снесут ведь, говорю. Пусть попробуют, говорит, там охрана, с травматика подстрелют! Выяснилось, что когда приезжает несколько машин с ребятками, охраны почему-то не найти, и спокойно можно выдрать шлагбаум с забором. И, самое интересное, что это уголовно не наказуемо... Что мы сможем?».
Ответ участникам движения придется давать самим себе. Сейчас в группу в соцсети добавилось уже 145 человек, и многие отписали, кто чем готов помогать: кто-то - берег убрать, а кто-то согласен и незаконные заборы повыдергивать. Нашелся и юридически подкованный человек, который готов разъяснять нюансы природоохранного законодательства. Появились интернет-связи с общероссийским движением «Открытый берег», активистами подобных групп в Питере, Ростове, Саратове. Уже несколько групп юристов из этих сообществ предлагают безвозмездную помощь.
Пока активисты, чтобы познакомиться off-line, провели небольшую акцию по уборке от мусора берега в Пскове. А в ходе обсуждения следующей подобной акции у одного из участников появилось предложение по «форменному виду»: выходить на акции во всем белом. Предложение, судя по комментариям, большинству очень понравилось…
Дел у движения должно быть немало. В Псковской области почти 4 тысячи разных - и совсем крохотных, и вполне больших - озер. И в последнее время все больше берегов водоемов застраиваются коттеджами. Удастся ли новому движению завоевать авторитет и добиться того, чтобы владельцы коттеджей не нарушали закон, - покажет время. Но надежда на успех велика: все-таки рыбаки и подводные охотники (а именно они по большей части вступили в группу) бьются за свое хобби, а это при нынешнем состоянии гражданского общества в стране в целом - пожалуй, сильнейший стимул к действию.
Сергей Вик. Васильев