Павел Андреевич Макеев, уроженец деревни Борки Новоржевского района Псковской области, добровольцем ушедший на Великую Отечественную войну, в течение долгих десятилетий считался без вести на ней пропавшим. Никто из родственников не располагал никакими сведениями о его дальнейшей солдатской судьбе. Мать ждала своего сына до самой смерти, жена - всю свою жизнь. Любила, верила. Замуж не выходила, растила детей: сыновей Василия и Бориса, дочь Евгению.
Прошли годы, но так и не вернулся солдат с фронта – пропал без вести.
Невероятно, но даже в изданной в 1994 году Книге Памяти Новоржевского района, в списках погибших и пропавших без вести, его имя отсутствовало, словно и на войну человек не уходил. Кто изучал военную историю, занимался поиском, тот поймет - такие нелепые курьезы иногда случаются. Да и винить тут вроде бы некого - война есть война. Любой человек, занимавшийся этим делом, отчетливо понимает и другую неписанную истину - шансы на успешный поиск не вернувшегося с поля брани солдата, к сожалению, невероятно малы. К тому же, с каждым безвозвратно уходящим в историю годом шансов этих становится все меньше и меньше...
Наиболее активный этап поиска был начат в теперь уже далеком 1987 году. Несколько лет ушло на так называемую официальную переписку, на различные запросы, на сбор первичной информации, на ее обработку и тщательный анализ. Информационное сотрудничество с региональными военкоматами, архивами, фондами, общественными организациями ожидаемых результатов, увы, не принесло. Либо военнослужащий с такой фамилией в списках безвозвратных потерь не значился, либо частично не совпадали отдельные персональные данные разыскиваемого. Год рождения не совпадал, место призыва или имя не соответствовало.
Результатов не было, но интуиция все-таки подсказывала: надо что-то менять, пробовать другие подходы.
Казалось бы не очень конкретную, но, как в дальнейшем выяснилось, просто бесценную информацию сообщил в процессе этого поиска фронтовик Алексей Андреевич Макеев. Он непродолжительное время служил со своим родным братом Павлом в одном армейском подразделении, вплоть до момента своей вынужденной госпитализации. «Бои были такие лихие – не приведи,Господь! Наступали мы на Кенигсберг...» - поведал Алексей Андреевич незадолго до своей смерти.
Алексей Макеев вернулся с войны лишь в июне 1945 года, на костылях, в тридцать пять лет став инвалидом Великой Отечественной войны. Его, чуть живого, вытащили с поля боя сослуживцы, отправили в полевой госпиталь, а Павел пошел воевать дальше... О дальнейшем боевом пути брата Алексей Андреевич все эти годы ничего не ведал.
Время торопило. Пришлось основательно взяться за копии фронтовых карт и схем, за мемуары фронтовиков. Исторические публикации стали с того момента главным информационным источником, из которого буквально по крупицам собирались необходимые сведения. Хронология боевых операций, маршруты передвижения войсковых частей, сроки и места формирования подразделений, комплектация личного состава – все это теперь становилось предметом тщательного изучения. С целью интенсификации поискового процесса основные усилия были сосредоточены на четырех региональных направлениях потенциального поиска: Прибалтика, Белоруссия, Калининградская область, Польша. Параллельно с этим были возобновлены предыдущие корреспондентские контакты, но, вместе с тем, начаты и новые.
Время стремительно летело, а работа затягивалась. Результатов по-прежнему не было... Лишь спустя достаточно продолжительное время - несколько лет прошло - неожиданно поступила обнадеживающая информация с польского направления, и вскоре из Управления внешних сношений Министерства обороны Российской Федерации было получено документальное уведомление, безоговорочно подтверждающее факт гибели Павла Андреевича Макеева в феврале 1945 года в окрестностях города Мельзак в Восточной Пруссии (ныне город Пенежно в Польше – А. Л.). Данный документ, составленный на основании немногословных фронтовых донесений, указывал место захоронения павшего воина.
Основная часть поисковой работы, затянувшаяся на долгие годы, была успешно завершена. Судьба русского воина была найдена. В этом теперь не было ни малейшего сомнения.
Горько и больно было на душе у родственников, узнавших о гибели близкого им человека, но, вместе с тем, наступила и долгожданная определенность. Стало очевидным, что не просто пропал Павел Макеев, как предполагалось ранее, а погиб в смертельном бою, отдав свою жизнь за свободу и независимость Родины.
Предстояло, как и полагается в таких ситуациях, уточнить место воинского захоронения в условиях реальной местности, найти его могилу.
Следует отметить информационное содействие тогдашнего мэра города Пенежно господина Рышарда Кудли. Он сразу же сделал необходимые пояснения и полезные подсказки по поводу поиска деревни Валау. Той самой, где в феврале 1945 был похоронен русский солдат.
Во время экспедиционной поездки удалось найти эту небольшую деревушку – всего несколько домов. Удалось встретиться с сельчанами, обстоятельно с ними переговорить, задать уточняющие вопросы. Местные жители подтвердили факт существования военного захоронения, показали места, где располагались в то далекое время одиночные солдатские могилы.
«Немецкие войска яростно бились за каждый город, за каждый населенный пункт, вели упорные оборонительные бои, постоянно переходя в контратаки. Бои носили затяжной характер, были чрезвычайно кровопролитными. Мельзак, к примеру, несколько раз переходил из рук в руки... Русские наступали на Кенигсберг. Тут, в Валау, стояла немецкая артбатарея, продолжавшая непрерывно обстреливать город и позиции русских... Здесь много полегло и тех, и других...» - рассказал при встрече бывший учитель истории местной школы пан Михал. Он поведал и другое. После войны останки солдат, первоначально захороненных в Валау, были эксгумированы и с почестями перезахоронены на военном кладбище в городе Бранево в 11-й Братской могиле.
На военном кладбще г. Бранево, одном из самых крупных в Европе – двадцать братских могил, каждая из которых напоминает огромное зеленое поле. В общей сложности тут похоронено 31 236 советских солдат и офицеров. Длинная аллея, ведущая от центрального входа к главному монументу. Слева от него, в одной из могил покоится прах красноармейцев, принявших свой последний бой у деревни Валау в окрестностях г. Мельзак Пенежно 20 февраля 1945 года. Здесь нашел свою вечную обитель и военнослужащий 261-го стрелкового полка 2-й Мазурской стрелковой дивизии Павел Андреевич Макеев, участник Восточно-Прусской стратегической наступательной операции, верный сын своего Отечества.
Андрей Лукьянчиков, Латвийская Республика, г. Елгава