Писатель Борис Акунин в предисловии к своим «Кладбищенским историям» советовал понять и почувствовать Москву, прогулявшись по Старому Донскому кладбищу, потому что «местом встречи с предшественниками становятся чудом сохранившиеся старые кладбища». Вероятно, чтобы по-настоящему увидеть наш родной город, тоже надо посетить один из его старинных некрополей - Дмитриевский.
О том, какие удивительные люди жили на псковской земле, какие истории хранит старинное кладбище, и кто сейчас ухаживает за древними надгробиями, узнал обозреватель Псковской Ленты Новостей.
Дмитриевское кладбище на Плехановском посаде - одно из древнейших в Пскове. На территории некрополя находится памятник истории и культуры федерального значения, храм Димитрия Солунского. Точной даты основания церкви в летописях нет, но в писцовых книгах XVII века упоминается о Димитриевском мужском монастыре. «Монастырь, который существовал на этом месте, еще древнее, чем Мироносицкий монастырь», - рассказала псковский гид-экскурсовод Ирина Соколова.
Но, по словам гида, официальным кладбищем захоронения в этом месте становятся только в конце XVIII века, когда указом Екатерины II в 1764 году большая часть монастырей упраздняется, и храм Димитрия Солунского становится приходским.
«Дело в том, что до указа Екатерины регламентированных кладбищ не было. Когда начинаешь туристам рассказывать, как возникла система официальных захоронений на территории нашего государства, они все в шоке: а как же раньше хоронили? А вот так - по возможности», - отметила гид.
По ее словам, дворяне и люди состоятельные хоронили в своих усадьбах. Также были небольшие захоронения в оградах храмов и монастырей. Кроме того, на Руси были братские могилы, которые называли жальниками - от слова «жаль» (печаль). Например, Успенская часовня под Изборском, по дороге в деревню Броды, стоит на жальнике: люди погибли, выкопали большую яму, их похоронили, отпели, поставили крест.
Но самыми страшными кладбищами, по словам гида, были скудельницы. Их очень наглядно описывает Евгений Водолазкин в своем романе «Лавр». «Это была большая яма, куда складывались тела умерших во время эпидемии, самоубийц и тех, у кого страшные грехи. Их хоронили без одежды, и, что было самым страшным, - без отпевания. Яма стояла открытой год. На Семик, перед Троицей, приезжал священник и совершал отпевание. Этих скудельных кладбищ боялись, как огня. Зрелище было не для слабонервных», - рассказала Ирина Соколова.
И только в XVIII веке на территории всей России храмам и монастырям выделяются земли, которые они могут использовать исключительно для захоронений. «Места под захоронения продавались. Это были, по сути, коммерческие кладбища, которые затем получили названия разночинные», - пояснила представитель информационной службы храма Димитрия Солунского Марина Кожевникова.
В связи с тем, что землю можно было выкупать, появились родственные семейные захоронения и традиция устанавливать надгробные памятники. «Культура надгробий - это уже XIX век. До этого на Руси не было принято ставить памятники», - напомнила Марина Кожевникова.
Место захоронения обычно обозначали камнем, а рядом сажали дерево. В зависимости от того, какое это было дерево: береза, рябина и т. д. - можно было определить, «кто как умер, и кто как скорбит». Затем появились кресты. На Дмитриевском кладбище сохранилось два таких поросших мхом каменных изваяния.
Сохранившимся старым надгробиям и памятникам Дмитриевского некрополя не больше двух веков. Их изготавливали мастера-камнерезы, многие из которых в связи с появлением в России официальных кладбищ стали заниматься именно этим ритуальным ремеслом.
«У нас есть прихожанин по фамилии Герасимов, ему 91 год. В возрасте одного года его крестили в нашем храме. Себя он помнит с 5-6 лет. Причем, признается, что вспоминает не храм, а кладбище, потому что ходил тут с дедом, и тот ему все показывал. Дед до революции был камнетесом, и очень многие надгробия были сделаны им. Наш прихожанин говорит, что если на памятнике клеймо «Герасимов Псков», значит, это изготовил дед и его артель», - сказала представитель информационной службы храма.
Надгробий с клеймом псковского мастера Марина Кожевникова не нашла, но на территории кладбища есть гранитные памятники конца XIX века и привезенные из Санкт-Петербурга мраморные надгробия. Например, памятник видному общественному деятелю и автору букваря Николаю Яковлевичу Некрасову настолько мощный, что стоит на рельсах!
Приход храма планирует отреставрировать монумент и восстановить поврежденный барельеф с портретом Некрасова. За семейным склепом также ухаживают прихожане храма. «Кладбище храму не принадлежит, но мы стараемся следить за надгробиями, расчищаем, сажаем цветы», - сообщила служитель храма.
Памятники полуторавековой давности отличаются от современных. На некоторых могилах установлены каменные кресты в виде сухого дерева с сучьями. Такие надгробия говорят об окончании рода. То есть у похороненного здесь человека продолжения рода по мужской линии нет.
Также интересны надгробия в виде домиков. «Здесь похоронено несколько человек. Как правило, это были потомственные почетные граждане, - отмечает Марина Кожевникова. - В XIX веке этот статус передавался по наследству. Но это не значило, что потомки могли пользоваться почетным званием и почивать на лаврах. Почетные граждане были благотворителями, занимались общественной и государственной деятельностью. И дети их обязаны были продолжать дело отцов».
Надписи на могильных плитах - это отдельный вид искусства. Марина Кожевникова расшифровала некоторые полустертые надписи на старинных памятниках.
На одном из них можно прочитать красивые слова, которые посвятил скончавшейся на 18-м году жизни супруге, Елене Михайловне Антоновой, ее муж, поручик третьего резервного батальона: «Покойся милый прах до радостного утра. Для счастья и любви, лишь только жить начала и в самом цвете лет ты жизнь потеряла. Покойся, милый друг, кропя твой прах слезою и я от всех сует жду время быть с тобою.
Дай Бог тебе и мне Блаженство, славу, свет. Да будет как решил Всевышнего совет».
На другом, наоборот, - эпитафия скончавшемуся мужу, Петру Семеновичу Заволожскому: «Прости друг мой милый, да будет Бог с тобой.
Пусть плач мой горький и унылый не нарушает твой покой. Покойся милый прах до радостного утра. Сей памятник воздвигнут неутешною супругою».
Кроме того, на надгробиях принято было писать должность, звание, профессию. Недалеко от входа на кладбище есть могила Капитолины Андреевны Новиковой и сына ее - инженера путей сообщения Василия Федоровича Новикова.
Марина Кожевникова пояснила, что здесь, в районе улицы Речной, были дома железнодорожников Николаевской железной дороги: «Им выделяли эти дома бесплатно. Опять же, у нас есть прихожане, им за 85 лет, они живут в доме, который дали деду, почетному железнодорожнику Николаевской железной дороги».
Уникален некрополь еще и тем, что здесь есть даже могилы юродивым. «Все знают Ксению Петербургскую, Матрону Московскую. У нас своих блаженных было не меньше. И двое из них похоронены здесь», - подчеркнула Марина Кожевникова.
Одна из могил находится недалеко от семейного склепа Некрасовых. Там похоронена матушка Екатерина (Булынина) - известная в Пскове блаженная и молитвенница. В наш город она приехала после войны, и многие жители ее помнят. «Одна из наших прихожанок рассказывала историю своей семьи. Ее прабабушка жила на Плехановском посаде. Сын ушёл на войну и пропал без вести. Женщина ходила к матушке Екатерине, просила ее помолиться за него, верила, что он жив. И однажды та ей сказала: «Твой сын вернётся через 20 лет». И действительно, прошло ровно 20 лет, и на пороге появился ее сын. Оказывается, он попал в плен, потом был освобожден американцами и долгое время жил в США. Времена были сложные, связаться с семьей не мог. И только спустя десятилетия смог приехать на родину к матери. Они встретились, и через три дня она умерла».
По словам Марины Кожевниковой, к блаженной Екатерине люди приходят до сих пор: ухаживают за могилой, просят о семейном благополучии и о родных, пропавших без вести.
Другое уникальное захоронение - могила юродивого Антоши. Антон Иванов умер в 1907 году в возрасте 80 лет. По свидетельствам современников, он тоже обладал даром предвидения, жил незаметно, был добрым и не говорил людям плохого.
«Юродивый - это не всегда больной человек. Это может быть и человек в здравом уме, но он либо отмаливает грехи, либо это его монашеское послушание, - пояснила служитель храма. - Совсем недавно я нашла публикацию 1906 года в журнале Псковской Епархии - записки сельского священника, который рассказывает, как в Пскове по окончании службы к священнику подбегал юродивый Антоша и просил большую денежку. Как только он ее получал, сразу бежал к церковному старосте и менял ее на много мелких денег, которые потом раздавал на паперти».
Псковичи отблагодарили Антошу, поставив памятник на его могиле. «Мы с Ирой смотрели, каждый по своим источникам: таких дорогих надгробий больше юродивым нигде не установлено», - отмечает Марина Кожевникова.
По словам Ирины Соколовой, цветы на могиле юродивого Антоши очень удивляют туристов: «У него что, родственники есть?»
Родных у юродивого, конечно, не осталось. Но за могилой присматривает семейная пара из числа прихожан. «С приходом нового батюшки появилась такая традиция послушания: за этой могилой Антоши ухаживает супружеская пара, он - военный, она - учитель физкультуры. В Псков они приехали с севера, и здесь у них никого нет: ни родных, ни близких. Попросили дать им могилу, за которой нужно ухаживать. Захоронение было заброшенным, с покореженным надгробием. Теперь могила 1907 года выглядит не хуже современных», - отметила Марина Кожевникова.
Таких волонтеров, готовых бесплатно ухаживать за могилами, по словам служительницы храма, появляется все больше и больше.
На надгробиях Дмитриевского кладбища можно найти имена известных псковичей, таких как участник декабристского движения и друг Лермонтова Михаил Назимов, основатель Псковского Археологического Общества, Почетный гражданин Пскова Иван Василёв, предприниматель и коллекционер произведений искусства Федор Плюшкин, митрополит Псковский и Порховский Иоанн Разумов, реставратор Борис Скобельцын, писатель Владимир Курносенко и краевед Натан Левин, кстати, посвятивший Дмитриевскому некрополю и погребенным там псковичам не одно исследование.
Среди захоронений XX века - могила актера Псковского драмтеатра, заслуженного артиста России Валерия Порошина. «Люди его вспоминают, только когда видят его фотографию. Он похож на Горького и сыграл его на экране. Играл он потрясающе», - отметила Ирина Соколова.
Актер 25 лет прожил на Псковщине, и лично знавшая его Марина Кожевникова рассказала, каким он был человеком: «Мне запомнился эмоциональным и искренним. И, как все творческие люди, он был совершенно непривередливым в быту. Жил в хорошей квартире на Завеличье с женой, режиссером народных театров, но дома у них уюта не было. Однако он никогда не укорял его жену, а наоборот искренне восхищался ее японскими туфлями на каблуке. А она угощала нас приморским папоротником с Дальнего Востока и крепким чаем на молоке».
Также на Дмитриевском кладбище похоронены плененные французы 1812 года. С ними связана другая интересная история. «Место, где они были погребены, расположено рядом с подземной речушкой и водонапорной башней. И так случилось, что в половодье, когда река разлилась, произошла авария на водонапорной башне. И окончание кладбища смыло вместе с гробами французов. Гробы плыли по Пскове, пугая богобоязненных псковичей. Задержали их заградительные верхние решетки у Гремячей башни. Потом их опять перезахоронили здесь».
И, наконец, есть своя грустная история у памятника, который трудно не заметить, когда приходишь на Дмитриевское кладбище - скульптуру коленопреклоненного ангела на каменном постаменте.
«Это памятник Авдотье Николаевне Коноплевой - дочери дивизионного доктора Иркутского полка, который здесь дислоцировался», - рассказала служитель храма.
Марина Кожевникова отметила, что полк участвовал во многих военных кампаниях. И в храме есть уникальный экспонат - переносной киот Иркутского полка. Это был один из первых походных киотов. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он был «ранен» - в него попал снаряд, но спустя 10 лет восстановлен, и теперь бережно хранится в церкви.
Но смерть дочери полкового врача с военными событиями не связана. 18-летняя девушка умерла на псковской земле. «Смерть внезапно похитила ее в лучшие дни надежд и радости, и потеря единственной дочери омрачила навсегда неутешную жизнь отца и матери», - сообщает нам эпитафия на надгробном камне.
Ангел же, украшавший надгробие, за век своего существования не раз менял место «дислокации» и даже где-то потерял крылья. «Где только его работники храма не находили! Наконец, поставили у входа в церковь, и два года он всех встречает», - сказала Марина Кожевникова.
Дмитриевский некрополь - не единственное захоронение с историей в Пскове. Есть что рассказать и о Мироносицком кладбище, и о старинном кладбище на Мишариной горе. «Города мертвых» интересны живым не только таинственностью и мрачной красотой, но и людьми, которые были до нас и оставили свой след в жизни города.
Светлана Синцова
Фото Александра Елисеева