Общество

Может ли иноагент заслужить реабилитацию?

08.06.2023 15:40|Псков

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему создания механизмов реабилитации иноагентов. Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).

 

За прошедший год с начала спецоперации на Украине число людей, признанных иностранными агентами, увеличилось в разы. Это связано с расколом общества по вопросу поддержки политики федеральных властей в отношении СВО. Среди них много представителей политической и культурной элиты страны: политиков, общественных деятелей, актеров, писателей, режиссеров и музыкантов. Спектакли с участием актеров-иноагентов начали убирать из театральных репертуаров, были отменены концерты музыкантов с присвоенным статусом, политики-иноагенты теперь не могут принять участие в выборах.

В настоящее время в российских политических кругах существуют два противоположных подхода по поводу дальнейшей судьбы иноагентов.

С одной стороны, есть различные предложения по ужесточению мер к инакомыслящим, рассматриваются инструменты по ограничению деятельности так называемых «врагов народа».

Например, член Общественной палаты России Александр Малькевич предлагает бороться с информационной «пятой колонной» и зачищать инфополе. Он публично призвал Минюст и Роскомнадзор пересмотреть деятельность некоторых общественных деятелей и интернет-СМИ, ведущих, по его мнению, антироссийскую деятельность.

Но в это же время звучат предложения о создании практики «реабилитации» иностранных агентов, либо их интеграции обратно в российскую общественно-политическую среду. Например, в Госдуме появляются идеи о том, как дать возможность избавиться от клейма «иноагент». Так, член комитета Госдумы по обороне Дмитрий Кузнецов предложил процедуру, по которой «осознавшее свою вину» лицо может избавиться от «неудобного» статуса. Со слов политика, для этого россиянам, ранее осудившим и высказавшимся в негативном ключе про СВО, необходимо признать свою ошибку и выделить деньги на помощь для участников спецоперации.

Нужен ли законодательный механизм исключения из списков иноагентов, нужно ли смягчить отношение к инакомыслящим? Какими должны быть условия для их «реабилитации»? Об этом – в программе «Дневной дозор».

Когда регламентируются какие-то ограничения в отношении прав граждан, должны быть четко определены не только механизмы определения статуса иноагента и основания для этого, объясняет уполномоченный по правам человека в Псковской области Дмитрий Шахов. По его словам, обязательно должны быть предусмотрены всевозможные условия, в случае которых возможно исключение из реестра Минюста.

«В любом случае, когда законодатель, федеральный либо региональный, регламентирует вопросы, связанные с какими-то ограничениями в отношении прав граждан, должны быть предусмотрены все возможные механизмы, связанные как с порядком определения этого статуса, основаниями для того, чтобы считаться иностранным агентом, также и те условия, при которых гражданин, который признан иноагентом, данный статус теряет. Потому что это, с одной стороны, четкая правовая конструкция определенности правовой нормы, потому что закон должен быть един для всех, и должен приниматься всеми одинаково. И другой момент это, конечно, невозможность защитить свои права, в том числе в судебных органах. Если правоохранительные органы, которые признали того или иного иностранным агентом, нарушили закон и превысили свои полномочия, в этом случае иностранный агент имеет право обжаловать такие вещи в суде. И суд должен разобраться и вынести решение на основании закона».

Из-за того, что спецоперация продолжается, нужно очень внимательно следить за деятельностью иноагентов, считает председатель Общественной палаты Псковской области Наталья Горбачева. Те, кто попал в список Минюста, должны понимать, почему это произошло и за какие действия. А некоторые СМИ из реестра, по ее словам, продолжают подтверждать статус иноагента.

«Поскольку у нас все еще идет специальная военная операция, на мой взгляд, надо внимательнее относиться ко всем иноагентам, потому что время от времени возникают определенные ситуации. Когда они попадают в этот статус, они знают, что это определенная ответственность. Я к этому вопросу отношусь очень критически. Я считаю, что если просят, например, выйти из статуса, то есть же все равно критерии, по каким и заключают: выполняют они требования, не выполняют. Я слежу за СМИ и вижу, что очень многие прямо изо всех сил подтверждают этот статус. И не случайно же их туда занесли».

Внесение в реестр иноагентов — это не поставленное навечно клеймо, поэтому предложенная Дмитрием Кузнецовым мера будет полезной, если иностранный агент искренне хочет интегрироваться обратно в российское общество и помочь стране, считает генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург», член Общественной палаты России Александр Малькевич. Однако он отметил, что нужно заставить «молчащих» людей проявить свое отношение к спецоперации.

«Это же не вечное, так сказать, клеймо. В случае, если человек деятельно раскаивается, то, конечно, этот вопрос должен решаться. Но это предлагает работающий механизм не только публичного самоочищения и самоотречения от ошибок прошлого, но и участие в финансировании, связанном со специальной военной операцией. Пожертвования на нужды, например, в реабилитации, восстановление наших героев. Это работающий механизм, который позволил людям, желающим вернуться в общество, интегрироваться в него, заново это сделать. Другое дело, что нам нужно также заставить молчащих людей каким-то образом себя проявить по отношению к специальной военной операции. Я надеюсь, что все наши структуры, которые смотрели на деятельность Шлосберга и его помойки (информационные ресурсы – ред.), какие-то меры реагирования предприняли, потому что недоумеваю не только я, но и масса людей, непонимающих, как может быть такое в стране, которая находится на фронте».

По мнению руководителя Псковского регионального отделения партии «Яблоко» Льва Шлосберга, «реабилитация» — это оправдание людей, пострадавших от репрессий. На его взгляд, действующий состав Госдумы не может обсуждать инициативы о «реабилитации» иноагентов.

«Я не читаю даже эту инициативу, даже не скрываю. Могу сказать, что в сегодняшней Государственной Думе нет ни одного депутата, который имеет моральное право говорить о какой-то реабилитации. И никто из них к вопросу о реабилитации не будет иметь отношения. Когда в России будет проходить реабилитация жертв политических репрессий начала XXI века, то эти люди будут ответственны за репрессии, а не за реабилитацию. Кроме того, я предполагаю, что ничего, кроме издевательства, в инициативе любого депутата нынешней российской Госдумы, касающейся политически репрессированных, не может быть в принципе. Но совершенно никакие предложения от нынешнего состава Госдумы не могут использовать слово "реабилитация". Потому что реабилитация – это оправдание человека, пострадавшего от репрессий. Эти люди никогда не будут заниматься этим вопросом».

Если человек за деньги чужого государства дискредитирует действия своей страны, то он — предатель, уверен почетный гражданин города Пскова, директор военно-патриотического центра «Патриот» Анатолий Мультах. На его взгляд, нельзя рассматривать механизмы для исключения таких людей из реестра иноагентов.

«Если человек за деньги другого государства работает против того государства, в котором живет, как к нему надо относиться? Как нужно относиться к человеку, который пользуется благами этого государства, но на деньги чужого государства хает его везде, где только можно, и зарабатывает на этом? К нему относиться можно как к предателю или предательнице. Если тебе нравится другое государство, разворачивайся и уезжай! Они же не уезжают, почему? Потому что там они никому не нужны, они нужны поданными здесь. Я не хочу резких выражений, но при Сталине их или расстреливали, или ссылали в лагеря. Они раскачивают наше общество. Они ничего не хотят, кроме того, чтобы заработать деньги чужого государства. И при этом они готовы на все ради денег, ради наживы. Они могут зарабатывать только здесь, хая нас. А государство для них ничтожество. Можно идти дальше, увидеть корни в истории. В XIX веке либеральная составляющая российского государства не очень любила это государство. Может быть, это отклики тех лет? Но, к сожалению, у нас есть такие люди. Я категорически против них».

Даже если мера, предложенная Дмитрием Кузнецовым, будет принята, никто ею не воспользуется, утверждает экс-депутат Псковской городской Думы Дмитрий Пермяков, супруга которого признана иностранным агентом. По словам политика, уехавшего из страны, такой ценой никто не захочет предать свою позицию.

«Нет, я не слышал об этой инициативе, но, как говорится, спасибо, посмеялся. Вы знаете, я не думаю, что кто-либо воспользуется этим предложением, если оно будет принято. Все очень просто на самом деле. Список иностранных агентов, так называемых, это список замечательных людей, которые могут быть очень разными. Они могут заниматься разными профессиями. У них могут быть разные политические взгляды. Социальные взгляды, взгляды на устройство мира в России и так далее. Но их всех объединяет одна простая вещь: они очень принципиальны, у них есть своя жизненная позиция, они критически относятся к действующей в России власти. И просто потому, что Государственная Дума или другие представители власти разрешают блудным своим сыновьям и дочерям вернуться в Россию, снять ярлык иностранного агента, продолжить свой деятельность в каком-то виде на благо страны, никто на это не поведется. Это вообще очень похоже на то, что могла бы, наверное, сделать страна-победительница, страна, которая доказала правоту своей внутренней и внешней политики, устранила всех своих критиков. И после этого щедрой рукой предложила признать ошибки всем, кто раньше ее критиковал. Но это же далеко не так. Даже внутри страны все громче раздаются голоса о том, что куда-то мы движемся неправильным путем, что-то происходит неправильно, и может быть, стоит поменять нашу политику. И в этом смысле это предложение может быть принято, но никто им не воспользуется. Я буду крайне удивлен, если из тех сотен людей, которые сейчас находятся в списках замечательных людей, они же списки иностранных агентов, найдется хоть один, кто действительно решит вот так вот предать все, за что он боролся, и снять статус иностранного агента такой ценой».

С момента начала СВО российское общество раскололось на два лагеря. Большинство поддерживает политику действующей власти, но есть часть известных писателей, музыкантов, актеров, режиссеров, журналистов и политиков, выступивших с критикой решений руководства страны. После внесения их в реестр Минюста, этот статус отразился на их деятельности и жизни. Большинство были вынуждены уехать из России, но кто-то продолжает вести антиправительственную деятельность в стране, видя для России иной путь.

Но нужно помнить, что нынешнее противостояние в любом случае не будет длиться вечно. Встанет вопрос о возвращении в страну сотен тысяч людей, в том числе иноагентов. Как это будет происходить, нужно продумывать уже сейчас.

Анастасия Сливинская

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 131 человек
Рейтинг@Mail.ru