Общество

Обязательное изучение в школе священных текстов: «за» и «против»

23.12.2022 17:42|ПсковКомментариев: 1

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему инициативы об обязательном изучении в школе священных текстов. Программа вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).

 

Депутат Госдумы Виталий Милонов предложил ввести в общеобразовательную школьную программу обязательное изучение священных текстов, таких как Библия, Коран, Талмуд и Трипитака.

Как пояснил депутат, школьники будут культурно и духовно развиваться, если получат знания об основах традиционных религий. Помимо этого, такие уроки послужат профилактикой распространения экстремистских течений.

Сейчас в четвертом классе школьникам преподают «Основы религиозных культур и светской этики». По идее, родители могут выбрать, что будет изучать их ребенок: основы светской этики, мировые религиозные культуры, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры или основы иудейской культуры. Но на деле, материальная база школ такого выбора не предоставляет.

А с 2023 года Минпросвещения планирует добавить в школьный курс предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». По информации ведомства, новая дисциплина будет преподаваться ученикам 5–9 классов.

Мы поинтересовались у сегодняшних комментаторов, поддерживают ли они идею об обязательном изучении в школе священных текстов? Должны ли эти уроки быть обязательными, или носить факультативный характер? Кто будет преподавать изучение священных текстов? Об этом в программе «Дневной дозор».

В образовательном пространстве уже есть частичное изучение священных текстов в рамках четырех предметов, объясняет депутат Псковской городской Думы и доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Пасман. Также она добавила, что по закону вводить священные тексты в основу образования нельзя.

«Виталий Милонов меня всегда очень удивляет. Во-первых, эпатажностью своих предложений, а во-вторых, иногда они загадочны. В школе и так уже очень многие годы изучают священные тексты как исторический источник, литературный источник на уроках истории и литературы. У них есть свои закономерности и так далее. И на уроках основы религиозных культур, и светской этики, и духовно-нравственной культуры народов России. Вот эти четыре предмета как минимум уже очень многие годы включали в себя изучение священных текстов, но изучение их не с религиозных позиций; с позиций, связанных с этими предметами. Поэтому вводить в школы то, что и так уже в них существует, это, извините, удивительно. Если говорить о включении в учебный процесс священных текстов для воспитания - у нас светская школа по Конституции и по всем другим законам нашего государства. Брать священные тексты за основу преподавания ни в коем случае нельзя. Тем более в нашей поликонфессиональной стране таких священных текстов будет немало. Они написаны для разных, в том числе и этнических, групп, и восприятие их не подготовленными учащимися может привести к очень неоднозначным последствиям. Вывода два: тексты как тексты и так существуют в образовательном пространстве, но вводить их как идеологическую составляющую деятельности школы нельзя, потому что это нельзя делать по закону».

На каких уроках изучаются священные тексты, рассказала депутат Псковского областного Собрания, директор Великолукской гимназии имени Софьи Ковалевской Татьяна Фомченкова. По ее словам, тех знаний, которые даются школьникам, вполне достаточно.

«Инициатива депутата Государственной Думы об изучении священных текстов в школе, наверное, сейчас не очень основательна, потому что если прорабатывать вопрос внимательно, то мы обратим внимание, что в четвертых классах уже на протяжении многих лет преподаются "Основы религиозных культур и светской этики". Именно в псковском регионе на протяжении больше 10 лет введены "Основы православия" на уровне внеурочной деятельности. Непосредственно в гимназии имени Софьи Васильевны Ковалевской этот курс тоже преподается очень давно. Ребята по желанию и по возможности, и по заявлению родителей изучают тексты и говорят о морали, о духовности и нравственности. Необходимости, наверное, в старших классах тоже нет, потому что на уроках обществознания и литературы мы к этим вопросам обращаемся. У нас есть великолепный курс литературы, который построен как исторический процесс. Поучение Владимира Мономаха, изучение жития наших святых и Повести временных лет. Они всегда переходят в ту древнюю мораль христианства, которая была всегда на Руси и впоследствии в России. Мы изучаем много произведений, в которых есть включение этих текстов: и Достоевского, и Лескова. Ни один уважающий себя грамотный учитель не обходит стороной эти важные вопросы. А вот если говорить о назидательности этих текстов, то, наверное, переусердствовать в этом вопросе нельзя. Я хочу сказать, что сегодня преподавание православной культуры в школе идет достаточно легко. Ребята из семей подготовлены, очень многие ходят в воскресные школы, поэтому я не вижу какой-то критической ситуации».

В современном обществе существует проблема религиозной малограмотности, которую необходимо решать, считает директор Православной гимназии, священник Константин Белый.

«Проблема религиозной малограмотности, зачастую просто безграмотности, давно существует в нашем обществе. Эту проблему нужно решать. Весьма похвально, что один шаг в ту сторону делается. Сам текст предложения я не видел, не могу судить. Но что могу сказать именно по поводу обязательности по отношению ко всем школьникам. Во-первых, нельзя смешивать все тексты в одну кучу. Возможно, они не смешиваются, возможно, они распределяются по регионам с традиционными религиозными культурами. Надо понимать, что все эти священные тексты совершенно разные, не связанные практически между собой или связаны очень косвенно. Поэтому нужно понимать, что у детей не должна быть каша в процессе изучения. Во-вторых, чтобы изучать священные тексты, нужно обладать достаточным багажом знаний, как минимум знаний об истории конкретной религии. На мой взгляд, конечно, школьникам я бы все-таки давал какие-то самые азы именно отечественной духовной культуры. Понятно, что если мы живем в России и тем более живем в традиционно русских регионах, то это будет ознакомление с историей христианской культуры, в частности, с историей православной. Сама по себе инициатива – решать проблему религиозной безграмотности хороша, полезна, важна. Но я бы аккуратно подходил к решению этих вопросов. И я бы начинал решать эту проблему не через школьников, а через работу, через просвещение, не религиозную пропаганду, ни в коем разе. Вот через просвещение преподавателей школ, преподавателей вузов, то есть тех, кто в рамках своих лекций, своих занятий могут затронуть те или иные вопросы, например, литераторы, историки».

В идее изучать священные тексты в образовательных учреждениях нет ничего плохого. Но в школьной программе нет места, чтобы добавить новый предмет, к тому же разговоры о духовно-нравственных ценностях уже существуют в достаточном количестве, уверена руководитель программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи Детской деревни-SOS в Пскове Алина Чернова.

Фото: Алина Чернова / «ВКонтакте»

«Честно говоря, искренне завидую и восхищаюсь продуктивности Виталия Милонова и его некоторых коллег по Государственной Думе. Не могу разделить их инициативу никаким образом. Потому, что я, как человек, работающий с детьми, честно говоря, не успеваю даже обрабатывать все эти входящие инициативы. Мы от прежних не от всех еще пришли в себя. С изучением священных текстов точно так же. Ничего плохого, конечно, в этом нет, но у нас есть предмет "Основы православной культуры", "Основы светской этики" и "Основы разных религий", кроме того, у нас есть "Разговоры о важном". Масса вариантов. Есть уроки мировой художественной культуры. Куда хочет товарищ Милонов включить и обязательное изучение священных текстов? Зачем? Какими силами? А главное, какая цель? Если цель просто очередная инициатива, то нужно найти ему, наверное, другой объект. Объективно говоря, ничего плохого в этой идее нет. Но иногда лучше молчать, чем говорить».

Согласна с мнением Алины Черновой в том, что занятость школьников не позволяет добавить отдельное изучение священных текстов, многодетная мама Ульяна Михайлова. Она добавила: сейчас в учебных заведениях гораздо важнее усилить подготовку к экзаменам, чтобы как минимум исключить необходимость нанимать репетиторов.

«Все зависит от объема этой программы, количества часов. Посещая школу сама и наблюдая за тем, как учатся мои дети, есть схожие с темой направления в истории, в религиозной тематике. Нагромождение отдельного предмета или курса – явно излишне, избыточно. Что касается важных ситуаций. У нас подготовка к государственным экзаменам в 9-м, в 10-м классах от всех родителей требует репетиторов. У нас школа не может подготовить качественно к этому направлению. Государственным мужам надо подумать над тем, чтобы усилить те направления, которые связаны с реальным будущим детей, с поступлением, реализацией себя как профессионалов».

В любом обществе должны существовать ценности, объединяющие людей в единый народ. В нашей стране государство определило скрепы общества - ими стали традиционные духовно-нравственные ценности, которые защищены на законодательном уровне. Поэтому инициатива депутата Милонова ввести изучение священных текстов в российской школе выглядит несвоевременной. В школьной образовательной программе и так есть возможность изучать основы религиозных культур. А для получения более глубоких знаний по этой теме, учащиеся могут ходить, например, в воскресные школы.

Анастасия Сливинская

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 252 человека
ПравилаКомментарии 1
Egor Morkva 23.12.2022 23:42
Так разве не прозодят мифы древней Греции? Достаточно этого
0
Рейтинг@Mail.ru